IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Сбалансированный аутсорсинг в динамике изменений

| 10.10.2017

Сбалансированный аутсорсинг в динамике изменений

Тема привлечения внешних ресурсов часто обсуждается на страницах нашего издания, но всегда речь идет об ИТ-аутсорсинге. Однако в широком смысле понятие аутсорсинга означает передачу определенных функций сторонним исполнителям, ведь в компаниях кроме основного бизнес-процесса придется заниматься и рядом неосновных, но обязательных процессов: логистикой, уборкой помещений, технической эксплуатацией, охраной и др. О том, чем помогает аутсорсинговому бизнесу ИТ рассказывает директор по информационным технологиям компании ОМС Игорь Веселов.

Начнем со знакомства. Расскажите о себе. Как складывалась ваша карьера?

Моя карьера в ИТ началась с получения профильного образования в Военной академии в Смоленске, на факультете автоматизированных систем управления. Это образование я пустил в ход на первом же месте работы после ухода из армии — в то время это было редкое везение, так как тогда было больше примеров, когда, например, физики уходили в маркетинг, химики в торговлю.

Айтишников обычно делят на две группы – программистов и сисадминов. Я начинал как сисадмин. Сначала была работа в ретейле, в московской сети магазинов «Электрический мир». Причем, в самом магазине. Приходилось знать и делать все. От эникей-поддержки пользователей, до вопросов учета и бухгалтерии. Это был хороший опыт, позволивший погрузиться в детали бизнеса ретейла. Потом перешел в «М.Видео», где и сложилась моя основная карьера. Там я тоже начал с позиции системного администратора и прошел все ступени иерархии — от руководителя отдела системного администрирования до операционного директора по ИТ. На последней должности я проработал около четырех лет.

Далее друзья пригласили меня в интересный стартап. Совместная русско-французская компания с нуля создавала e-commerce платформу, предлагая для рынка комплексную услугу маркетплейса и фулфилмент-оператора. Стояла амбициозная задача запустить проект за один год. Что и было сделано. Мы создали уникальное решение. Ландшафт ИТ-систем представлял из себя – SAP ERP+SAVOYE LM (WMS/WCS)+ Magento E-commerce+Avaya CCC. Спустя еще год меня позвали в компанию ОМС, где я сейчас работаю.

Да, и здесь мы переходим ко второму вопросу: сначала вы работали в ретейле, а сейчас в крупной аутсорсинговой компании. Много ли общих задач в обеих сферах? Или у них вообще мало общего?

Эти компании объединяет то, что они обе являются лидерами, каждая в своей сфере. Одна — в области продаж бытовой электроники и техники, другая — в области аутсорсинга. Работать в компаниях-лидерах всегда очень престижно и интересно! Вместе с тем, конечно, есть и различия.

«М.Видео» принадлежит к сегменту B2C, ОМС — к сегменту B2B. Впрочем, с точки зрения обеспечивающих основной бизнес функций, значительной разницы нет. И там и там есть управление персоналом, финансы, ИТ и т.д. с очень схожими задачами и сопоставимыми масштабами.

Конечно же различаются задачи и блоки, имеющие отношение к производству, к ERP. У ОМС есть много интересных и разнообразных направлений бизнес-деятельности. Здесь и эксплуатация инженерных систем и корпоративное питание и профессиональная уборка, и управление автопарком, и охрана, и предоставление персонала, и управление жилой недвижимостью. Автоматизация каждого направления требует своих решений и подходов. Помимо всего прочего, есть еще одно серьезное различие. «М.Видео» всегда развивалась органически, за счет увеличения продаж, количества точек и так далее. У ОМС, кроме органического роста, есть и M&A — слияния и приобретение компаний, а ведь для ИТ это всегда серьезный вызов. Быстро и эффективно интегрировать ИТ-инфраструктуру поглощаемой компании — всегда нетривиальная задача, учитывая разницу в специфике бизнеса и построения бизнес-процессов.

