УправлениеИТ в бизнесе

Бег вверх по эскалатору, идущему вниз

Григорий Рудницкий | 25.02.2013

Бег вверх по эскалатору, идущему вниз

Если смотреть с «колокольни» крупных компаний и корпораций, задачи, стоящие перед ИТ-специалистами, работающими в среднем и малом бизнесе, не столь уж значительны, однако от этого они не становятся менее важными для самих СМБ-компаний
Если смотреть с «колокольни» крупных компаний и корпораций, задачи, стоящие перед ИТ-специалистами, работающими в среднем и малом бизнесе, не столь уж значительны, однако от этого они не становятся менее важными для самих СМБ-компаний

Какие проблемы приходится решать ИТ-руководителям средних и небольших компаний? Мы задали несколько вопросов одному из них, Константину Илларионову, директору по информационным технологиям Управляющей компании  «Оками», расположенной в Екатеринбурге и являющейся типичным предприятием среднего бизнеса регионального уровня. 

Есть ли у вашей компании особенности в плане потребления ИТ-услуг?

Наша компания представляет собой автомобильный холдинг, в состав которого входит несколько автоцентров. Если говорить об объеме потребляемых нами ИТ-услуг, то он немалый. Собственно, в этом нет ничего удивительного, поскольку невозможно сегодня представить подобный быстро развивающийся бизнес без хорошо организованной ИТ-инфраструктуры. Сам бизнес нашей компании состоит из нескольких компонентов. Первый — продажа автомобилей, запчастей и дополнительного оборудования. Второе — производственный цикл, связанный с предоставлением услуг основного и кузовного сервиса. Третий - также предоставление различного вида услуг по страхованию  кредитованию автомобилей, трейд-ин  и т.д. Таким образом, получается многопрофильный бизнес, который должен работать как единый слаженный механизм. Естественно, это возможно только тогда, когда все подразделения четко взаимодействуют, а все бизнес-процессы грамотно выстроены и функционируют, в том числе и с помощью программных продуктов и аппаратных средств. И естественно все должно работать 24/7/365. Конечно, данные условия накладывают большую ответственность на качество работы ИТ-службы в целом.

Наш бизнес сложный  с точки зрения процессов и одной из главных задач, на которую направлены основные усилия – это клиентоориентированность. Мы постоянно пытаемся сделать с одной стороны  наши сервисы более удобными и доступными, с другой стороны повысить скорость и качество оказываемых услуг. 

Какие проблемы в области ИТ сегодня являются для вашей компании наиболее острыми и актуальными?

Я бы все-таки назвал это не проблемами, а нашей стратегией и тактикой в области развития ИТ-инфраструктуры. Мы стараемся идти в ногу со временем. Есть цель: поддержание компании на определенном уровне, так требует бизнес. Это связано и с высокой конкуренцией на рынке и очень быстрым развитием технологий. В данной ситуации  можно провести аналогию с эскалатором, по которому ты идешь против движения. Чтобы остаться на своем уровне, необходимо идти, а чтобы двигаться вверх — нужно бежать со всех ног. Что это означает? Мы должны быть готовы к пожеланиям и задачам  заказчика ( внутреннего пользователя) еще до того момента, когда эти пожелания окончательно сформируются и станут актуальными . Для этого необходимо постоянно отслеживать последние тенденции как в рамках развития технологий, сервисов, так и появление потребностей конечного потребителя и прогнозировать возможность их применения для существующего бизнеса. И пока, на мой взгляд, нам это удается. При появлении новых идей готовность происходит либо уже на уровне понимания бизнес-процесса, либо на уровне четкого понимания того, что требуется реализовать и какими программно-аппаратными средствами. Отсюда и требования к решению любых текущих задач. К примеру, выбор и закупка оборудования проводится  в расчете на дальнейший рост и развитие бизнеса. Точно так же внедрение и доработка программных продуктов осуществляется  с учетом возможного масштабирования и расширения функционала. Словом, стараемся соблюдать хотя бы минимальную избыточность на всех этапах использования ИТ.

Насколько широко вы привлекаете аутсорсинговых подрядчиков?

