ИТ-ДиректорИТ в бизнесеУправление

Бег вверх по эскалатору, идущему вниз

Григорий Рудницкий | 25.02.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Бег вверх по эскалатору, идущему вниз

Если смотреть с «колокольни» крупных компаний и корпораций, задачи, стоящие перед ИТ-специалистами, работающими в среднем и малом бизнесе, не столь уж значительны, однако от этого они не становятся менее важными для самих СМБ-компаний

Какие проблемы приходится решать ИТ-руководителям средних и небольших компаний? Мы задали несколько вопросов одному из них, Константину Илларионову, директору по информационным технологиям Управляющей компании  «Оками», расположенной в Екатеринбурге и являющейся типичным предприятием среднего бизнеса регионального уровня. 

Есть ли у вашей компании особенности в плане потребления ИТ-услуг?

Наша компания представляет собой автомобильный холдинг, в состав которого входит несколько автоцентров. Если говорить об объеме потребляемых нами ИТ-услуг, то он немалый. Собственно, в этом нет ничего удивительного, поскольку невозможно сегодня представить подобный быстро развивающийся бизнес без хорошо организованной ИТ-инфраструктуры. Сам бизнес нашей компании состоит из нескольких компонентов. Первый — продажа автомобилей, запчастей и дополнительного оборудования. Второе — производственный цикл, связанный с предоставлением услуг основного и кузовного сервиса. Третий - также предоставление различного вида услуг по страхованию  кредитованию автомобилей, трейд-ин  и т.д. Таким образом, получается многопрофильный бизнес, который должен работать как единый слаженный механизм. Естественно, это возможно только тогда, когда все подразделения четко взаимодействуют, а все бизнес-процессы грамотно выстроены и функционируют, в том числе и с помощью программных продуктов и аппаратных средств. И естественно все должно работать 24/7/365. Конечно, данные условия накладывают большую ответственность на качество работы ИТ-службы в целом.

Наш бизнес сложный  с точки зрения процессов и одной из главных задач, на которую направлены основные усилия – это клиентоориентированность. Мы постоянно пытаемся сделать с одной стороны  наши сервисы более удобными и доступными, с другой стороны повысить скорость и качество оказываемых услуг. 

Какие проблемы в области ИТ сегодня являются для вашей компании наиболее острыми и актуальными?

Я бы все-таки назвал это не проблемами, а нашей стратегией и тактикой в области развития ИТ-инфраструктуры. Мы стараемся идти в ногу со временем. Есть цель: поддержание компании на определенном уровне, так требует бизнес. Это связано и с высокой конкуренцией на рынке и очень быстрым развитием технологий. В данной ситуации  можно провести аналогию с эскалатором, по которому ты идешь против движения. Чтобы остаться на своем уровне, необходимо идти, а чтобы двигаться вверх — нужно бежать со всех ног. Что это означает? Мы должны быть готовы к пожеланиям и задачам  заказчика ( внутреннего пользователя) еще до того момента, когда эти пожелания окончательно сформируются и станут актуальными . Для этого необходимо постоянно отслеживать последние тенденции как в рамках развития технологий, сервисов, так и появление потребностей конечного потребителя и прогнозировать возможность их применения для существующего бизнеса. И пока, на мой взгляд, нам это удается. При появлении новых идей готовность происходит либо уже на уровне понимания бизнес-процесса, либо на уровне четкого понимания того, что требуется реализовать и какими программно-аппаратными средствами. Отсюда и требования к решению любых текущих задач. К примеру, выбор и закупка оборудования проводится  в расчете на дальнейший рост и развитие бизнеса. Точно так же внедрение и доработка программных продуктов осуществляется  с учетом возможного масштабирования и расширения функционала. Словом, стараемся соблюдать хотя бы минимальную избыточность на всех этапах использования ИТ.

Насколько широко вы привлекаете аутсорсинговых подрядчиков?

