ИТ помогут бизнесу меньше тратить и больше зарабатывать

Логотип компании
ИТ помогут бизнесу меньше тратить и больше зарабатывать
Для бизнес-значимых вещей IaaS и PaaS мы не используем, потому что их надежность совершенно не годится для нагруженных realtime приложений

Какие тенденции видит на ИТ-рынке компания, чей бизнес полностью основан на онлайн-сервисе и онлайн взаимодействии с партнерами? Своим видением ситуации делится Илья Пятин, ИТ-директор компании CarPrice.

В чем специфика вашего бизнеса и каков его масштаб?

Мы торгуем подержанными машинами через онлайн-аукцион. Владелец автомобиля может приехать в один из наших офисов, мы проводим техническую экспертизу, делаем описание и выставляем автомобиль на торги. В них участвуют тысячи дилеров по всей стране. Аукцион продолжается 30 минут. Максимальную предложенную цену мы сообщаем владельцу. Если она ему подходит, сразу же заключается сделка, хозяин забирает деньги, мы – машину. Если же нет, он просто уезжает, для клиента процедура бесплатна.

Наша компания имеет около пятидесяти филиалов в двадцати регионах России. Были времена, когда мы росли на 20% в месяц. Сейчас рост перестал быть столь взрывным, но остается не менее устойчивым. Наш основной принцип в ИТ: все, что прямо связано с бизнесом, делать самостоятельно, остальное отдавать на аутсорсинг. Все, что касается онлайн-аукциона и осмотра автомобилей, мы создаём собственными силами. У нас отличный отдел разработки. Есть команды, которые развивают и поддерживают ядро платформы есть команды, выполняющие отдельные стратегические проекты. Команды меняются каждый квартал, поскольку у нас используется квартальное планирование по системе OKR.

Как устроена информационная система CarPrice?

Всё наше ПО централизовано, вся функциональность обеспечивается единой платформой. За счёт этого о всех наших офисах сотрудники работают на «тонких» клиентах, и проблема масштабирования дорогостоящего оборудования у нас отсутствует.

Все критичные приложения у нас размещены в дата-центрах, на арендованных серверах, которыми пользуемся только мы сами, и мы же ими полностью управляем. Один администратор у нас обслуживает онлайн платформу, четыре – рабочие места в Москве и все остальные офисы удаленно. Если же надо приехать куда-то и что-то сделать руками, например, починить принтер, у нас есть сервисный подрядчик, чьи специалисты выезжают на место, но случается это крайне редко. 

Аутсорсинг разработки мы практически не используем. За год я лишь однажды обращался к данной услуге и то потому, что не успел найти нужного сотрудника в штат. Мы прибегаем к этому, только если у нас нет разработчиков соответствующей квалификации.

Как и любой бизнес, мы стараемся поменьше потратить и побольше заработать. Однако компания растет, пусть не столь сумасшедшими темпами, как в начале, но очень быстро. Поэтому в абсолютных цифрах ИТ-бюджет у нас растёт, а в относительных —падает. Бюджет на одну сделку мы снижаем, а число сделок постоянно увеличивается.

Давайте рассмотрим облачные сервисы. Что вы покупаете как SaaS и что меняется в этом сегменте?

По моим наблюдениям, SaaS-почтой уже пользуется большинство компаний. Только те, у кого есть серьёзные ограничения по безопасности, до сих пор поддерживают ее сами. Более того, от коллег я знаю уже довольно много примеров перехода и на облачный документооборот.

Мы сами активно применяем сервисы Google для корпоративных коммуникаций. Таким образом удается закрыть сразу целый спектр вопросов, которые просто обеспечивают функционирование организации, но с ее бизнесом прямо не связаны. Совместное редактирование документов, облачное хранилище, почтовые сервисы, контакт-листы — это не полный перечень функций. Очень много бизнес-процессов, в том числе достаточно сложных, автоматизированы у нас с помощью Google Docs.

