IT ManagerИТ в бизнесеУправление

У книжной полки

Павел Потеев | 26.03.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

У книжной полки

Много раз я задавал руководителям различных уровней и функций один и тот же вопрос: каким образом они повышают свою квалификацию как бизнес-руководители?

На первое место большинство опрашиваемых поставили непосредственную передачу знаний, навыков, конкретных управленческих приемов от наставников, старших менеджеров, коллег.

Разумеется, были упомянуты и бизнес-образование, и управленческие тренинги. Деловую литературу большинство тех, кому я задал этот вопрос, ставили на третье место.

Моя оценка силы воздействия и результативности инструментов обучения приблизительно такая же. Для повышения квалификации я, по возможности, использую все три подхода. Но я вырос в научной среде, откуда и вынес серьезный подход именно к образованию посредством чтения.

Во время прохождения одного учебного курса по управлению ведущий рассказал об интересной статистике: примерно 80% закупленной деловой литературы остается непрочитанной (точный подсчет едва ли возможен). Это как минимум является хорошей причиной тщательно отнестись к выбору приобретаемых изданий и к цели покупки. Это связано как с уровнем качества литературы, так и с тем, что покупка хорошей книги по управлению может быть подобна благому намерению избавиться от вредной привычки «со следующего понедельника».

На мой взгляд, руководителю на разных этапах его собственного развития требуется литература из достаточно разных «пластов». Об этом — в пяти пунктах.

1. Обычно первой должностью ИТ-директора является должность технического специалиста. Поэтому основной категорией учебной литературы на данном этапе является техническая. Однако для лучшего понимания того, как работают организации уже на этом этапе, полезно знакомство с литературой, выходящей за рамки ИТ. У меня это началось с учебников по финансам и бухгалтерскому учету – универсальному языку бизнеса.

2. При подготовке и назначении на первую управленческую должность помогает литература, где описаны базовые приемы: делегирование, мотивация, управление командой. И как продолжение предыдущего этапа свое место на полке занимают книги по «устройству» бизнес-функций: продаж, производства, логистики, службы персонала. Это позволит как глубже понять предметную область применения ИТ-систем, так и подготовить себя к работе руководителя. Познакомиться полезно со всеми, хотя бы для того, чтобы понимать язык и проблематику работы смежных подразделений.

3. По мере получения собственного опыта у руководителя неплохо будет дополнить и сопоставить его с опытом и мнением других людей. В этот момент логично дополнить содержание книжной полки жизнеописаниями и автобиографиями руководителей и предпринимателей.

4. Ли Якокка, один из наиболее известных руководителей автомобильной индустрии, в своих воспоминаниях подчеркивал важность обучения и литературы по психологии. Знакомиться с таким материалом или нет — дело личное. Я в какой-то момент понял, что работы с компьютерами становится меньше, а работы с людьми — больше. Тогда и принял решение внимательно проработать один, но хороший учебник по данной теме.

5. С течением времени в моем списке литературы «на отпуск» заметную часть стали составлять книги по истории, социологии, страноведению. Эти интерес и потребность возникли в ходе работы с представителями различных национальных групп и культур: каковы их ценности, история, способы выражения эмоций, формат ведения спора, как они относятся друг к другу, почему они поступают так, а не иначе. Это чем-то похоже на психологию на макроуровне, то есть на понимание того, что объединяет и что определяет поведение тех или иных социальных и национальных групп.

До определенного момента в такой литературе не видишь практической ценности, пока не начинаешь работать с представителями разных стран и культур, а также пока в повестке дня не появляются решения типа «в какой стране и в городе открыть корпоративный ИТ-сервисный центр». Принятие решений по подобным вопросам заставляет присмотреться и использовать в работе культурные, образовательные, демографические категории и измерения.

Журнал IT-Manager № 03/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Павел Потеев

Павел Потеев

Постоянный автор журнала. С 1992 г. его карьера развивается в сферах программ трансформации, корпоративного управления, информационных технологий, управления изменениями, консультирования. После получения высшего инженерного образования в Санкт-Петербургском Техническом Университете ИТМО Павел начал карьеру в ИТ, был консультантом и руководителем проектов внедрения бизнес-систем, работал в программах стратегического и организационного развития. Опыт Павла основан на работе в международных компаниях различных направлений деятельности, таких, как добыча природных ресурсов, химическая промышленность, горнодобывающая индустрия, консалтинг, строительство, производство, профессиональные услуги. В дополнение к роли ИТ-руководителя, получил глубокое понимание работы подразделений финансов, продаж, операций, а также опыт постановки процессов CRM и HR, внедрения SAP, управления проектами организационного развития, слияний и поглощений. Будучи экспертом международного уровня, Павел реализовывал проекты в публичных и частных компаниях, расположенных в более чем десяти странах Центральной, Северной и Восточной Европы и Центральной Азии. До недавнего времени работал директором департамента управления изменениями Eurasian Resources Group (ERG) Business and Technology Services руководил направлениями обучения и развития, внедрением новых процессов управления.
Член Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPB CIO CLUB

Мероприятия

15.11.2018
Teradata Форум 2018

Москва, Отель «Ритц-Карлтон»

15.11.2018
Docsvision User Day 2018

Москва, ул. Поклонная, д.3 (м. Кутузовская), конференц-центр Newsroom

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».