На сегодняшний день многие предприятия смотрят в сторону передачи на аутсорсинг тех или иных услуг. На мой взгляд, переход на аутсорсинг должен быть обусловлен двумя факторами: экономической эффективностью и безопасностью. Если рассматривать нашу компанию, то в сфере ИТ , у нас не так уж много подобного рода  услуг. Мы используем аутсорсинг в области обслуживания и ремонта оргтехники, в том числе  заправки картриджей. Другое направление, где нам требуются внешние подрядчики — это прокладка различных сетей и коммуникаций (СКС, видеонаблюдение, СКУД и т.д.). Наконец, еще одна небольшая область — предоставление Wi-Fi-доступа нашим клиентам. Такой доступ осуществляется вне наших сетей, этим занимается сторонняя компания. Вот, пожалуй, и все. Остальное мы делаем сами, собственными силами. 

Используются ли в вашей компании облачные сервисы и решения? Что вы думаете об их перспективе для среднего и малого бизнеса?

Я очень хорошо отношусь к облакам и думаю, что через два-три года мы все будем использовать их очень интенсивно. Однако сегодня есть несколько факторов , мешающих их широкому распространению. Первое связано с безопасностью информации, размещенной в облаке, которую пока никто не может стопроцентно гарантировать. Второй аспект касается сетей, а именно возможное отсутствие доступа либо уменьшение пропускной способности интернет канала и это для нас наиболее критично. Мы не можем себе позволить даже на небольшой период времени остановку работы, поскольку это незамедлительно приведет к финансовым потерям компании с одной стороны, с другой стороны может повлиять на удовлетворенность наших клиентов.  Да, я согласен, что данный фактор возможно решить технически за счет настойки работы резервных каналов и т.д., но данный вопрос необходимо решать всё-таки комплексно.  Таковы основные причины, которые пока на мой взгляд сдерживают массовый переход в облака. Использование облаков можно рассмотреть на простом примере - Office 365.  Все-таки, давайте посчитаем, что для нас выгоднее на сегодняшний момент: покупать классический «коробочный» Microsoft Office либо приобретать подписку на новый облачный Office 365. Последний хорош тем, что  можно в любой момент расширить, добавить или убрать количество рабочих лицензий. С другой стороны при уже сложившемся, устоявшемся бизнесе, сравнивая оба решения и проведя расчеты по стоимости, пришли к выводу, что облачный офис для нас пока экономически не выгоден. Хотя в целом появление облачных технологий для среднего и малого бизнеса — это, безусловно, благо. Особенно для стартапов — в ситуации когда без непосредственного приобретения дорогостоящего оборудования и программного обеспечения можно все взять в аренду в облаке и протестировать практически любую бизнес идею – это супер! Использование облаков в данном случае дает большие возможности при при незначительных финансовых вливаниях, что уравнивает шансы малого бизнеса по сравнению с более крупным. Даже если что-то не получилось, убытки будут незначительными, а все затраты — максимально прозрачными. Поэтому облака для малых предприятий — это замечательная вещь, которую обязательно надо использовать.. Мы ничего не используем в облаке, но активно следим за развитием данных технологий. Два-три года пройдут быстро, и надо быть к этому готовыми. Более того, если нам срочно потребуется обкатать какие-либо новые технологии, мы, скорее всего, возьмем на вооружение возможности облаков. 

Каким образом в вашей компании формируются бюджеты на ИТ? Какую роль в этом процессе играете вы как ИТ-директор?

Наша компания существует около десяти  лет, поэтому процессы бюджетирования у нас уже давно сложились. Что касается финансовых вливаний в развитие ИТ-инфраструктуры, в этом процессе я принимаю самое непосредственное участие. Моя задача обеспечение непрерывности работы бизнеса связанной с функционированием ИТ-инфраструктуры. Исходя из этого и формируются потребности связанные с поддержкой и дальнейшим развитием ИТ-инфраструктуры в том числе необходимость приобретения тех или иных программных продуктов и оборудования. Я не являюсь конечной инстанцией, которая принимает решение, моя задача  предоставить  полное обоснование и сформировать бюджеты, а вопросы согласования выделения средств решаются на более высоком уровне. Считаю, что наши учередители очень серьезно относятся к состоянию бизнеса в целом и к его развитию. Конечно, не могу сказать, что у нас вообще нет никаких проблем с финансированием, однако на мой взгляд, у нас очень хороший баланс имеющегося оборудования и ПО, полный порядок с лицензированием. Понимание есть — и это главное.

