Революции нам не нужны

Логотип компании
Революции нам не нужны
Современное информагентство представляет собой настоящую фабрику по производству новостей. О том, какой выбор приходилось и приходится делать ему, нам рассказал директор по информационным технологиям РИА "Новости" Александр Антонов
Современное информационное агентство представляет собой настоящую фабрику по производству новостей, выпускающую продукцию в режиме «24×7». Подобная специфика накладывает отпечаток и на работу ИТ-подразделения и его руководителя. Неправильный выбор может повлечь за собой очень серьезные последствия. О том, какой выбор приходилось и приходится делать ему, нам рассказал директор по информационным технологиям РИА «Новости» Александр Антонов.

Прежде всего, хотел бы сказать несколько слов о своем нынешнем месте работы и его специфике — я здесь уже два года, руковожу специалистами по разработке программного обеспечения, обслуживанию вычислительной и сетевой инфраструктуры. Мы осуществляем проекты как для основного бизнеса, так и для бэк-офиса. Конечно же, у бизнеса РИА «Новости» есть свои особенности. Новости должны публиковаться оперативно, а те ресурсы, которые обеспечивают данный процесс, функционировать постоянно и бесперебойно. Что это означает на практике? Представьте, репортаж или интервью идет в прямом эфире. Мы должны гарантировать, что никаких сбоев при этом не возникнет, что все посетители, пришедшие на сайт для того, чтобы посмотреть данный материал, увидят его без задержек и замедлений. В отличие от других компаний в нашей работе очень много различного медиаконтента — фото, звука, видео, плюс большой объем посещаемости. Основной объем информации, генерируемый РИА «Новости», передается посредством интернет-технологий. Ранее в новостном бизнесе я не работал, а пришел сюда по приглашению главного редактора агентства. Разумеется, я знал, что такое новостные агентства вообще и РИА «Новости» в частности. Однако знания эти были на уровне потребителя новостной информации. Поначалу однозначного и стопроцентного понимания, как все это действует, у меня не было. Соответственно, первое время старался разобраться во всех деталях работы этой «фабрики новостей». С одной стороны, все технологии вроде бы известны, но с другой — ребята из Департамента разработки программного обеспечения используют свои, уже наработанные и прижившиеся подходы, которые успешно себя зарекомендовали. Поэтому никаких революций устраивать не пришлось. От меня же, как от ИТ-директора, требовалось наладить гармоничное взаимодействие между всеми на благо бизнеса в целом. Повторю, все должно функционировать, и функционировать без сбоев. Любой простой сайта — это провал, это убытки. Технологии мы используем самые разнообразные, поскольку сотрудничаем почти со всеми ведущими поставщиками — Microsoft, IBM, VMWare, CISCO и многими другими. 

Рост вширь

Итак, почему же я решил пойти на должность ИТ-директора в крупную медийную компанию, хотя до этого не имел опыта работы в данном сегменте? С одной стороны, я понимал, что являюсь достаточно зрелым профессионалом в области информационных технологий. С другой — мне еще не 70 лет, так что возможность, желание и время для того, чтобы разобраться во всем, еще есть. Кроме того, можно говорить о расширении отраслевого опыта, что тоже немаловажно. У многих CIO возникает вопрос: а что же делать дальше, куда направить карьеру после достижения поста ИТ-директора? Так вот, расти можно не только ввысь, но и вширь, то есть расширять отраслевую экспертизу, обогащаться дополнительными знаниями, которые затем будут полезны. А здесь была именно та информация, которой я не обладал, но которая впоследствии могла бы очень пригодиться. 

Пользуйся тем, что имеешь

Здесь, в агентстве, мы можем использовать самое лучшее и современное оборудование, поскольку главное, как я уже говорил, — обеспечить надежную и бесперебойную работу всех сервисов РИА «Новости». Любой новый CIO, как только начинает работать в компании, сталкивается с проблемой выбора стратегии: разнести ли все в пух и прах и построить заново, объясняя этот радикальный шаг той или иной гениальной идеей, или продемонстрировать бизнесу возможность решать возникающие задачи имеющимися средствами. К примеру, в РИА «Новости» уже много лет традиционно используется оборудование от компании IBM, и я не стал здесь ничего менять. Кроме того, и люди ведь тоже обладают опытом и знаниями конкретного оборудования от конкретного вендора. Зачем создавать дополнительные сложности и  никому не нужный зоопарк? Существует такая область, как исследования и разработки (R&D), где ты действительно можешь потратить время, деньги и ресурсы на изобретение чего-то нового, что затем потенциально может быть востребовано бизнесом. Но любые нововведения должны быть оценены с точки зрения экономической и/или организационной эффективности. Прежде чем что-то ломать и перестраивать, необходимо проанализировать ориентировочную стоимость этой «перестройки», ожидаемый эффект от нее и период окупаемости.

Система должна помогать, а не просто «быть»

Расскажу о нескольких интересных проектах, осуществленных при моем участии в РИА «Новости», где фактор выбора сыграл ключевую роль. Один из них — внедрение и ввод в эксплуатацию системы электронного планирования, которая обслуживает все редакции и подразделения и при этом взаимосвязана с базой анонсов. Система создана компанией «Авикомп» специально для нас. Но почему, скажете вы, не взять уже готовые системы планирования и управления задачами, во множестве присутствующие на рынке? Но ни одно готовое решение, как правило, не подходит для крупной компании на все сто процентов. Начинается усовершенствование, кастомизация, что влечет за собой дополнительное инвестирование. Кроме того, система должна помогать в работе, а не просто «быть». Люди должны работать с системой и получать от нее положительную отдачу здесь и сейчас. Если им сказать «умри, но работай в этой системе», то они, конечно, будут работать, но при этом качество окажется крайне невысоким, а недовольство сотрудников — запредельным. 

Еще один интересный проект — внедрение системы семантического анализа. На первом этапе она обеспечивает автоматическое определение тегов в новостях, которые обычно вводит редактор. В данном случае теги система определяет автоматически, основываясь на имеющихся у нас справочниках. В результате анализа тегов, читателю предлагается еще ряд материалов по той же или по смежным темам. Помимо тегов, система может быть настроена на определение  «тональности» текста — негативная или позитивная. Это весьма интересная и полезная функция для тех, кто хочет получать тематические подборки новостей положительной или отрицательной направленности. 

Еще один способ применения семантики — подготовка персонализированных новостей для читателей, интересующихся какой-то узкой темой. Сегодня агрегаторы новостей существуют во многих компаниях. Мы сделали прототип API интерфейса для того, чтобы наши потребители могли реализовать импорт новостей в соответствии с особенностями своих ресурсов. Кстати, упомянутая семантическая технология доступна и для них. Поэтому они могут забирать не все новости, а лишь те, что их интересуют. Мы предоставляем возможность более гибко пользоваться нашими сервисами. Такова наша стратегия. Систему семантического анализа мы также делали совместно с компанией «Авикомп», у которой уже имелась подобная разработка, способная взаимодействовать со словарями и большими массивами данных. У них есть решение, у нас есть потребность. Мы понимаем, что хотим, и это надо сделать. А решающим фактором при выборе стало то, что аналогичной системы семантической обработки русскоязычного текста на тот момент (больше года назад), на рынке еще просто не было. 

Вот еще один достаточно интересный и сложный проект, который сейчас находится на начальном этапе – внедрение ERP системы. Реализация требований наших подразделений в имеющейся системе становится очень трудоемким и мы рассматриваем новое решение, которое в большей степени будет соответствовать нашим задачам и планам развития.  Мы тщательно анализируем функционал представленных на рынке систем, сроки внедрения, затраты, принимаем во внимание наличие опыта и стабильной команды специалистов по внедрению. Все это и должно привести в конечном итоге к правильному выбору. Никакой диктатуры тут нет. Необходимо все проанализировать, взвесить все плюсы и минусы. Важно помнить, что в ERP-системе будет работать множество подразделений компании. Решение должно стать для них осознанным, и они должны принять участие в нем. Но обсуждать можно бесконечно, поэтому в какой-то момент  необходимо принять волевое решение.

Адекватность — прежде всего

Говоря о выборе, нельзя не поднять такую тему, как подбор сотрудников в команду ИТ-директора. Требования к опыту, знаниям и квалификации, естественно, зависят от вакансии. В то же время немаловажно понять насколько человек способен быстро обучаться и работать в команде. Если потенциальный сотрудник не обладает требуемой квалификацией в полном объеме, но способен быстро обучиться, такой соискатель нам подходит. Не менее важно удостовериться, будет ли новый сотрудник адекватно воспринят другими членами команды, сможет ли с ними сотрудничать. Если он окажется гениальным, но при этом неспособным работать в коллективе, то возможен следующий вариант развития событий. Скажем, ему надо будет предложить конкретные задачи и определенные условия, поскольку просто взять гения и забыть о нем, нельзя. Но, опять же, это возможно, только если данный специалист крайне необходим компании. 

Как правило, с будущими сотрудниками общаются их непосредственные начальники — руководители отделов, где им предстоит трудиться. Я подключаюсь уже на следующем этапе и, как правило, досконально не проверяю технологическую подготовленность кандидата, поскольку это уже сделали до меня. Мне интересно другое — адекватность, умение логически мыслить, а также здравый смысл. Таким образом, я делаю заключение, сможет ли человек стать членом команды.. 

В преддверии Олимпиады

В заключение хочу рассказать о том, на чем я сосредоточен сегодня. Это подготовка к освещению Олимпиады в Сочи 2014 года. «РИА Новости» было выбрано Международным олимпийским комитетом в качестве национального хост-агентства и национального фотопула XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.. Я стремлюсь к тому, чтобы РИА «Новости» выступило в этой роли лучше и эффективнее, чем все остальные новостные агентства. Что значит лучше? Это значит, что новости, фотографии и видеосюжеты должны оперативно публиковаться на наших сайтах и мобильных приложениях, освещающих Олимпиаду, что вся инфраструктура работает без отказов, тем самым обеспечивая гарантированный доступ к  информации. Мы планомерно работаем над развитием наших внутренних систем, проверяем различные технологии на тестовых соревнованиях, проводимых на олимпийских объектах, тем самым определяя наиболее оптимальные решения для использования в ходе олимпийских и паралимпийских игр в Сочи..  Насколько успешно мне удастся решить эту задачу, время покажет. Ждать осталось не так долго. 

Опубликовано 06.02.2013