Экономия на решениях, а не на абонентах

Логотип компании
Экономия на решениях, а не на абонентах
Не растут доходы от голоса, зато растет трафик передачи данных. Люди продолжают общаться, но часть голосового трафика ушла в OTT-сервисы

Современные телеком-операторы — это не только поставщики канала для голосовой связи и передачи данных. Они становятся партнерами для своих абонентов и предоставляют им целый спектр услуг и сервисов, построенных на самых передовых технологиях. О том, как подобная работа организована в компании «МегаФон», нам рассказал директор по ИТ Северо-Западного филиала «МегаФона» Сергей Бородин.

 

Экономия на решениях, а не на абонентах. Рис. 1

Что предшествовало вашей нынешней должности?

Мне пришлось пройти долгий путь. Первой компанией для меня стала «Петер-Сервис», затем я пришел в «МегаФон», где постепенно дорос до ИТ-директора Северо-Западного филиала. Я окончил Балтийский государственный технический университет по специальности «Автоматизированные системы управления». Многие мои сокурсники сегодня далеки от этой сферы, сменили карьерный вектор уже во время обучения или еще в вузе открыли свой бизнес. Я же остался в ИТ. В компании «Петер-Сервис» начинал инженером-программистом группы эксплуатации. Когда вы занимаетесь внедрением той или иной системы, вам нужно обладать многими компетенциями. Вы должны уметь программировать, выполнять аналитические задачи, прорабатывать архитектуру и многое другое. Закончил работу в «Петер-Сервисе», будучи начальником группы интеграции, где осуществлял задачи по миграции биллинговых решений и вводил в действие новые продукты у заказчиков. Всю свою жизнь я занимался связью. Только сначала был на стороне вендора, а сейчас — на стороне оператора. Это для меня огромный опыт, поскольку посмотреть на отрасль с разных сторон очень полезно. В «МегаФоне» я около пяти лет. В компанию я пришел на позицию руководителя по эксплуатации бизнес-систем, а с 2015 года возглавляю ИТ-подразделение Северо-Западного филиала.

Санкт-Петербург — родина «МегаФона». Как это помогает вам в работе?

Более того, Санкт-Петербург — родина всего телекома. Здесь абоненты нас знают и уважают уже много лет, а потому нам важно предоставлять для них сервис высшего класса. Для этого мы внедряем самые передовые технологические решения, такие как LTE Advanced. В следующем году нашей компании исполняется 25 лет. Мы получили лицензию в 1993-м. Первоначально услуги телеком-оператора были доступны далеко не всем, но сегодня уже настолько прочно вошли в нашу жизнь, что трудно найти человека, не имеющего хотя бы одного мобильного телефона.  

На каких технологиях, в первую очередь, сфокусирована работа вашего ИТ-департамента?

Бизнес требует значительного ускорения процессов принятия решений. Поэтому мы серьезно перерабатываем внутренний контур наших информационных систем. В частности, используем технологии анализа больших данных, подходы DevOps с автоматизированным тестированием, методологию Agile, которая ускоряет доработку приложений. Любое применение технологий должно быть воспринято каждым сотрудником, поэтому, помимо внедрения той или иной технологии, необходимо разъяснить все ее преимущества по сравнению с тем, что использовалось раньше. Зачастую в крупных компаниях это занимает даже больше времени, чем непосредственный запуск той или иной технологии.

Сегодня многие операторы развивают решения в области «Интернета вещей». Что делается в этом направлении у вас?

Сотовая связь уже охватила всех людей, и сегодня ее задача — охватить устройства, которые повышают качество нашей жизни. «Интернет вещей» можно разделить на два направления — индустриальное и потребительское. Индустриальное направление растет и расширяется, поскольку оно позволяет производственным предприятиям экономить эксплуатационные расходы, помогает управлять транспортным парком и потоками. Но в массовый рынок «Интернет вещей» проник пока не очень глубоко.

