УправлениеИТ в бизнесе

Экономия на решениях, а не на абонентах

Григорий Рудницкий | 16.01.2018

Экономия на решениях, а не на абонентах

Современные телеком-операторы — это не только поставщики канала для голосовой связи и передачи данных. Они становятся партнерами для своих абонентов и предоставляют им целый спектр услуг и сервисов, построенных на самых передовых технологиях. О том, как подобная работа организована в компании «МегаФон», нам рассказал директор по ИТ Северо-Западного филиала «МегаФона» Сергей Бородин.

  img

Что предшествовало вашей нынешней должности?

Мне пришлось пройти долгий путь. Первой компанией для меня стала «Петер-Сервис», затем я пришел в «МегаФон», где постепенно дорос до ИТ-директора Северо-Западного филиала. Я окончил Балтийский государственный технический университет по специальности «Автоматизированные системы управления». Многие мои сокурсники сегодня далеки от этой сферы, сменили карьерный вектор уже во время обучения или еще в вузе открыли свой бизнес. Я же остался в ИТ. В компании «Петер-Сервис» начинал инженером-программистом группы эксплуатации. Когда вы занимаетесь внедрением той или иной системы, вам нужно обладать многими компетенциями. Вы должны уметь программировать, выполнять аналитические задачи, прорабатывать архитектуру и многое другое. Закончил работу в «Петер-Сервисе», будучи начальником группы интеграции, где осуществлял задачи по миграции биллинговых решений и вводил в действие новые продукты у заказчиков. Всю свою жизнь я занимался связью. Только сначала был на стороне вендора, а сейчас — на стороне оператора. Это для меня огромный опыт, поскольку посмотреть на отрасль с разных сторон очень полезно. В «МегаФоне» я около пяти лет. В компанию я пришел на позицию руководителя по эксплуатации бизнес-систем, а с 2015 года возглавляю ИТ-подразделение Северо-Западного филиала.

Санкт-Петербург — родина «МегаФона». Как это помогает вам в работе?

Более того, Санкт-Петербург — родина всего телекома. Здесь абоненты нас знают и уважают уже много лет, а потому нам важно предоставлять для них сервис высшего класса. Для этого мы внедряем самые передовые технологические решения, такие как LTE Advanced. В следующем году нашей компании исполняется 25 лет. Мы получили лицензию в 1993-м. Первоначально услуги телеком-оператора были доступны далеко не всем, но сегодня уже настолько прочно вошли в нашу жизнь, что трудно найти человека, не имеющего хотя бы одного мобильного телефона.  

На каких технологиях, в первую очередь, сфокусирована работа вашего ИТ-департамента?

Бизнес требует значительного ускорения процессов принятия решений. Поэтому мы серьезно перерабатываем внутренний контур наших информационных систем. В частности, используем технологии анализа больших данных, подходы DevOps с автоматизированным тестированием, методологию Agile, которая ускоряет доработку приложений. Любое применение технологий должно быть воспринято каждым сотрудником, поэтому, помимо внедрения той или иной технологии, необходимо разъяснить все ее преимущества по сравнению с тем, что использовалось раньше. Зачастую в крупных компаниях это занимает даже больше времени, чем непосредственный запуск той или иной технологии.

Сегодня многие операторы развивают решения в области «Интернета вещей». Что делается в этом направлении у вас?

Сотовая связь уже охватила всех людей, и сегодня ее задача — охватить устройства, которые повышают качество нашей жизни. «Интернет вещей» можно разделить на два направления — индустриальное и потребительское. Индустриальное направление растет и расширяется, поскольку оно позволяет производственным предприятиям экономить эксплуатационные расходы, помогает управлять транспортным парком и потоками. Но в массовый рынок «Интернет вещей» проник пока не очень глубоко.

Какие наработки есть у вас в области искусственного интеллекта?

Искусственный интеллект — очень широкое понятие, имеющее отношение ко многим отраслям. У нас, например, есть виртуальный консультант «Елена», обслуживающий абонента без участия человека. Она распознает вашу речь и выдает определенные рекомендации. Второе направление — предиктивные аналитические модели, которые помогают понять аудиторию для правильного развития тех или иных решений и каналов продаж.