Для интеграции и экспериментов мы тоже используем много готовых сервисов, позволяющих меньше заниматься разработкой. ИТ-специалисты сейчас получают хорошие зарплаты, людей трудно найти, это ценный ресурс для бизнеса. А потому всё, что можно сделать без их участия, мы реализуем самостоятельно. Получается дешевле и быстрей.

Одна из наших любимых платформ — Exponea. Сервисы из этого облака встроены в наши клиентские сайты и в онлайн-аукцион. Часть сервисов мы отдали одному из наших менеджеров по маркетингу. Он немного умеет писать на javascript и сам, без нашего участия, один за другим ставит эксперименты, проверяет их успешность. Идеи, которые срабатывают, мы реализуем уже на постоянной основе силами своих разработчиков.

В последнее время с предложениями по модели SaaS на российский рынок стало выходить больше компаний, и это хорошо. Помню, что год назад мы искали облачное решение для автоматизации деятельности отдела подбора персонала. Я понимаю, автоматизировать работу рекрутинга надо, но тратить на это много времени сил я не хочу, потому что это не основной бизнес компании. Это просто должно быть и работать. Год назад я столкнулся с тем, что кроме западных вендоров, предлагающих монструозное, дорогое и сложное ПО, других вариантов на российском рынке не было. Есть зарубежные облачные решения, но они, увы, не интегрированы с нашими сайтами поиска работы. За 2017-й появилось три стартапа, которые делают именно такие решения, как мы искали. С одним из них подписан договор, и мы начали интегрироваться. Они, конечно, еще молодые, у них небольшой функционал по сравнению с западными аналогами, но они двигаются в правильном направлении. Это полностью и с самого начала SaaS-решения.

IaaS и PaaS – две другие облачные модели. Применяете ли вы их? Если да, то для чего именно?

Для бизнес-значимых вещей IaaS и PaaS мы не используем, потому что их надежность совершенно не годится для нагруженных realtime приложений. Я знаю единственное облако, которое работает как нужно, и на него можно положиться. Это Amazon, но он дорогой. Как минимум вдвое дороже наших. Плюс не всё в нём можно разместить, поскольку серверы находятся не в России и персональные данные держать там нельзя.

Я постоянно получаю предложения от провайдеров протестировать их сервис, платформу, но уже практически перестал это делать. Сценарий всегда один и тот же. Либо сразу понятно, что она часто падает, либо, когда через месяц-два успешной пилотной работы мы вешаем туда какую-то критичную бизнес-функцию, downtime gjzdkztncz хотябы раз в квартал. Если речь идет о разработке или тестах — это не страшно. Но наш онлайн-аукцион длится всего полчаса, постоянно идут торги. Одновременно торгуемые машины стоят миллионы. И если что-то падает, то работа компании останавливается.

За последний год ситуация ничуть не изменилась в лучшую сторону. Мы используем сервис класса PaaS для нашей «1С». Это для нас совершенно не бизнес-критичное приложение. Примерно раз в неделю оно перестает отвечать. Я не буду называть провайдера, но аргументы каждый раз весомые и разные. Не то чтобы у них все время одно и то же ломалось, все время чинят что-то новое. Но нам, как бизнесу, не очень важно, что в этот раз упало, сеть или дисковая подсистема, если приложение не работает.

Так что идея облаков в теории просто замечательна, и я всячески её поддерживаю, но пока существующая техническая реализация ещё не отвечает задачам бизнеса, надеюсь, что в ближайшие год-два положение вещей изменится и облака полноценно заменят старые подходы к работе.

Соответственно об онлайн-биллинге для нас речь не идет, мы заключаем стандартный договор на определенный «коридор» мощностей. Также мы не очень много внимания уделяем наличию SLA, рассчитывать на него, как заказчик, я все равно не могу. Штраф поставщики заплатят, но его размер всегда несопоставим с потенциальными потерями для бизнеса.

