IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Информационный облик личности

Марина Аншина | 14.09.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Информационный облик личности

Задумывались ли вы о том, что современный уровень развития информационных технологий формирует новый облик  каждого человека? Мы регистрируемся в социальных сетях и в профессиональных сообществах; ведем блоги и участвуем в обсуждениях; публикуем и просматриваем фотографии; находим друзей и любимых; закачиваем из Интернета фильмы и музыку; играем; заказываем продукты, билеты, одежду; платим и переводим деньги; прокладываем маршруты и объезжаем пробки;  используем для переписки электронную почту; ищем работу и сотрудников; публикуем статьи, выступления, презентации, книги, переводы; работаем с программными приложениями, настраивая под себя их интерфейсы; взаимодействуем с государственными органами.

При желании большую часть нашего общения с окружающим миром можно осуществить, не отрываясь от экрана монитора. А собрав все то, что мы оставили о себе в Интернете и компьютерных сетях, можно получить наш электронный образ, который, я уверена, не менее индивидуален, чем отпечатки пальцев.

Конечно, нас защищают закон о персональных данных, технологии и принципы корпоративной безопасности организаций, с которыми мы работаем.  И мы далеко не всегда регистрируемся под своими именами. То есть наш информационный облик открыт лишь частично, и пока, как правило, большая его часть скрыта от широкого доступа. Баланс между тем, что открыто, и тем, что закрыто, определяется:
•    уровнем построения систем безопасности тех мест, где мы оставили свой след;
•    нашими желаниями (разрешили мы публиковать свою личную информацию, скрывались или действовали открыто);
•    нашей осторожностью — не засветились ли на сомнительных сайтах;
•    политикой безопасности организаций, которым мы доверились, в первую очередь — государственных организаций и работодателей.

Но, во-первых, часть облика все же обычно видна, так как только законченные интраверты не разрешают ничего о себе открывать, не ходят в социальные сети и ни с кем не общаются. Во-вторых, компании, которые распознают преимущества участия в создании информационных обликов, будут стараться заполучить соответствующую информацию всеми силами, предлагая взамен невинных сведений, например о вашем хобби, какой-нибудь вкусный «сыр». В-третьих, вполне возможно, мы сами будем стараться участвовать в создании собственного информационного облика из опасения, что в противном случае его создаст кто-то другой.

Сначала мне даже казалось, что информационный облик лучше всего сравнить с одеждой: мы большей частью формируем его сами, имеем возможность поменять и выбрать, что показать окружающим.  А создание информационного облика требует не меньше усилий, чем создание модного гардероба. Но я вижу и ряд различий: информационный облик еще более индивидуален и его нельзя «примерить» перед зеркалом. Да и выбросить какой-то предмет одежды намного проще, чем стереть информацию о себе в цифровом мире. Вот уж что действительно не сгорит!

И что же из этого следует? Следует шить

Безопасность
Роль информационной безопасности будет продолжать стремительно расти. Мало поставить сигнализацию на квартиру и окружить себя дюжими молодцами и бронированными стеклами. Информационное убийство, кража — подмена личности, разрушающая ее информационный облик, станет одним из самых страшных преступлений. Но если, чтобы изменить отпечатки пальцев, надо подвергнуть себя операции, то информационные преступления совершать намного безопаснее для собственного организма. Хотя умственных усилий и смекалки в этом случае надо значительно больше. Соответственно, и людям, и компаниям также придется поломать голову над тем, как противиться подобным преступлениям.

Маркетинг
Уже сейчас социальные сети активно используются для продвижения товаров и услуг.  А представляете, какие возможности возникают, например, у розничной компании, которая имеет хотя бы частичный информационный портрет большого количества потенциальных клиентов? Насколько эффективнее может быть реклама, какие тонкие  методы можно использовать! А при наличии соответствующих программных CRM-систем, формирующих предложения исходя из информационного облика отдельного клиента, возможности маркетинга становятся поистине безграничными. Появятся новые направления: индивидуальная реклама и индивидуальный маркетинг.

Поиск и найм персонала, формирование команд
Наше время — время хороших руководителей, хотя это еще и не все признали. Скорость изменений нарастает, гибкость становится важнейшим требованием времени. В такой ситуации окостенелые регламентированные бизнес-процессы работают плохо, и на первый план выходит талантливое руководство и информационные технологии, опираясь на которые грамотные руководители принимают верные решения. Об ИТ поговорим позже, а вот роль правильного подбора, особенно руководящих кадров, многократно возрастает. Известно, что именно руководителей подбирать сложнее всего, так как очень важно соответствие компетенций руководителя потребностям и культуре именно той компании, которая его хочет нанять. Возможно, именно информационный облик кандидата позволит избежать многих проблем  и ошибок.

Кроме того, наше время — время командной работы. И бизнес, и технологии достигли того уровня, когда одиночки, какими бы талантливыми они ни были, не в силах добиваться успеха. Только хорошие команды, собранные и управляемые хорошими руководителями, приводят компании к расцвету. Конечно, грамотный руководитель всегда сумеет собрать хорошую команду. Но сколько сил и времени он на это потратит? А время становится все более критичным ресурсом. Да и команды теперь формируются часто не на постоянной основе — все большее значение приобретает проектное управление, когда команда проекта собирается на время его выполнения. Информационный облик позволит формировать команды на основе математических моделей; по крайней мере, быстрее отсеивать заведомо ошибочные варианты.

Трудно переоценить преимущества, которые получат компании, первыми использующие такие принципы. При этом весьма часто формирование проектных команд — внутреннее дело организаций, а информационный облик сотрудника всегда намного полнее, чем человека со стороны. То есть о сотруднике известно, на какие сайты он(а) ходит, сколько времени какими программами пользуется, как настраивает под себя интерфейсы, какие вопросы задает, в каких обсуждениях участвует. Уже сейчас эта бесценная информация есть в компаниях, но мне неизвестны случаи ее систематического использования.

ИТ-стилисты


Возможно, в недалеком будущем разовьется новая область консультирования по созданию информационного облика. У людей творческих профессий есть свои агенты, которые продвигают их и их произведения. Я давно задумываюсь о том, что подобные агенты необходимы почти любому специалисту. Это направление начинают развивать кадровые агентства и отдельные консультанты. Но, по-моему, пока недостаточно.
Информационный облик личности сейчас складывается стихийно. Мало кто задумывается, какой вывод можно сделать из его (ее) информационной деятельности. Кто-то ведет свои странички, кто-то — блоги. Одни участвуют в дискуссиях, другие — в опросах.  Кто-то регулярно публикует свои заметки, мысли, статьи, презентации. Кому-то не хватает на это времени или отсутствует желание это делать. Но на основе этой нашей деятельности формируется наш информационный облик. Пока еще его используют не все и далеко не всегда. Но я уверена, что не за горами то время, когда информационный облик станет важнее резюме. И появятся учебники по формированию информационного облика — так же, как сейчас есть книги о том, как писать резюме. А еще появятся консультанты, по аналогии с одеждой — стилисты по информационному облику.

Технологии будущего: зеркало для героя

Надеюсь, из вышесказанного понятно, что ИТ также приобретут совершенно новую роль. Работать с информационным обликом можно только с помощью ИТ. Это — почти каламбур. Все возможности, о которых я писала, могут быть использованы только с появлением новых технологий. Поделюсь описанием некоторых областей, развитие которых предвижу.

Системы информационной безопасности

Это прежде всего системы защиты информационных обликов, методы установки различной степени их открытости, обнаружение взломов и идентификация злоумышленников. Информационная безопасность станет делом каждого.

Системы формирования и анализа информационных обликов
Я знаю, что сейчас довольно часто при знакомстве с новым человеком в Интернете запускают поиск по нему и смотрят то, что я назвала информационным обликом. Вернее, то, что из этого облика сумела найти используемая поисковая система. В недалеком будущем появятся специализированные поисковые механизмы, ориентированные на извлечение информационного облика, а именно — той его части, которая соответствует уровню открытости облика и правам запрашивающего. Появится также ПО для анализа информационных обликов, позволяющее найти людей, соответствующих различным критериям.

CRM-системы нового типа
Взаимоотношение с клиентами будет стоиться на основе информационных обликов, куда помимо притчевой «день рождения тещи Генерального директора» будет входить намного более полезная для взаимодействия информация. Грамотный анализ и последующее использование этих данных позволят существенно повысить качество товаров и сервисов,  улучшить лояльность клиентов, а в конечном итоге приведет компанию к успеху.

Системы взаимодействия нового типа

Невозможно  придумать систему, которая удовлетворяла бы всех ее пользователей. Хотя бы потому, что у всех у них разный опыт и привычки: один любит серый фон, а другой — розовый. Хотя многие современные системы умеют подстраиваться под пользователя, кто-то должен этим заниматься. Пользователи обычно если и хотят, то не умеют, служба поддержки умеет, но не хочет.

На основе анализа информационного облика можно формировать интерфейс под каждого пользователя автоматически или полуавтоматически с учетом его личных предпочтений.
Особенно, я думаю, это будет востребовано для систем коллективной работы: документооборота (или шире — управления потоком работ), корпоративных порталов и баз знаний.

Системы формирования команд

Об этом я уже говорила выше. Системы искусственного интеллекта, которые известны довольно давно, но пока не нашли массового применения, станут необычайно популярны. Проектные команды будут формироваться не как сейчас — на основе, кто кого из начальников отдаст или кто когда свободен, или, в лучшем случае, на основе интуиции отдельных руководителей. Новые технологии позволят собирать в команды максимально подходящих для данного проекта и совместимых людей.

Системы подбора кадров на основе информационных обликов
Возможно, на основе информационных обликов сотрудников появятся и информационные облики компаний. И соответствие этих обликов станет непременным условием эффективной работы сотрудника в фирме. В любом случае специализированные системы анализа информационных обликов станут важнейшим инструментом HR-специалиста будущего.

Системы формирования информационных обликов
Естественно желание сделать информационный облик полнее. Для этого, я думаю, тоже будут разработаны специальные информационные методы. В некотором смысле эту роль сейчас выполняют виртуальные профессиональные сообщества, члены которых имеют все возможности наполнять и расширять свой информационный облик. Однако это чаще всего закрытые сайты. В дальнейшем часть информации будет, несомненно, открыта, что послужит только росту доверия и уважения к таким сообществам. Методы наполнения информационного облика, такие как опросы, дискуссии и публикации, будут многократно расширены. В качестве заказчиков создания подобных систем я вижу кадровые агентства и крупные розничные компании, бизнес которых напрямую будет зависеть от качества используемых информационных обликов.

Каждый из тех, кто читает эту статью, уже имеет свой определенный информационный облик и, возможно, его использую, например при заочном знакомстве. Пока он складывается случайным образом, и не все из нас даже знают, как он выглядит. Но вскоре этот наш портрет, станет даже более важным отражением индивидуальности, чем одежда. Для всех, вплоть до самых больших модниц.

Об авторах

Марина Аншина

Марина Аншина

Председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров.
Руководила службой ИТ, подразделениями ПО и системного администрирования в ряде российских и иностранных предприятий, работала руководителем проектов, ведущим программистом и системным администратором в России и в США.
Автор книги «Технология создания распределенных систем» (совместно с А. Цимбалом), «Питер», 2003 г., переводчик книги «CORBA 3» «Малип», 2002 г., технический редактор книги «Основы CORBA» «Малип», 1999 г.
Автор и преподаватель курсов «Strategic Information Management» (Школа Бизнеса МГУ), «Корпоративная Архитектура» (программа МВА для CIO в Школе ИТ-менеджмента), «Реинжиниринг бизнес-процессов» (программа МВА в АНХ при Правительстве РФ), разработка стратегии ИТ (ТМКонсалт) и других.
Автор множества статей по тематикам стратегии ИТ и архитектуры предприятия, оценки эффективности ИТ и управления проектами ИТ, технологии CORBA.
В 2004 г. прошла стажировку по теме «Стандарты в области ИТ» по программе SABIT Министерства Торговли США.
Имеет диплом с отличием Российско – бельгийской программы EMBA (2008 г.), международный сертификат по управлению проектами GAPPS (2008), сертификаты MCSE и MCDBA.

Мероприятия

19.09.2018 — 20.09.2018
IV Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России «Smart Oil & Gas

Санкт-Петербург, Отель «Хилтон Санкт-Петербург Экспофорум», Петербургское шоссе, д.62, стр.1

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,