Стремитесь ли вы быть на гребне волны в плане использования ИТ или для вас важнее принцип разумной достаточности?

Вопрос в том «Что значит- быть на гребне волны и самое главное-что это дает?». Новое — не обязательно лучшее. Необходим срок для того, чтобы те или иные технологии или «железо» прошли апробацию. Я считаю, что «железо» должно быть качественным, но при этом может быть недорогим. Для нас главное — разумная достаточность, но с небольшим запасом, о котором я уже говорил. По моему мнению, слепое следование новинкам часто становится просто пустой тратой денег. У нас работает хорошее и мощное оборудование, но оно рассчитано на те нагрузки, которые сегодня необходимы для нашего бизнеса, плюс необходимый запас по мощности. Другой вопрос по поводу отслеживания тенденций. Необходимо понимание- что действительно сейчас востребовано на рынке и интересно конечному потребителю, в данном случае я имею ввиду интенсивное развитие Web технологий, широкое использование мобильных устройств, влияние социальных сетей и т.д.. В данном случае мы пытаемся быть в «тренде», что  дает возможность компании получать дополнительные конкурентные преимущества либо, как минимум  - не чувствовать себя догоняющим.

Всегда ли вы находите понимание со стороны поставщиков ПО и оборудования?

У нас сложились хорошие отношения с поставщиками. Я считаю, что сотрудничество возникает лишь тогда, когда взаимодействие перерастает из банального продать-купить в процесс по решению любой задачи  наиболее эффективным и взаимовыгодным образом.  Очень тесно работаем непосредственно с вендорами и  с представительствами различных ИТ- компаний в нашем Уральском регионе. Информация из первых рук всегда полезна. Приведу один пример: получив и сравнив  статистику сервисного обслуживания и %соотношение брака закладываемое производителями, мы перешли на мониторы другого производителя. Хотя их стоимость немного выше, зато практически не знаем проблем с возможными отказами техники.  Другой пример: информация о планах выхода новых продуктов ПО либо оборудования и проводимых акциях от производителя не раз помогала в принятии окончательного решения по разного рода задачам. Ту или иную информацию зачастую можно получить только непосредственно от вендора.   Когда у поставщика, вендора и у нас, как конечного потребителя, есть общая заинтересованность, возникает симбиоз и  обязательно находится компромисс и принимается решение, одинаково устраивающее все стороны. Так бывает не всегда, но очень часто. 

Расскажите об одном или двух наиболее интересных проектах, которые вам пришлось реализовывать за последние год-два.

Самый важный проект — запуск новых автоцентров. Он сопряжен с решением целого спектра различных задач — от проекта, прокладки СКС до установки необходимого оборудования, разработки и внедрения ПО и сопровождения уже в процессе работы.  Всех проблем предусмотреть заранее невозможно: дело большое, хлопотное и напряженное, но с другой стороны — и очень интересное. 

Как вы решаете проблему нехватки кадров, которая в регионах еще сильнее, чем в Москве? 

Да, на сегодняшний день - это самая серьезная проблема. В последний год она стала просто критической. Даже не могу вспомнить какие способы мы еще не использовали для ее эффективного решения Поиск квалифицированных ИТ-специалистов превратился в настоящую головную боль не только для нашего отдела по персоналу, но и для меня лично. Нагрузка растет, а при катастрофическом «кадровом голоде», при отсутствии необходимых сотрудников она распределяется между существующими, причем до такой степени, что уже есть риск потерять и их. Есть вариант по выращиванию кадров т.е. просто взять студента и научить, но как показывает практика один из десяти остается работать. Данная статистика взята из подобных проектов других предприятий и возможно расходится с общероссийской. Но тем не менее отражает реальное положение дел. Найти квалифицированного специалиста становиться все труднее. И эта проблема будет только увеличиваться. Так или иначе, я думаю, справимся и с этой задачей. В какой-то степени решить ее поможет внедрение облаков. Но пока мы не перешли на эту технологию.

Источник: IT Manager №2, 2012

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 02/2013], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00