На последнем конгрессе «Подмосковные вечера» CIO говорили о том, что развитие новых технологий, таких как 5G, упирается в препятствия в виде каналов связи. Те же беспилотные автомобили не могут ездить по дорогам, не имея постоянной и бесперебойной связи с инфраструктурой. В чем здесь проблема?

Тема «умных» автомобилей весьма интересна. Есть две схемы реализации технологии беспилотного транспорта в мире. В первом случае машины централизованно управляются с дистанционного пульта, а во втором — «общаются» между собой. Второй случай ближе к идеальному варианту. Когда такое взаимодействие станет возможным, проблема задержки передачи данных вовне будет не столь остра, так как машины будут общаться друг с другом по принципу рации. Если говорить о 5G, у этой технологии очень короткое время отклика, что позволяет на больших расстояниях реализовывать самое сложное управление. Можно будет развивать телемедицину, когда робот, оперирующий пациента, находится во Владивостоке, а управляющий им врач — в Москве. Для этого еще нужно серьезное резервирование канала, ведь если в момент операции произойдет обрыв связи, последствия могут быть фатальными. Так что здесь важна не только технология, но и инфраструктура. «МегаФон» много инвестирует в строительство сетей. В 2017 году мы вложили в развитие сетей до 60 млрд рублей по всей России. Это не только базовые станции, но и волоконно-оптические линии связи. На Сахалине вообще раньше не было ВОЛС, скорость Интернета не превышала 256 кбит/с, а сегодня она сопоставима с другими регионами.

Вы обслуживаете все регионы Северо-Западного федерального округа?

Как ИТ мы обслуживаем решения не только для СЗФО, но и для всей страны. Причем эксплуатация и развитие сетей — отдельное направление. За один или два года невозможно сразу всю страну покрыть новой инфраструктурой. Ежегодно мы планируем работать в тех областях, где связь наиболее востребована, где существует больше всего проблем. Для определения таких мест компания использует большие данные. Могу сказать, что качество связи, существовавшее три-пять лет назад, отличается от сегодняшнего. Меняются сами технологии, меняются и сервисы, которыми пользуются наши абоненты. Мы учимся анализировать, хорошо ли работают у абонентов наши решения и другие сервисы, в том числе Youtube, Facebook...

Как организовано взаимодействие регионального ИТ-департамента с центральным?

Центральный ИТ-департамент решает стратегические задачи, коммуницирует по ключевым проектам, ну а каждый филиал играет свою определенную роль в масштабах страны. Разумеется, и за все, что касается ИТ в Северо-Западном филиале, отвечает наш департамент. Границы между ИТ и бизнесом в последние годы стираются, поэтому наша работа пронизывает деятельность абсолютно всех подразделений компании.

Считаете ли вы себя «продавцом» технологий внутри компании? Рассказываете ли своим коллегам об интересных тенденциях и решениях?

ИТ является драйвером для технологического развития компании. Те же Agile и Scrum вышли из ИТ, но сейчас применяются и другими подразделениями. Как привлекать знания о новых технологиях? Существует несколько способов. Первый — узнать что-то новое на форумах и других мероприятиях, проанализировать чужой опыт, сделать пилотный проект у себя. Профессионализм наших сотрудников позволяет реализовывать такие проекты на высшем уровне, но мы открыты и к новым идеям.

Недавно вы проводили собрание разработчиков блокчейн-решений. В каких сферах эта технология уже используется в «МегаФоне»?

Мы решили попробовать для себя новый интересный формат с сообществами Петербурга. Блокчейн — очень востребованная технология. В нее входит три составляющих. Первая — ICO, вторая — криптовалюта, третья — смарт-контракты и все, что с ними связано. Мы видим большую перспективу у смарт-контрактов и использования распределенных хранилищ для корпоративного сегмента. В октябре МегаФон уже осуществил сделку по размещению рублевых облигаций на блокчейн. В рамках пилота компания разместила 500 млн рублей, а покупателем облигаций стал Райффайзенбанк. Эта сделка прошла при участии Национального расчетного депозитария, входящего в группу «Московской биржи». В ноябре впервые в России «МегаФон» совершил платеж с использованием технологии блокчейн. Получателем денежных средств стала дочерняя компания «МегаЛабс», банками-партнерами выступили Сбербанк и Альфа-Банк.

