IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Билет в будущее

Борис Славин | 03.06.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Билет в будущее

Предсказывая будущее, мы всегда пытаемся заглянуть за рамки действительности, найти то, чего еще нет. Но часто будущее уже давно находится среди нас, мы просто его не замечаем.

Думаю, что и будущее информационных технологий тоже уже наступило, но не в виде каких-то особых технологий, нам неизвестных, а в виде BI-технологий и систем управления компетенциями, инновациями и коллективным интеллектом, элементы которых в той или иной мере уже используются. Попробую это доказать на примере соответствия востребованности систем управления той или иной экономической эпохе.

Первыми автоматизированными системами управления в экономике можно считать системы типа MRP — системы планирования материалов, и MRPII — системы управления производственными ресурсами. Первые такие системы появились еще в начале второй половины прошлого века, но распространение они получили в 1970–80-е годы, когда вычислительные комплексы стали доступны многим предприятиям. Именно тогда получила распространение аббревиатура АСУ — автоматизированные системы управления. До сих пор екатеринбургский клуб ИТ-директоров гордо называется клубом профессионалов АСУ Урала, демонстрируя свою генетическую связь с эпохой MRP.

Шаг за шагом

Ребенок в чреве матери повторяет этапы эволюции человека — от простейших организмов к более сложным. Информационные технологии, являясь детищем современной эпохи, тоже в своем генезисе можно рассматривать как повторение развития мировой экономики. Так, автоматизированное планирование производственных ресурсов вполне соотносится с ранней стадией развития производства еще в доиндустриальном обществе — с деятельностью артелей. Артели выигрывали перед индивидуальными ремесленниками именно за счет более эффективного использования материалов и производственных ресурсов.

Следующий класс информационных систем, называемых ERP-системами (системами учета и планирования всеми ресурсами предприятия), корреспондирует с индустриальной эпохой, когда за счет разделения труда, инсорсинга, удалось создать высокоэффективные производства. ERP-системы — это системы объединяющие различные функции предприятия: не только производство, но и финансы, кадры и т. п. Индустриальная экономика довела до совершенства применение внутренних ресурсов предприятия, ERP-системы поставили информационно-технологическую точку в этом совершенствовании.

Индустриальная эпоха переросла в постиндустриальную, когда отдельные функции были выделены в самостоятельные фирмы и компании, оказывающие друг другу услуги. Именно поэтому постиндустриальную экономику называют экономикой услуг. В постиндустриальном обществе помимо управления ресурсами предприятия важным становится управление отношениями: с клиентами, поставщиками, партнерами и т. п. Возникают новые системы управления, не укладывающиеся в технологию ERP, — системы управления отношениями с клиентами (CRM), системы взаимодействия бизнеса с партнерами или органами власти (B2B и B2G) и т. д.

Экономические эпохи не отменяют то, что было сделано на предыдущих этапах развития, а дополняют новыми технологиями. Постиндустриализм со своей технологией аутсорсинга создал масштабную бизнес-среду, сделав экономику глобальной, но не отменил инсорсинг, который необходим для работы предприятий. То же самое происходит сегодня и в новую информационную эру, с появлением информационной открытости и технологий краудсорсинга. Порталы компаний позволяют привлечь сотрудников и клиентов к решению проблем эффективности деятельности и продаж, а интернет-сервисы реализуют многие функции предприятия за счет самих покупателей.

Информационная эпоха

Достаточно взглянуть сегодня на информационные системы банков, торговли, туризма. Клиент все больше и больше сам себе оказывает услуги, появляются полностью виртуальные банки и магазины, чьи торговые залы заменяются интернет-представительствами. Более того, ряд услуг и вовсе пропадает. Например, в сфере отдыха благодаря сервису Booking.Com можно отказаться от деятельности туристических фирм, а сервис Airnbnb.Com позволяет обойтись в поездках даже и без гостиничных услуг. Информационная эпоха смешала понятия «клиент», «продавец», «партнер» — все стали просто пользователями облачных технологий, коммуницируя друг с другом. Информационная экономика переносит центры прибыли в центры коммуникаций людей.

Доиндустриальная эпоха продолжалась тысячелетия, индустриальная — уже всего пару-тройку сотен лет. Постиндустриализму вообще менее ста лет, а информационному обществу нет и двух десятилетий. Каждая следующая эпоха существенно короче предыдущей, и в современном мире можно не только найти страну, которая застряла в той или иной эпохе, но даже внутри одной страны, в одном городе можно найти примеры всех эпох. Россия пять лет назад приняла стратегию развития информационного общества, а Сингапур через два года собирается уже создать основу нового общества — интеллектуальную нацию. Общество знаний, или смарт-общество — это и есть будущее, в котором если и не нам, то нашим детям предстоит жить.

Главный ресурс

Какие же информационные технологии соответствуют нарождающемуся обществу знаний? В первую очередь BI-технологии. Только в более широком диапазоне, чем текущие предложения. BI-системы должны уметь работать с Big Data, в которых потенциально имеется много полезной информации, использовать семантический анализ, нейроанализ и т. д.. Но даже эти передовые технологии не будут востребованы, если ими не научится управлять человек. А это значит, что должны быть созданы системы управления компетенциями и инновациями, позволяющие эффективно использовать главный ресурс предприятия будущего — интеллектуальные возможности человека.

Современные высокотехнологичные компании (такие как Google, Microsoft, Facebook) уже давно соревнуются не в технологиях, а в развитии капитала знаний своих компаний, который только и сможет принести успех в будущем. Возможности коллективного творчества и интеллекта колоссальны, кто эффективнее научится их использовать, тот и получит «билет» в будущее. Ничего нового придумывать не надо, все уже есть сегодня: человек — вот главный ресурс будущего, которым надо научиться управлять. И именно информационные технологии, объединяющие людей в единое целое для коллективного творчества, позволят создать такие системы управления. И этим надо заниматься уже сегодня.

Журнал IT-Manager № 05/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Борис Славин

Борис Славин

Член правления Союза ИТ-директоров России, основатель экспертной сети Expinet.ru, научный руководитель факультета прикладной математики и ИТ Финансового университета при Правительстве РФ.

Мероприятия

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

20.11.2018
Oracle Cloud Day 2018

Москва, Технопарк «Сколково» Большой бульвар, д. 42, стр.1.

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».