На сегодняшний день многие предприятия смотрят в сторону передачи на аутсорсинг тех или иных услуг. На мой взгляд, переход на аутсорсинг должен быть обусловлен двумя факторами: экономической эффективностью и безопасностью. Если рассматривать нашу компанию, то в сфере ИТ , у нас не так уж много подобного рода  услуг. Мы используем аутсорсинг в области обслуживания и ремонта оргтехники, в том числе  заправки картриджей. Другое направление, где нам требуются внешние подрядчики — это прокладка различных сетей и коммуникаций (СКС, видеонаблюдение, СКУД и т.д.). Наконец, еще одна небольшая область — предоставление Wi-Fi-доступа нашим клиентам. Такой доступ осуществляется вне наших сетей, этим занимается сторонняя компания. Вот, пожалуй, и все. Остальное мы делаем сами, собственными силами. 

Используются ли в вашей компании облачные сервисы и решения? Что вы думаете об их перспективе для среднего и малого бизнеса?

Я очень хорошо отношусь к облакам и думаю, что через два-три года мы все будем использовать их очень интенсивно. Однако сегодня есть несколько факторов , мешающих их широкому распространению. Первое связано с безопасностью информации, размещенной в облаке, которую пока никто не может стопроцентно гарантировать. Второй аспект касается сетей, а именно возможное отсутствие доступа либо уменьшение пропускной способности интернет канала и это для нас наиболее критично. Мы не можем себе позволить даже на небольшой период времени остановку работы, поскольку это незамедлительно приведет к финансовым потерям компании с одной стороны, с другой стороны может повлиять на удовлетворенность наших клиентов.  Да, я согласен, что данный фактор возможно решить технически за счет настойки работы резервных каналов и т.д., но данный вопрос необходимо решать всё-таки комплексно.  Таковы основные причины, которые пока на мой взгляд сдерживают массовый переход в облака. Использование облаков можно рассмотреть на простом примере - Office 365.  Все-таки, давайте посчитаем, что для нас выгоднее на сегодняшний момент: покупать классический «коробочный» Microsoft Office либо приобретать подписку на новый облачный Office 365. Последний хорош тем, что  можно в любой момент расширить, добавить или убрать количество рабочих лицензий. С другой стороны при уже сложившемся, устоявшемся бизнесе, сравнивая оба решения и проведя расчеты по стоимости, пришли к выводу, что облачный офис для нас пока экономически не выгоден. Хотя в целом появление облачных технологий для среднего и малого бизнеса — это, безусловно, благо. Особенно для стартапов — в ситуации когда без непосредственного приобретения дорогостоящего оборудования и программного обеспечения можно все взять в аренду в облаке и протестировать практически любую бизнес идею – это супер! Использование облаков в данном случае дает большие возможности при при незначительных финансовых вливаниях, что уравнивает шансы малого бизнеса по сравнению с более крупным. Даже если что-то не получилось, убытки будут незначительными, а все затраты — максимально прозрачными. Поэтому облака для малых предприятий — это замечательная вещь, которую обязательно надо использовать.. Мы ничего не используем в облаке, но активно следим за развитием данных технологий. Два-три года пройдут быстро, и надо быть к этому готовыми. Более того, если нам срочно потребуется обкатать какие-либо новые технологии, мы, скорее всего, возьмем на вооружение возможности облаков. 

Каким образом в вашей компании формируются бюджеты на ИТ? Какую роль в этом процессе играете вы как ИТ-директор?

Наша компания существует около десяти  лет, поэтому процессы бюджетирования у нас уже давно сложились. Что касается финансовых вливаний в развитие ИТ-инфраструктуры, в этом процессе я принимаю самое непосредственное участие. Моя задача обеспечение непрерывности работы бизнеса связанной с функционированием ИТ-инфраструктуры. Исходя из этого и формируются потребности связанные с поддержкой и дальнейшим развитием ИТ-инфраструктуры в том числе необходимость приобретения тех или иных программных продуктов и оборудования. Я не являюсь конечной инстанцией, которая принимает решение, моя задача  предоставить  полное обоснование и сформировать бюджеты, а вопросы согласования выделения средств решаются на более высоком уровне. Считаю, что наши учередители очень серьезно относятся к состоянию бизнеса в целом и к его развитию. Конечно, не могу сказать, что у нас вообще нет никаких проблем с финансированием, однако на мой взгляд, у нас очень хороший баланс имеющегося оборудования и ПО, полный порядок с лицензированием. Понимание есть — и это главное.

Стремитесь ли вы быть на гребне волны в плане использования ИТ или для вас важнее принцип разумной достаточности?