Какие наработки есть у вас в области искусственного интеллекта?

Искусственный интеллект — очень широкое понятие, имеющее отношение ко многим отраслям. У нас, например, есть виртуальный консультант «Елена», обслуживающий абонента без участия человека. Она распознает вашу речь и выдает определенные рекомендации. Второе направление — предиктивные аналитические модели, которые помогают понять аудиторию для правильного развития тех или иных решений и каналов продаж.

На последнем конгрессе «Подмосковные вечера» CIO говорили о том, что развитие новых технологий, таких как 5G, упирается в препятствия в виде каналов связи. Те же беспилотные автомобили не могут ездить по дорогам, не имея постоянной и бесперебойной связи с инфраструктурой. В чем здесь проблема?

Тема «умных» автомобилей весьма интересна. Есть две схемы реализации технологии беспилотного транспорта в мире. В первом случае машины централизованно управляются с дистанционного пульта, а во втором — «общаются» между собой. Второй случай ближе к идеальному варианту. Когда такое взаимодействие станет возможным, проблема задержки передачи данных вовне будет не столь остра, так как машины будут общаться друг с другом по принципу рации. Если говорить о 5G, у этой технологии очень короткое время отклика, что позволяет на больших расстояниях реализовывать самое сложное управление. Можно будет развивать телемедицину, когда робот, оперирующий пациента, находится во Владивостоке, а управляющий им врач — в Москве. Для этого еще нужно серьезное резервирование канала, ведь если в момент операции произойдет обрыв связи, последствия могут быть фатальными. Так что здесь важна не только технология, но и инфраструктура. «МегаФон» много инвестирует в строительство сетей. В 2017 году мы вложили в развитие сетей до 60 млрд рублей по всей России. Это не только базовые станции, но и волоконно-оптические линии связи. На Сахалине вообще раньше не было ВОЛС, скорость Интернета не превышала 256 кбит/с, а сегодня она сопоставима с другими регионами.

Вы обслуживаете все регионы Северо-Западного федерального округа?

Как ИТ мы обслуживаем решения не только для СЗФО, но и для всей страны. Причем эксплуатация и развитие сетей — отдельное направление. За один или два года невозможно сразу всю страну покрыть новой инфраструктурой. Ежегодно мы планируем работать в тех областях, где связь наиболее востребована, где существует больше всего проблем. Для определения таких мест компания использует большие данные. Могу сказать, что качество связи, существовавшее три-пять лет назад, отличается от сегодняшнего. Меняются сами технологии, меняются и сервисы, которыми пользуются наши абоненты. Мы учимся анализировать, хорошо ли работают у абонентов наши решения и другие сервисы, в том числе Youtube, Facebook...

Как организовано взаимодействие регионального ИТ-департамента с центральным?

Центральный ИТ-департамент решает стратегические задачи, коммуницирует по ключевым проектам, ну а каждый филиал играет свою определенную роль в масштабах страны. Разумеется, и за все, что касается ИТ в Северо-Западном филиале, отвечает наш департамент. Границы между ИТ и бизнесом в последние годы стираются, поэтому наша работа пронизывает деятельность абсолютно всех подразделений компании.

Считаете ли вы себя «продавцом» технологий внутри компании? Рассказываете ли своим коллегам об интересных тенденциях и решениях?

ИТ является драйвером для технологического развития компании. Те же Agile и Scrum вышли из ИТ, но сейчас применяются и другими подразделениями. Как привлекать знания о новых технологиях? Существует несколько способов. Первый — узнать что-то новое на форумах и других мероприятиях, проанализировать чужой опыт, сделать пилотный проект у себя. Профессионализм наших сотрудников позволяет реализовывать такие проекты на высшем уровне, но мы открыты и к новым идеям.

Недавно вы проводили собрание разработчиков блокчейн-решений. В каких сферах эта технология уже используется в «МегаФоне»?