Немаловажно, что компания ОМС широко распределена по стране. У «М.Видео», если мне не изменяет память, около 400 магазинов в полутора сотнях городов. У компании ОМС более 14000 точек оказания услуг, включая и те, что находятся действительно далеко от цивилизации — например месторождения газа и нефти. И везде нужно организовать полноценное предоставление ИТ-сервисов, а это далеко не всегда просто. В ретейле точки продаж все-таки в определенной мере унифицированы и окружены инфраструктурой. Однако в рознице сложнее сами задачи — у нас зачастую хватает самых базовых сервисов для обеспечения работы объекта.

Скажите, а какие особенности ИТ характерны именно для аутсорсинга?

Как таковой аутсорсинг не накладывает какого-то отпечатка — он во многом схож с другими сферами, поскольку проникает в них в силу своей природы. Например, одной из моих главных задач на старте была централизация ИТ-функции, повышение эффективности службы в условиях оптимизации затрат. К моему приходу в ОМС функция ИТ была децентрализована, в нынешнем виде она куда более эффективна.

Мы, как и все, наверное, смотрим и пробуем применять в бизнесе новые технологические решения. Помимо инновационных трендов, о которых сейчас многие говорят – интернет вещей, машинное обучение и т.п., мы не забываем оптимизировать и поддерживающие процессы, в частности, у нас в завершающей стадии находится проект внедрения единой HR-системы.

Мы понимаем, что для компании наших масштабов, где более 30 000 сотрудников, эффективное построение процессов управления персоналом и их грамотная автоматизация имеют первостепенное значение.

Давайте поговорим о популярных трендах. Что используете, какие сегменты ИТ-услуг востребованы? Big Data, машинное обучение, IoT, облака, социальная инженерия?

Мы используем облачные технологии. Стараемся разумно комбинировать сервисы во внешнем облаке и свою собственную инфраструктуру. Наш партнер — одна из крупных федеральных компаний, и мы довольны их услугами. Как я уже упоминал, у нас есть услуги, связанные с эксплуатацией сложных инженерных систем промышленного уровня. Здесь мы запускали пилотный проект в области IoT с крупным западным партнером. Рассчитывали внедрить систему «умных» датчиков, отслеживающих состояние оборудования и передающих данные в систему, способную работать в предиктивном режиме, анализируя вероятность выхода из строя того или иного узла и оптимизируя затраты на ТОиР.

Также несомненно существует и необходимость управлять эффективностью производственного персонала. Что касается персонала, мы рассматривали варианты использования различных решений. От систем основанных на комбинации различного рода датчиков (браслетов), с последующим контролем физической активности, трекинга траекторий и последующим анализом данных в BI системе,  до систем построенных на видео-аналитике. Оба варианта мы смотрели на пилотных объектах.

Эти решения уже сейчас можно использовать, но, к сожалению, как и в случае с RFID в свое время, стоимость внедрения оказалась неоправданно высокой. Причем львиная доля затрат приходится на «железки» и инфраструктурную обвязку, соответственно, имеет смысл подождать, пока их цены закономерно снизятся.

А как обстоят дела с корпоративной мобильностью? Используете? Насколько широко?

В последние полтора года мы реализовали несколько больших и серьезных проектов в области мобильных платформ. У нас много производственного персонала, работающего «в полях». Наверное, единственным решением автоматизировать их деятельность является разработка для них мобильных приложений. Сейчас у нас имеется решение по контролю качества работы, позволяющее как руководству, так и сотрудникам на местах управлять качеством той или иной услуги. Завершается разработка мобильного приложения для используемой в компании сервис-деск системы.

Есть и решение для внешних клиентов — личный кабинет заказчика, где наши клиенты могут через B2B сайт и мобильное приложение взаимодействовать с нами. От простой коммуникации, заявок, претензий до ЭДО, получения статистики и построения отчетов.

Давайте поговорим о спросе внутри компании. Кто должен инициировать изменения? Бизнес? Запросы «низа»? Сам ИТ-департамент?

Вопрос интересный. Понятно, что существуют инерционность и косность мышления, не все и не всегда хотят что-либо менять в спокойном укладе своей жизни. И это касается всех. Любого человека. В ОМС к развитию относятся очень серьезно. Динамичное развитие – это одна из ценностей компании. У нас есть Центр управления инновационным развитием, куда входит и ИТ. Мы используем различные инструменты для поддержки это процесса.

Есть «банк идей» - конкурс для сотрудников. Мы мотивируем людей на местах предлагать идеи для реализации — от сокращения издержек до внедрения прорывных технологий. Кроме того, существует и практика back to floor, когда каждый менеджер офиса раз в квартал должен выехать на объект оказания услуг и поработать «в полях» — еще один замечательный источник генерации новых идей и способов поднять эффективность.

Так что, в нашей компании сложилась достаточно сбалансированная модель с инициативой изменений, как снизу, так и сверху. А ИТ является полноправным участником этих процессов. Где-то лидером, где-то ведомым.

Вы постоянный участник конгресса «Подмосковные вечера». Что вас привлекает в этом мероприятии? Какое настроение, интерес или пользу приносит посещение «Подмосковных»?

К сожалению, приехать удаётся не каждый год, но если есть хоть малейшая возможность побывать на конгрессе — я стараюсь ею воспользоваться. «Подмосковные» остаются самым масштабным и полезным ИТ конгрессом на рынке, по моему мнению.

Меня мероприятие привлекает тем, что действительно учитывает реальные стремления аудитории, отталкиваясь не от маркетинга и продавцов, которым нужно что-то продать, а от пожеланий гостей. Повестка всегда строится на основе этих пожеланий, и за темами для обсуждений организаторы всегда идут к сообществу. И это одно из немногих мероприятий, где процесс построен таким образом.

Такого количества своих коллег, как на «Вечерах», — и такого качества спикеров и участников — я не видел ни на одном мероприятии. На конгрессе наивысшая концентрация реально практикующих ИТ-директоров, тогда как на других ивентах можно увидеть пару-тройку коллег. А можно и не увидеть.

Кроме всего прочего, очень интересна неформальная часть — она всегда хорошо организована, а я прекрасно понимаю, что не все вопросы можно обсудить в деловой обстановке. На неспешную беседу всегда есть время, и для нее непременно находится комфортное место. Довольно много людей, с которыми я теперь уже дружен, стали когда-то моими знакомыми именно благодаря «Подмосковным вечерам».

Текст: Антон Прасолов

 

мобильные технологии, облачные технологии, ретейл, Аутсорсинг, цифровая трансформация

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 09/2017], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Я первое время ходил на все встречи с диктофоном, что спасал о меня от ситуации, когда я полностью понял собеседника, идеально подстроился, обо всем договорился… но вот о чем договорился и вообще, что обсуждали –, не помню хоть убей.

А что IT? А мы работаем, совершенствуемся в популярных технологиях и осваиваемся в новых. И пока до Луны ближе, чем до создания искусственного интеллекта, без работы мы не останемся.
«Пока больше некого назначить, поэтому заткнем дыру тобой. Потом переназначим». Упражнение называется «как убить сломать сотрудника за одно действие: повысить и понизить обратно». Для надежности повторять неоднократно.

Компании сообщают

Мероприятия

10.09.2020
IT Management Forum 2020

Москва, Новоданиловская наб., д. 6, отель Palmira Business Club

23.09.2020 — 24.09.2020
Форум Индустриальной Роботизации

Санкт-Петербург, Чернорецкий пер. 4-6

28.09.2020 — 29.09.2020
Профессиональная мобильная радиосвязь, спутниковая связь и навигация

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

29.09.2020 — 02.10.2020
SMART INDUSTRY EXPO

Минск, Футбольный манеж

30.09.2020
IT в ретейле: Я - легенда.

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

27.10.2020 — 29.10.2020
HI-TECH BUILDING 2020

Москва, Крокус Экспо