Однако если вам не страшно, если что-то сломается на час или на день, то вполне можно использовать IaaS. Мы применяем эту модель для разработки и тестирования. Используем решение Selectel «Виртуальное частное облако», сами себе выделяем ресурсы, платим именно по факту по модели pay as you go. Быстро запускаем серверы, если нужно что-то тестировать, ставить эксперименты. Это дешевле и удобнее, чем делать то же самое на своих «железных» серверах, но позволительно только для своей тестовой площадки.

За последнее время введены в строй новые площади дата-центров. Превысит ли предложение спрос в ближайшее время? Упадут ли цены? Появляются ли новые услуги?

 Цены на аренду дата-центров и их услуги, падать будут. Не лавинообразно, но снижение произойдет. С одной стороны, потому что вводятся новые мощности. С другой — потому что сама облачная модель делает работу дата-центра значительно более эффективной. Для провайдеров это хорошая экономия ресурсов. Но онлайн-бизнес к ним не пойдет, пока они не будут обеспечивать достаточную отказоустойчивость. Многие компании, которые имеют юридическую возможность, размещают свои ресурсы именно на Amazon, несмотря на цену, потому что он обеспечивает им должный уровень качества.

Что касается развития, буквально на днях я слушал доклад компании «КРОК» об их новой услуге корпоративного диска на базе облака. Обмен данными, совместное редактирование документов. Понятно, что они идут по стопам других компаний, этот функционал есть в Dropbox или Google Suite, но это позитивное движение вперед, развитие своих сервисов.

Замечаете ли вы изменения на рынке заказной разработки ПО?

 Сами мы почти не используем заказную разработку, но у меня много друзей в этой области. Судить о данном рынке могу только по их отзывам. Отзывы на удивление радостные: фирмы-разработчики стали выигрывать государственные тендеры. Похоже, государство наконец обратило внимание на обычные рыночные компании, а не только на «подшефные» организации.

Есть ли кадровая проблема? Как меняется ситуация на рынке труда?

Людей мы набираем постоянно, но сейчас у нас штат укомплектован. Редко бывает, что каких-то специалистов мы совсем не можем найти и страдаем от этого. И дело не только в уровне зарплаты, но и в интересных задачах, которые мы можем предложить. Зарплата, конечно, должна соответствовать запросам рынка, но я считаю, что в нашу компанию людей привлекают интересные проекты.

Удаленная работа становится более популярной, и, если спросить рекрутинговые агентства, они скажут, что все больше айтишников хотят работать из дома. Я думаю, что этот интерес скоро уляжется. Меня часто еще на этапе собеседования кандидаты спрашивают, можно ли работать из дома. Но самые интересные люди, которые хотят делать захватывающие проекты, понимают, что для этого надо быть близко к бизнесу, а значит, ходить в офис. Не потому, что они тут очень нужны именно физически, программировать можно откуда угодно. Но на «удаленке» сотрудник для нас практически как аутсорсер, а ведь он должен принимать участие во встречах и понимать не только, «что» и «как» мы делаем, но и «зачем» и предлагать улучшения, опираясь на свою экспертизу. Если речь идет о разработке онлайн-платформы, которую все на экране видят одинаково, то удалённая работа применима лучше, но, если есть хоть какой-то оффлайн (хотя бы в виде коллег из других отделов) - она становится низкоэффективной.

У нас много офлайна: машины, автовозы, продажи, закупки. Быть от них далеко и не общаться с людьми, которые непосредственно делают все это, – значит быть далеко от своих потребителей. Команды у нас небольшие, четыре-пять человек, и когда мы их переформируем, то и самих людей стараемся посадить поближе друг к другу. Это заметно упрощает коммуникацию и создаёт в команде единое информационное поле. В команде, как в маленьком стартапе, все должны знать всё и находиться на одной волне.

 

Опубликовано 09.02.2018

Предыдущая
Узнать в лицо
Похожие статьи