Мы решили попробовать для себя новый интересный формат с сообществами Петербурга. Блокчейн — очень востребованная технология. В нее входит три составляющих. Первая — ICO, вторая — криптовалюта, третья — смарт-контракты и все, что с ними связано. Мы видим большую перспективу у смарт-контрактов и использования распределенных хранилищ для корпоративного сегмента. В октябре МегаФон уже осуществил сделку по размещению рублевых облигаций на блокчейн. В рамках пилота компания разместила 500 млн рублей, а покупателем облигаций стал Райффайзенбанк. Эта сделка прошла при участии Национального расчетного депозитария, входящего в группу «Московской биржи». В ноябре впервые в России «МегаФон» совершил платеж с использованием технологии блокчейн. Получателем денежных средств стала дочерняя компания «МегаЛабс», банками-партнерами выступили Сбербанк и Альфа-Банк.

Вы говорили о перспективах 5G в медицине. Как в этом случае решается проблема информационной безопасности?

Тема информационной безопасности чувствительна для всех. О ней не очень любят рассказывать, поскольку в таком случае систему проще взломать. Есть врач, который работает с определенным ПО, есть робот, которым это ПО управляет. Мы как оператор предоставляем канал, и наша задача — обеспечить его доступность. Взломать можно робота и компьютер врача. Это уже находится в зоне ответственности разработчиков робота и ПО на компьютере медика. Для таких отраслей, как телемедицина, требуется государственное регулирование, соответствующая законодательная база, разграничивающая зоны ответственности.

Голосовые услуги давно не приносят операторам больших доходов. Как ИТ помогают искать и находить новые направления для развития бизнеса телеком-операторов?

Не растут доходы от голоса, зато растет трафик передачи данных. Люди продолжают общаться, но часть голосового трафика ушла в OTT-сервисы. Все операторы стараются быть не просто «трубой» для передачи трафика, а партнером своего абонента на все случаи жизни. У нас, например, тоже есть свое решение «МультиФон».

Конечно, рост рынка замедлился в плане выручки с базового портфеля услуг. Поэтому операторы идут в те ниши, где их раньше не было. Но так поступают не только телеком-операторы, а любые крупные компании. Заказчики, особенно корпоративные, хотят получать как можно более полный пакет услуг от одного оператора. И для них у нас есть комплексные решения: «Виртуальная АТС», «Облачный ЦОД» и ряд других. Любой оператор старается разработать и предложить такое решение, которое не смогут повторить его конкуренты в течение полугода.

И последний вопрос. Из-за роста курса доллара очень существенно увеличилась стоимость ИТ-решений и оборудования. По идее, это должно было бы отразиться и на стоимости услуг операторов, однако по «МегаФону» и вашим конкурентам это не очень заметно. Каким образом вам удается удерживать текущий уровень?

Сразу после кризиса телеком стал чуть ли не единственной отраслью, где цены на услуги не выросли, а упали. Мы, помимо обеспечения россиян качественной связью, еще несем социальную ответственность перед населением, поэтому не можем просто так взять и поднять цены. Компания ищет баланс между расходами и доходами, снизив насколько возможно, финансовую нагрузку на абонента.

Мы как ИТ должны искать различные варианты для сокращения расходов, и нам это удается, в том числе потому, что выбираем оборудование, выгодное с точки зрения его содержания, и задействуем наиболее перспективные технологии.

Телеком-оператор не может позволить себе останавливаться в развитии. Наша отрасль ежедневно требует инновационного подхода в работе и ответственных специалистов, которые готовы не только поддерживать достигнутый уровень, но и воплощать в жизнь свежие идеи. У нас есть все необходимые составляющие для успешного развития, поэтому мы уверенно двигаемся вперед. Превращая, казалось бы, фантастические идеи в реальность, мы меняем ее к лучшему.

 

 

Опубликовано 16.01.2018

Похожие статьи