Вопрос в том «Что значит- быть на гребне волны и самое главное-что это дает?». Новое — не обязательно лучшее. Необходим срок для того, чтобы те или иные технологии или «железо» прошли апробацию. Я считаю, что «железо» должно быть качественным, но при этом может быть недорогим. Для нас главное — разумная достаточность, но с небольшим запасом, о котором я уже говорил. По моему мнению, слепое следование новинкам часто становится просто пустой тратой денег. У нас работает хорошее и мощное оборудование, но оно рассчитано на те нагрузки, которые сегодня необходимы для нашего бизнеса, плюс необходимый запас по мощности. Другой вопрос по поводу отслеживания тенденций. Необходимо понимание- что действительно сейчас востребовано на рынке и интересно конечному потребителю, в данном случае я имею ввиду интенсивное развитие Web технологий, широкое использование мобильных устройств, влияние социальных сетей и т.д.. В данном случае мы пытаемся быть в «тренде», что  дает возможность компании получать дополнительные конкурентные преимущества либо, как минимум  - не чувствовать себя догоняющим.

Всегда ли вы находите понимание со стороны поставщиков ПО и оборудования?

У нас сложились хорошие отношения с поставщиками. Я считаю, что сотрудничество возникает лишь тогда, когда взаимодействие перерастает из банального продать-купить в процесс по решению любой задачи  наиболее эффективным и взаимовыгодным образом.  Очень тесно работаем непосредственно с вендорами и  с представительствами различных ИТ- компаний в нашем Уральском регионе. Информация из первых рук всегда полезна. Приведу один пример: получив и сравнив  статистику сервисного обслуживания и %соотношение брака закладываемое производителями, мы перешли на мониторы другого производителя. Хотя их стоимость немного выше, зато практически не знаем проблем с возможными отказами техники.  Другой пример: информация о планах выхода новых продуктов ПО либо оборудования и проводимых акциях от производителя не раз помогала в принятии окончательного решения по разного рода задачам. Ту или иную информацию зачастую можно получить только непосредственно от вендора.   Когда у поставщика, вендора и у нас, как конечного потребителя, есть общая заинтересованность, возникает симбиоз и  обязательно находится компромисс и принимается решение, одинаково устраивающее все стороны. Так бывает не всегда, но очень часто. 

Расскажите об одном или двух наиболее интересных проектах, которые вам пришлось реализовывать за последние год-два.

Самый важный проект — запуск новых автоцентров. Он сопряжен с решением целого спектра различных задач — от проекта, прокладки СКС до установки необходимого оборудования, разработки и внедрения ПО и сопровождения уже в процессе работы.  Всех проблем предусмотреть заранее невозможно: дело большое, хлопотное и напряженное, но с другой стороны — и очень интересное. 

Как вы решаете проблему нехватки кадров, которая в регионах еще сильнее, чем в Москве? 

Да, на сегодняшний день - это самая серьезная проблема. В последний год она стала просто критической. Даже не могу вспомнить какие способы мы еще не использовали для ее эффективного решения Поиск квалифицированных ИТ-специалистов превратился в настоящую головную боль не только для нашего отдела по персоналу, но и для меня лично. Нагрузка растет, а при катастрофическом «кадровом голоде», при отсутствии необходимых сотрудников она распределяется между существующими, причем до такой степени, что уже есть риск потерять и их. Есть вариант по выращиванию кадров т.е. просто взять студента и научить, но как показывает практика один из десяти остается работать. Данная статистика взята из подобных проектов других предприятий и возможно расходится с общероссийской. Но тем не менее отражает реальное положение дел. Найти квалифицированного специалиста становиться все труднее. И эта проблема будет только увеличиваться. Так или иначе, я думаю, справимся и с этой задачей. В какой-то степени решить ее поможет внедрение облаков. Но пока мы не перешли на эту технологию.

Источник: IT Manager №2, 2012

Журнал IT-Manager № 02/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Григорий Рудницкий

Григорий Рудницкий

Историк по образованию. В ИТ-прессе – бумажной и онлайновой – с 2002 года: публикуется в изданиях, ориентированных как на домашних, так и на корпоративных пользователей. Любимые темы: гаджеты, мобильность, облачные сервисы, свободное программное обеспечение.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия