Импортозамещение или чучхе?

Логотип компании
Импортозамещение или чучхе?
Пока все разговоры сводятся к одному: давайте заменим все иностранное всем отечественным и как можно быстрее
С середины лета слово «импортозамещение» стало повторяться все чаще и чаще. И уже сейчас можно смело сказать, что слово это стало трендом. Но пока только слово. Про импортозамещение говорят везде, практически любая встреча по тематике ИБ начинается и заканчивается обсуждением, что и как можно «заместить». Но что такое это загадочное импортозамещение? Что за ним реально стоит? И главный вопрос: а нужно ли оно, и если нужно, что можно и следует сделать? И какие риски мы все понесем? 

Пока все разговоры сводятся к одному: давайте заменим все иностранное всем отечественным и как можно быстрее. А на законный вопрос, чем заменить, отвечают: дайте много денег, и тогда будет чем. В одном выступлении я слышал цифры в 1 млрд рублей и в 1 млн программистов, и при достижении этого будет всеобщее счастье. Такие рассуждения приводят к мысли, что те, кто говорит об импортозамещении, имеют в виду не хорошо выстроенный процесс, а внезапно наступившую эпоху чучхе. Ведь именно северокорейская идеология чучхе подразумевает, что страна должна все делать сама, а все, что приходит снаружи, – зло и подлежит немедленному уничтожению. 

Вот это самое чучхе и напоминают большинство разговоров про импортозамещение. Внезапно выяснилось, что во многих случаях мы срочно должны закрыть отечественными продуктами все возможные сегменты ИТ- и ИБ-рынка. То есть заменить всё, и прямо сейчас, и в лучших традициях военного коммунизма средства на это взять у тех, у кого они есть, и у тех, кто софт уже продает. 
Звучит все это довольно странно. Тем более даже в КНДР решили, что идеи чучхе довели страну до краха, и постепенно от них отказываются. 

Но все эти идеи приведут только к тому, что информационная безопасность в стране пострадает, и довольно сильно. Притом что развитие отечественных продуктов можно только приветствовать. Такой пессимизм основан на том, что, имея все возможности, многие отечественные ИБ-вендоры так и не смогли создать конкурентный продукт, хотя у них было на это 20 лет, а у некоторых даже больше. При этом хочу подчеркнуть, что под конкурентным продуктом я имею в виду конкуренцию не внутри страны, а на международном рынке. Для примера: таким компаниям, как StoneSoft и Palo Alto, понадобилось пять лет, чтобы стать заметными мировыми игроками. Конечно, есть исключения среди отечественных компаний, но они только подтверждают общие выводы. 

Всему этому есть ряд объяснений. Прежде всего ориентация у таких вендоров – на государственных заказчиков и на требования регуляторов, а не на реальные потребности рынка. Часто от отечественных вендоров можно услышать: «Дайте нам денег и заставьте покупать наши продукты всех, тогда они, продукты, будут на самом высоком уровне». Но это не так. По сути, государство пыталось побудить всех покупать отечественное для выполнения требований 152-ФЗ, продажи вендоров выросли, деньги тоже. А стали от этого продукты лучше? Ответ очевиден: нет, не стали. Простые инвестиции не приведут к появлению хороших продуктов. 

Но продукты-то нужны. От этого мы не уйдем. Как ни критикуй рыночные принципы, главным инструментом развития остается конкуренция. И эту конкуренцию необходимо только усиливать, без нее мы не получим хорошие продукты. И как же ее усилить? Я скажу очень непопулярную вещь. Необходимо всеми возможными способами пытаться доставлять западные продукты, решать сложности с поставками. Такие поставки смогут поддерживать внутреннюю конкуренцию. А что же делать с отечественными компаниями? Поддерживать их или нет? Конечно, поддерживать. Но назвать это не импортозамещением, а поддержкой экспорта. Я считаю, что поддержку и преференции должны получать только те компании, которые продают на зарубежных рынках значимые объемы. То есть их продукт вполне хорошо выглядит и находится на уровне западных конкурентов, ведь сейчас только международные продажи являются показателем конкурентноспособности. 

Вендоры часто ссылаются на то, что у них нет средств и понимания, что и как делать для международной конкуренции. Но это миф. В России в ИТ, и не только в ИТ, есть много компаний, которые прошли этот путь и вполне могут поделиться опытом. Проблема только в желании. Так, чтобы такое желание появилось, необходимо поддерживать именно экспорт. Помогать экономически, через институты поддержки экспорта, и, возможно, не допускать до гостендеров компании, которые не экспортируют. 
Необходимо действовать по принципу кнута и пряника, заставлять и помогать компаниям идти и на внешние рынки. Ну и, конечно, государство должно снять большинство ограничений для экспорта средств ИБ. 

Повышением качества продуктов мы сможем снизить и второй риск, который возможен при развитии темы импортозамещения по сегодняшнему варианту. При использовании некачественных отечественных продуктов или даже продуктов наших восточных партнеров мы сознательно понижаем уровень защиты. Ведь плохая дверь, хоть и отечественная, не защитит нас от серьезной атаки. Плюс нужно понимать, что у большинства наших вендоров просто нет ресурсов по резкому увеличению поставок и по резкому увеличению возможностей обучения работе со своими продуктами. А сложный продукт, работающий по не всегда понятной логике, в руках неопытного пользователя всегда несет больший вред, чем от нарушителя. Ну а про то, что бороться с новыми, неизвестными китайскими закладками будет труднее, чем с известными американскими, сказано очень много. 

Только всеми этими мерами мы сможем по-настоящему заместить западные продукты без риска уменьшения уровня безопасности. 

В итоге нам нужно ориентироваться не на происхождение продукта, а на его качество. При сравнимом качестве покупать отечественное и заставлять российские компании делать великолепные продукты через ориентацию их на экспорт. Тогда и чучхе нам не страшен. 

Опубликовано 06.10.2014

Похожие статьи