Вы говорили о перспективах 5G в медицине. Как в этом случае решается проблема информационной безопасности?

Тема информационной безопасности чувствительна для всех. О ней не очень любят рассказывать, поскольку в таком случае систему проще взломать. Есть врач, который работает с определенным ПО, есть робот, которым это ПО управляет. Мы как оператор предоставляем канал, и наша задача — обеспечить его доступность. Взломать можно робота и компьютер врача. Это уже находится в зоне ответственности разработчиков робота и ПО на компьютере медика. Для таких отраслей, как телемедицина, требуется государственное регулирование, соответствующая законодательная база, разграничивающая зоны ответственности.

Голосовые услуги давно не приносят операторам больших доходов. Как ИТ помогают искать и находить новые направления для развития бизнеса телеком-операторов?

Не растут доходы от голоса, зато растет трафик передачи данных. Люди продолжают общаться, но часть голосового трафика ушла в OTT-сервисы. Все операторы стараются быть не просто «трубой» для передачи трафика, а партнером своего абонента на все случаи жизни. У нас, например, тоже есть свое решение «МультиФон».

Конечно, рост рынка замедлился в плане выручки с базового портфеля услуг. Поэтому операторы идут в те ниши, где их раньше не было. Но так поступают не только телеком-операторы, а любые крупные компании. Заказчики, особенно корпоративные, хотят получать как можно более полный пакет услуг от одного оператора. И для них у нас есть комплексные решения: «Виртуальная АТС», «Облачный ЦОД» и ряд других. Любой оператор старается разработать и предложить такое решение, которое не смогут повторить его конкуренты в течение полугода.

И последний вопрос. Из-за роста курса доллара очень существенно увеличилась стоимость ИТ-решений и оборудования. По идее, это должно было бы отразиться и на стоимости услуг операторов, однако по «МегаФону» и вашим конкурентам это не очень заметно. Каким образом вам удается удерживать текущий уровень?

Сразу после кризиса телеком стал чуть ли не единственной отраслью, где цены на услуги не выросли, а упали. Мы, помимо обеспечения россиян качественной связью, еще несем социальную ответственность перед населением, поэтому не можем просто так взять и поднять цены. Компания ищет баланс между расходами и доходами, снизив насколько возможно, финансовую нагрузку на абонента.

Мы как ИТ должны искать различные варианты для сокращения расходов, и нам это удается, в том числе потому, что выбираем оборудование, выгодное с точки зрения его содержания, и задействуем наиболее перспективные технологии.

Телеком-оператор не может позволить себе останавливаться в развитии. Наша отрасль ежедневно требует инновационного подхода в работе и ответственных специалистов, которые готовы не только поддерживать достигнутый уровень, но и воплощать в жизнь свежие идеи. У нас есть все необходимые составляющие для успешного развития, поэтому мы уверенно двигаемся вперед. Превращая, казалось бы, фантастические идеи в реальность, мы меняем ее к лучшему.

 

 

Телекоммуникации, Мобильные технологии

Горячие темы:

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 01/2018], Подписка на журналы

MegaFon | МегаФон


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Их важность «всплыла» именно во время первой волны пандемии, когда оказалось, что часть сотрудников должна получать удаленный доступ к достаточно критичным элементам инфраструктуры организации
К намекам Gartner о том, что пора бы AI перестать тратить и начать зарабатывать, добавляются требования суровой действительности о необходимости быстрой адаптации к изменениям и скорости принятия решений в условиях растущей конкуренции.
Так что же получается, умение через туман будущего увидеть сверкающий маяк желанной цели и показать его другим, чтобы зажечь их сердца и направить их в нужном направлении, – это и есть самый полезный навык, который неподвластен ни времени, ни новым технологиям?

Компании сообщают

Мероприятия