ИТ-ДиректорИТ в бизнесеУправление

Глобализация наоборот, или Монолог ремесленника

Олег Вайнберг | 29.09.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Глобализация наоборот, или Монолог ремесленника

—А чем тяжелее всего торговать?
— Спичками. Наука — исключительной сложности.
Но если овладеть ею, то миллион за год сколотить можно.
В. Суворов. «Аквариум»


Так уж устроен человек, что автоматически считает все большое — трудным. Когда я рассказываю, что чуть не «накрылся медным тазом» на Монблане, друзья начинают мерзко хихикать. Уверен, что замени я Монблан Эверестом, все бы уважительно качали головой. Хотя после первых десяти-двадцати метров свободного падения высота горы не имеет особого значения.

Так и в ИТ. Чем больше проект — тем, значит, труднее: «1С»-ка за десяток килобаксов — ерунда, а вот SAP за десяток миллионов — ох, как круто! Потому и бороздят ближний космос «шаттлы» и  прочие «прогрессы», а мы слушаем про их подвиги, влетая в очередную колдобину на скверной дороге. Колдобина — не величественно.
А меня вот уже много месяцев мучает чувство вины перед хорошим человеком. Еще в прошлом году я обещал одному из самых известных в ритейле людей, Дмитрию Потапенко, придумать что-нибудь эдакое, чтобы можно было очень дешево оборудовать фронт-офис небольшого магазина. Он, похоже, до меня много с кем об этом говорил. Но… маленький магазин — не величественно. Это ж не SAP, не управление ассортиментом, не WMS. Вот никто и не берется. Главное дело, не так много Дмитрию и хотелось. Всего-то чтобы из кассы выползали положенные по закону чеки и при этом каким-то образом учитывались продажи и остатки.  Ну и, хотя бы раз в сутки, в головную «контору» отправлялся результат. Чтобы добрые дяди-логисты снарядили в торговую точку машину «товара».

Пчелы — фигня. Но их много.
 Народная мудрость

Как сказал Дмитрий, глядя мне в глаза: «Олег, это тема». И я сразу понял, что это действительно тема. Потому что в сотнях тысяч небольших магазинчиков сотни тысяч хороших людей пишут какие-то бумажки, что-то с чем-то складывают в уме и на калькуляторе, получают какие-то бесконечно далекие от реальности результаты. Даже если оставить в стороне извечные российские «дураки, воры, дороги», остаются ошибки, задержки, путаница. Если бы удалось предложить недорогое решение, автоматизирующее труд этих людей, получился бы поистине неисчерпаемый рынок. Можно было бы как «на спичках», миллион за год сколотить.

Основная беда в том, что все это должно работать вовсе не в Москве–Питере–Екатеринбурге. А где угодно, вплоть до деревни Гадюкино. Где нет Интернета и с телефоном большая «напряженка». То есть, про тонкие клиенты и портальные решения можно забыть. Я сперва думал, что «дядя шутит». Но на Microsoft Dynamics AX Retail Forum, где мы с ним это и обсуждали, Дмитрий начал свой доклад с того, что попросил поднять руку тех, кто умеет пользоваться радиостанциями CB-диапазона. Поднялось, включая мою, две руки. После чего Дмитрий доходчиво разъяснил, почему российскому ритейлу с сидящими в зале не по пути. Что с половиной магазинов в России общаются именно с помощью таких радиостанций. А потому можно засунуть ERP туда, где ей «самое место».
Кроме того,  это должно быть надежно и дешево. Потому что магазинчик около дома в одну кассу не потянет ничего серьезного. Да и несерьезного тоже. И выделенного айтишника он тоже не потянет. Поэтому слово «сервер» не должно возникать даже в подтексте. Полагаю, наиболее впечатлительные сограждане уже начали задумываться, как же я выкрутился из ситуации, когда ERP — нельзя, тонкого клиента — нельзя, web — нельзя. Если кто-то догадался — пришлите ответ мне или Дмитрию. Потому что я тогда ничего придумать не смог.

Вот и выбирай, по пять, очень большие, но вчера,
либо по три, маленькие, но сегодня, понял?
 М. Жванецкий

Дешевая система при наличии хорошего Интернета — пожалуйста. «1С» версии 8.2 работает, по крайней мере теоретически, через веб-интерфейс. То есть, можно взять нетбук за пять тысяч рублей. Linux и браузер там есть. В головной конторе поставить 1С-сервер и водрузить «Апача». Если нет сил, времени или желания ставить свой сервер, тоже не беда. Есть предложения по использованию «1С» в типовой конфигурации в модели SaaS прямо через Интернет. Фискальные регистраторы замечательно цепляются через USB, то есть, по большому счету, мы сходу получаем нормально работающую систему. Купить нетбуков по числу кассовых постов, не самый дорогой интернет-маршрутизатор с Wi-Fi, поддерживающий WPA2-PSK и VPN и VoIP, оплатить более-менее приличный канал. Тогда, добавив к цене нетбуков еще тысяч пять рублей, можно организовать еще и VoIP-телефонию с головным офисом. В центральной «1С» единая база, все кассовые посты к ней подключены через Интернет. Учет ведется сразу, никаких дополнительных телодвижений не надо. Сбылась мечта идиота — централизованная учетная система, единая версия правды. Дополнительный бонус: на стороне клиента, то есть в магазине, практически ничего настраивать не надо. При выходе из строя нетбука можно просто взять любой другой, причем не обязательно такой же, какой был.

