УправлениеИТ в бизнесе

ИТ-возможности для ретейла

| 04.02.2013

ИТ-возможности для ретейла

Начало ИT-бума совпадает с фактическим завершением этапа интенсивного развития рынка ретейла. Ещё в начале 2012 года эксперты Ernst&Young в своём обзоре розничной торговли делали выводы о том, что времена её бурного роста в России прошли, и одной из тенденций ближайших лет станет обострение конкурентной борьбы. Ответы представителей различных сегментов розницы, принявших участие в опросе, показали, что темпы роста выручки и прибыли, которые планируют респонденты, выше темпов роста рынка. Следовательно, ретейлеры готовятся переманивать покупателей и оптимизировать свою работу. Анализируя перспективы развития отрасли, всё тот же Ernst&Young представил исследование «10 возможностей рынка розничной торговли», в одном из пунктов которого эксперты советуют сетевикам обратить пристальное внимание на повышение эффективности в цепочке поставок. Именно этот шаг обеспечивает ценовые преимущества, так необходимые в условиях конкуренции при низком росте рынка. 

По мнению вендоров, большое значение в процессе оптимизации работы играет внедрение современных ERP и BI-решений, упрощающих процесс анализа данных и прогнозирования. Однако эксперты кадрового центра «ЮНИТИ» отмечают, что пока лишь наиболее крупные ретейлеры ставят перед собственными ИT-директорами практические задачи по сквозному внедрению информационных технологий во все бизнес-процессы торговой сети. «Средний бизнес ограничивается в функционале пунктами о «поддержании работы существующей ИT-системы» и «доработке её в соответствии с возможными потребностями розничной сети, – говорит Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ». – Однако надо заметить, что вне зависимости от масштабов бизнеса все работодатели особый акцент делают на обязанностях по анализу прибыльности ИT-инвестиций (ROI). Сопоставляя эти факты, можно сделать вывод – для большинства средних и малых ретейлеров пока эффект от внедрения серьёзных дорогостоящих ERP и BI-решений не оправдан с точки зрения их высокой стоимости». 

Навести порядок в большом хозяйстве

Действительно, пока именно лидеры рынка активно интересуются новыми ИT-возможностями, да и сами вендоры тоже в первую очередь ориентированы на крупные и средние сети с филиальной структурой. Именно их сложная схема движения информации внутри организации мешает добиваться единого стандарта в работе торговых точек, одновременно учитывая индивидуальность спроса в конкретном регионе и магазине. Ручное управление затягивает процесс анализа и приводит к возникновению большого числа ошибок. 

Сквозная интеграция «ретейлер – дистрибьютор – производитель», реализованная в ERP-системах, не только упорядочивает поток информации, но и позволяет отслеживать эффективность всей цепочки. «Рассмотрим для примера решение SAP для розничной торговли. Оно содержит логистические сценарии для оптимизации закупок товаров с различным жизненным циклом. При этом в зависимости от особенностей торгового бизнеса в ИT-системе могут быть реализованы разнообразные схемы перемещения запасов в рамках торговой сети, а также виды распределения товарных потоков (push\pull стратегии), – поясняет Ирина Галактионова, руководитель группы продвижения компании Softline. – Функциональные возможности ERP-решения позволяют интегрировать данные локальных POS-систем в единую управленческую базу. Таким образом, помимо передачи сведений о текущих продажах в головной офис интерфейс поддерживает информационный поток и в другую сторону. Его цель – обеспечить оперативное обновление продажных цен, информирование магазинов о рекламных акциях и т.д.». По словам эксперта, реализация всех предусмотренных процессов ERP-решения позволяет понять, насколько эффективна действующая логистическая сеть, а также каким образом лучше перестроить цепочку, выгодны ли предприятию текущие поставщики, насколько эффективно работают менеджеры в отделе закупок, и многое другое. 

По данным эксперта, оптимизация механизма ценообразования с помощью ИТ-продуктов для розницы может увеличить доход розничного предприятия от 2% до 5%, а оптимизация процесса уценки может привести к увеличению маржинального дохода от 10% до 15%. Кроме того, отказ от неприбыльных товаров позволяет сократить ассортимент предприятия на 15-20%.

Ползком в массы

Безусловно, эффект от эксплуатации программы можно оценивать лишь в сопоставлении с затратами на его внедрение. И стоимость внедрения дорогостоящих программных продуктов пока не позволяет ему активно проникать в SME-сектор. Так, даже ориентированные на компании данного сегмента рынка BI-решения обычно рекомендуется внедрять сетям с оборотом не менее 50 млн. евро. «ИT-отдел мелких торговых сетей, как правило, представлен одним системным администратором. А поле его деятельности – локальная сеть, которая ограничена двумя-тремя компьютерами, – поясняет Елена Тимошкина (Юнити). – Наиболее популярным ИT-продуктом остается пока 1С – именно опыт работы в данной программе обычно требуется от кандидатов. А среди наиболее частых задач, стоящих перед сотрудниками ИT-отделов некрупных сетей: обновление типовых и нетиповых конфигураций, доработка их по требованию руководства магазина, создание новых документов и отчётов, переход на новые версии программы». 

По словам Дмитрия Никулина, , руководителя департамента SAP компании НОРБИТ, среди бизнес-процессов, которые стремятся сегодня автоматизировать сети, на первом месте обычно стоит логистика. А именно – задачи по управлению ассортиментом, основными данными, закупками, ценообразованием, по распределению товара, управлению маркетинговыми мероприятиями, а также автоматизация процессов склада и процессов собственного производства. «В то же время, важную роль для развития бизнеса играют и другие доступные функции ИT-систем: например, автоматизация процессов бюджетирования или управление кредитами и займами, использование электронного обмена данными с поставщиками. Также уже на этапе планирования в систему можно заложить возможности формирования специфичной аналитической отчётности и её визуализации», – рассказывает Дмитрий Никулин.

Приходится признать, что в конкурентной борьбе между ретейлерами автоматизация пока остаётся оружием «титанов». Однако, оценивая развитие спроса на ИT-решения, надо признать, что первыми в очередь за новинками всегда встают лидеры рынка. При этом вывод на рынок типовых решений для ретейла говорит о том, что автоматизация пошла в массы.

Иван Меньшенин, пресс-служба Кадровый Центр "ЮНИТИ"

ERP-система, Бизнес-аналитика (BI)


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Их важность «всплыла» именно во время первой волны пандемии, когда оказалось, что часть сотрудников должна получать удаленный доступ к достаточно критичным элементам инфраструктуры организации
К намекам Gartner о том, что пора бы AI перестать тратить и начать зарабатывать, добавляются требования суровой действительности о необходимости быстрой адаптации к изменениям и скорости принятия решений в условиях растущей конкуренции.
Так что же получается, умение через туман будущего увидеть сверкающий маяк желанной цели и показать его другим, чтобы зажечь их сердца и направить их в нужном направлении, – это и есть самый полезный навык, который неподвластен ни времени, ни новым технологиям?

Компании сообщают

Мероприятия