УправлениеИТ в бизнесе

Всё для счастливого полета

Григорий Рудницкий | 20.07.2017

Всё для счастливого полета

ИТ-службе крупного международного аэропорта приходится решать множество разнообразных задач

ИТ-службе крупного международного аэропорта приходится решать множество разнообразных задач, внедрять и интегрировать различные информационные системы, строить и запускать сервисы для удобства как пассажиров, так и авиакомпаний. При этом вложенные средства должны давать максимальную отдачу. Один из героев наших предыдущих публикаций — Сергей Павлов — не так давно возглавил информатизацию международного аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Мы задали ему несколько вопросов.

Мы с вами уже встречались на страницах нашего издания пару лет назад. Вы тогда работали директором по ИТ в компании «De Cecco Россия», выпускающей макароны. Сегодня вы отвечаете за информационные технологии в аэропорту Пулково. С чем связан столь неожиданный переход?

Профессию я не менял, как был, так и остался айтишником. Информационные технологии востребованы абсолютно везде, поэтому квалифицированные специалисты нужны в любой индустрии. Кроме того, у меня за плечами менеджерское образование, которое также находит применение. Я оказался в Пулково, и это очень удачно, поскольку Санкт-Петербург — город, где я получил университетское образование и где начинал свою карьеру. У меня многое с ним связано. На протяжении долгого времени я работал вдали от Санкт-Петербурга, в том числе за границей. Когда получил предложение от компании «Воздушные Ворота Северной Столицы», управляющей аэропортом Пулково, то принял его с удовольствием.

Какие задачи сегодня стоят перед ИТ-службой аэропорта Пулково?

Как в большинстве компаний, у нас ИТ-подразделение играет сервисную роль. Наша главная задача состоит в том, чтобы аэропорт хорошо функционировал, чтобы было удобно работать всем, кто здесь находится, — авиакомпаниям, магазинам, ресторанам, что, в свою очередь, должно положительно сказываться на впечатлении о работе аэропорта у пассажиров и посетителей. Государственные органы тоже должны быть довольны нашей работой. И последнее, но не менее важное: всё должно работать эффективно с точки зрения затрат и возврата инвестиций, то есть вызывать одобрение у наших акционеров. Эффективность работы для нас находится на первом месте. При этом мы уделяем достаточно внимания развитию новых направлений деятельности, совершенствованию продуктов и сервисов. В обеих задачах помощь ИТ очень востребована.

Что подразумевается под эффективностью процессов?

Эффективность — сложное понятие. Возьмем для примера управленческий учет. Нам хотелось бы иметь более оперативную и подробную информацию о затратах и доходах: какова себестоимость наших услуг, какими факторами она обусловлена, на чем мы зарабатываем деньги, а где, возможно, теряем. Мы оказываем достаточно стандартные услуги авиакомпаниям по рыночной стоимости. На многие услуги тарифы контролируются государством. В такой ситуации грамотное управление затратами для нас — важный элемент.

Оперативность и эффективность работы наших служб — одна сторона деятельности, другая — планирование. У нас очень много сотрудников, а также много оборудования, в том числе весьма сложного и дорогостоящего. К примеру, компьютеризированная багажная система тоже находится в зоне нашей ответственности. Сюда же можно отнести лифты и автопарк. Всем этим хозяйством нужно грамотно распоряжаться и планировать работу с ним. Для этого нам требуются качественные программные инструменты.

Вы говорите, что для авиакомпаний нужно предлагать выгодные по цене сервисы. Но ведь в Петербурге один международный аэропорт. Конкурентов нет, и авиакомпаниям ведь все равно придется иметь дело с вами?

С одной стороны, это так и нас в городе не обойти. С другой — такая точка зрения обманчива, и мы ее не проповедуем. Во-первых, позиция авиакомпаний при выборе маршрутов также определяется прежде всего экономической эффективностью и доходностью. Во-вторых, мы, как единственный аэропорт в Петербурге, являемся субъектом естественной монополии и находимся под постоянным контролем ФАС. Нам интересно, чтобы растущие авиакомпании, а таких у нас в стране сейчас несколько, сотрудничали с нами, чтобы им было интересно летать в Санкт-Петербург и из него. Питерским пассажирам тоже удобно и выгодно летать напрямую. Привлечение новых авиаперевозчиков и развитие маршрутов — вот задачи, которые стоят перед нами. В Пулково действуют мотивационная программа и программа поддержки новых направлений для авиакомпаний, обе предполагают скидки на аэропортовые тарифы и сборы. Претендовать на получение этих бонусов может любой перевозчик, который выполняет условия программ. Конечно, мы постоянно анализируем имеющиеся маршруты и предложения авиакомпаний, чтобы предложить выгодные возможности для полетов через Северную столицу. Это рост и развитие бизнеса как для них, так и для нас.

Отвечаете ли вы за работу инженерной инфраструктуры Пулково, прежде всего «умных» эскалаторов, систем освещения, лифтов и иного оборудования?

Мы в самом начале процесса создания у себя «Интернета вещей», но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Умные компьютерные системы у нас работают практически повсеместно, что, однако, вносит ряд новых ограничений и сложностей. В частности, требуется тщательнее планировать и организовывать проведение работ на оборудовании в локальной сети, чтобы не создать перебоев в жизнедеятельности аэропорта. Тем не менее я считаю, что потенциал использования этой технологии раскрыт еще очень незначительно. Для этого мало просто установить датчики и начать аккумулировать данные. Путем анализа этих данных нужно научиться извлекать полезную информацию, помогающую, например, сокращать простои в работе оборудования, снижать расходы на техобслуживание и ремонт.

Какие сервисы для удобства пассажиров вы реализовали в бытность руководителем ИТ-службы Пулково?

Мы, как ИТ-департамент, напрямую с пассажиром пока не работаем. Всё взаимодействие осуществляется через наших клиентов — магазины, рестораны, авиакомпании. Тем не менее планируем ряд проектов для удобства пассажиров, в том числе и связанных с мобильными устройствами. Что касается мобильной регистрации пассажиров, то это продукт авиакомпаний, их прерогатива. Но агенты, регистрирующие пассажиров в аэропорту, принимающие багаж и выдающие посадочные талоны, — это наши сотрудники. Мы внедрили приложение для оптимизации их работы, которое прямо влияет и на качество обслуживания пассажиров. Работа агентов на стойках в аэропорту поддерживается функциями учета и планирования. Мы знаем, какие системы авиакомпаний использует агент, какими квалификационными навыками он владеет. Эти данные используются для планирования занятости, оценки работы и мотивации персонала.

Сегодня все говорят о цифровой трансформации бизнеса. Насколько данная тема актуальна для аэропорта? Можно ли построить информационную модель аэропорта?

Тема актуальна со многих сторон. Мы развиваем взаимодействие с нашими клиентами, авиакомпаниями и другими бизнес-партнерами. Ведем обмен информацией, оказываем услуги. От авиакомпаний получаем информацию о рейсах, от торговых организаций — данные по каждому кассовому чеку. Такая информация позволяет нам оценивать эффективность нашей работы с коммерческой недвижимостью. Здесь нужны онлайновые инструменты и оперативные сведения с развитыми атрибутами.

Используете ли вы аналитические инструменты для обработки этой информации?

Разумеется. У нас реализовано хранилище данных на базе SQL Server, также для бизнес-аналитики мы используем продукт Business Objects. Здесь также есть простор для дальнейшего развития. В том числе это касается и анализа больших данных по всем нашим пассажирам. Например, точки доступа Wi-Fi — это настоящие кладези информации, которую можно обратить на пользу и самим пассажирам, и бизнесу. Анализ использования Wi-Fi-сети позволяет определить, по каким маршрутам движутся посетители, где они тратят больше времени и, следовательно, какие торговые точки вызывают интерес и т. д. На основании таких данных можно строить решения по более оптимальному зонированию территории аэровокзала и даже оптимизации операционных процессов.

Как обстоит дело с автоматизацией управления активами в Пулково?

Да, у нас применяется такое решение. В свое время мы начали с автоматизации управления автомобильным транспортом. Сейчас мы переводим все процессы техобслуживания и ремонта оборудования на платформу SAP ERP on HANA. Проект охватывает все промышленные активы, включая транспорт, ТЭЦ и инженерные системы, они у нас высокотехнологичные. Например, если посмотреть на багажную систему изнутри, она в высокой степени роботизирована и полностью компьютеризирована.

Аэропорт Пулково все закупки ИТ-решений осуществляет на основе тендера. Какие принципы выбора ИТ-продуктов для вас наиболее важные?

Мы используем сайт закупок, через который приобретаем в том числе и ИТ-решения. При составлении тендерной документации разрабатываются критерии, каждый из которых получает собственные «весовые показатели». Как правило, наиболее весомым является ценовой фактор, однако он далеко не единственный.

Расскажите о наиболее значимых ИТ-проектах, которые сегодня осуществляются в Пулково.

Прежде всего мы меняем нашу ERP-систему. Переходим с Microsoft Navision на SAP ERP on HANA. Также активно используем Open-Source-технологии, в частности портальные решения на платформе Drupal, систему управления контентом и документами MongoDB. Все это обусловлено необходимостью управлять цифровыми активами, которых становится все больше.

С чем связано предпочтение продуктов Open Source? Тоже играет роль ценовой фактор?

Здесь важна не только цена, но и эффективность (value for money), а также безопасность. Многие решения с открытым кодом прошли проверку в Интернете, вокруг них сформировано сообщество профессиональных пользователей и разработчиков. Поэтому их применение очень привлекательно с точки зрения новых функциональных возможностей, удобства пользовательского интерфейса, открытости для интеграции, доступности с точки зрения инвестиций и эффективности в поддержке.

Какие ИТ-сервисы для авиакомпаний реализованы вами в последнее время?

Мы работаем над созданием центра самообслуживания для авиакомпаний, где они могут получить информацию по полетам. Возможно, даже предложим им API, чтобы они могли автоматизировать обмен данными с аэропортом. Сейчас в качестве платформы для обмена информацией используем систему электронного документооборота «Диадок». Через нее проходят счета-фактуры, но, разумеется, это далеко не догма, и мы планируем дальнейшее развитие.

Какие ИТ-направления вы отдаете на аутсорсинг, а какие развиваете самостоятельно?

Для разработки и внедрения новых продуктов мы привлекаем профессиональных консультантов, а в дальнейшем поддерживаем собственными силами. Для нас важно иметь в штате собственных квалифицированных сотрудников, которые могут осуществлять сопровождение информационных систем.

Вы пришли в Пулково из компании «De Cecco Россия». Взяли кого-то с собой из предыдущей команды?

Все-таки это очень разные компании и разный бизнес, разный уровень инфраструктурных решений. ИТ-команда Пулково обладает высокой квалификацией. Тем не менее мы активно инвестируем в развитие специалистов. В частности, развиваем компетенции в области SAP ERP.

Как ИТ помогают решить задачи по физической безопасности пассажиров аэропорта?

У нас много средств инвестируется в системы видеоаналитики. Ими оборудованы все парковки, терминалы, различные помещения. Стоит отметить, что задача ИТ — это контроль территории, поддержка и сопровождение систем видеонаблюдения, видеоаналитики, систем досмотра. В целом же обеспечением безопасности занимаются соответствующие службы в аэропорту и государственные органы.

За информационную безопасность отвечает ИТ-служба или специальное ИБ-подразделение?

Нет, это входит именно в нашу компетенцию. Мы не в такой степени открыты атакам, поскольку наши системы полностью не вынесены в онлайн, как, например, у интернет-магазинов. Поэтому не используем какие-то специализированные или тяжеловесные решения, однако весь стандартный набор продуктов для защиты у нас имеется. Мне не хотелось бы их называть, но могу заверить, что пока они нас не подводили.

А как же онлайновые системы регистрации?

Они функционируют не у нас. Это международные системы, а мы даем канал для взаимодействия с их серверами и организуем рабочие места.

В последние годы пассажиры любят отмечаться в соцсетях, например, что они находятся в аэропорту и вылетают в какой-либо город или страну. Как обстоит дело с покрытием территории Пулково высокоскоростным Интернетом?

Этот вопрос у нас решен. Планируем сделать работу Сети более надежной для пассажиров, здесь мы тесно сотрудничаем с мобильными операторами.

 

Модернизация инфраструктуры Цифровая трансформация

Темы:

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 07/2017], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00