Одна малость — нужен хороший канал. Потому что с пропаданием Интернета магазин встанет «на всем скаку». Как в мультике: «Это я, почтальон Печкин. Принес посылку. Только я вам ее не отдам. Потому что у вас документов нету». Без Интернета в такой системе кассовый чек не пробить. А без кассового чека… Увы.  Однако идею я бы не отбрасывал, потому что и в крупных городах полным-полно маленьких магазинчиков. А всего-то надо, что нетбук, широкополосный модем, фискальный регистратор и «1С» как SaaS.

Да, вот в эту страну я и помчался,
чтобы в смертном бою поразить ее деспотов,
стреляя в них из одноствольной кирки,
 да еще незаряженной.
О'Генри. «Трилистник и пальма»

Второй вариант — магазин а-ля «подводная лодка». Задраили люки и на дно. Как пел Высоцкий, «и позывных не передавать». Все свое ношу с собой. Раз в день вышел на связь, отослал данные о продажах и состояние склада, получил текущие цены товара. И снова на дно. Остается вопрос, как выйти на связь.  Рискуя вызвать нездоровое оживление окружающих, произнесу три магические буквы FTN. Когда-то давным-давно, до изобретения Интернета, в мире вообще и в России в частности, была чрезвычайно популярна бесплатная компьютерная сеть Fido. Модемами, по скверным телефонным линиям, наши компьютеры дозванивались друг до друга и не торопясь, на скорости 1200 байт в секунду, обменивались прорвой информации. Именно по этой технологии еще лет пять назад обменивались информацией и наши магазины. Это была совершенно неубиваемая система, она так и проектировалась много лет назад, чтобы быть неубиваемой. И не надо мерзко хихикать над маразматиками–старперами. Один из моих старых институтских друзей, придумавший когда-то легендарную программу t-mail,  в прошлом или позапрошлом году продал 10000 (десять тысяч) лицензий на этот софт одной крупной международной телекоммуникационной компании. Эта компания по такой технологии обменивается данными со своими сотрудниками в нецивилизованных африканских странах. Так что, если в магазин подходит хотя бы одна плохонькая телефонная линия или хоть как-то работает мобильник, данные можно передавать. Значит,  данными мы обменяемся. А если из средств связи CB-радиостанция, рупор и сигнальные костры, обойдемся и без канала связи. Все на флешку, флешка — водителю грузовика, который возит товары. Это я проходил на своей собственной шкуре. Особенно актуально бывает при запуске магазина в каком-нибудь Заднепередонске, когда новый магазин запускается завтра, а Интернет второй месяц клятвенно обещают обеспечить через неделю.

Последний вопрос — что загрузить в эту «подводную лодку». Идею засунуть «1С» отметаем сразу с негодованием. Это классная система, но в небезуспешных попытках стать ERP она потеряла свою компактность и простоту. Однако если набрать в поисковой строке Google магические слова «Linux» и «касса», то можно найти изрядное количество вполне работоспособных продуктов по цене от нуля и до тысячи рублей. Прямо по GNU/GPL-лицензии. Что, в общем, совершенно не удивительно. Один из крупнейших российских ритейлеров, «Магнит», вообще «живет» на Linux, так что это все вполне работоспособно.

Вот, собственно, и все. Остается найти или организовать компанию, которая будет поставлять и, самое главное, обслуживать эти дешевые комплексы для нужд небольших магазинчиков, которым несть числа. И заработать несметные миллионы. Уж не знаю, соберусь ли я основать «стартап» или кто-нибудь из читателей меня опередит. Но хоть какой-то груз вины перед хорошим человеком Дмитрием Потапенко я этой статьей с себя снял. Пользуйтесь.

Об авторах

Олег Вайнберг

Олег Вайнберг

Бизнес-консультант, коуч. Эксперт в области эффективного управления.  
Более 15 лет работал руководителем в сети розничных магазинов по продаже цифровой техники «КЕЙ».  
С 2006 года - тьютор Открытой Школы Бизнеса. Более 300 человек учились в Открытой Школе Бизнеса под его руководством. Среди учащихся руководители таких компаний: Полиметалл, Меди, Ростелеком, Никомед, Мегафон, Катрен, JTI, СОГАЗ, 585 и другие. В 2011 году получил степень МВА в Открытой Школе Бизнеса.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия