Сплав финансов и технологий

Логотип компании
Сплав финансов и технологий
Фонд управляет деньгами клиентов, и он может обслуживать своего клиента от начала его трудовой деятельности до последних дней его жизни

Негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» работает на рынке 22 года. Сегодня НПФ занимается негосударственным пенсионным обеспечением своих клиентов — сотрудников ОАО «Российские железные дороги». По состоянию на август 2018 года число участников фонда по программам НПО составляет 1,3 миллионов человек, а ежемесячно негосударственную пенсию получает около 400 тысяч человек.

Региональная сеть фонда включает 72 структурных подразделения. Они реализуют полный набор услуг по пенсионному обеспечению по единым корпоративным стандартам, начиная от оформления офисов и заканчивая доступностью ИТ-сервисов. Этого удалось добиться благодаря централизации ИТ-инфраструктуры и информационных систем. О данном проекте и о текущих задачах, стоящих перед ИТ-специалистами НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и других негосударственных пенсионных фондов, нам рассказал заместитель исполнительного директора по экономике и финансам НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» Александр Леднев.

Что представляет собой современный НПФ? Это финансовая или ИТ-компания?

Общий тренд – это финтех, объединение финансов и технологий. В нашей работе все взаимосвязано. Наш пенсионный фонд тоже представляет собой объединение финансовой и технологической составляющей. И конечно, доля ИТ в деятельности фонда превалирует. Мы обрабатываем и храним большие данные, формируем отчетность, обслуживаем клиентов. Когда мы анализируем бизнес-процессы и затраты на их реализацию, то всегда смотрим, что нас ждет на выходе. Исходя из затрат и будущего эффекта и принимается решение. ИТ не бывает ради ИТ. Если мы говорим не об инфраструктуре, а о сервисах, о внедрении каких-то систем, то у подобных проектов всегда есть заказчик от бизнеса. Важно уметь соединять потребности бизнеса, возможности ИТ и финансовую составляющую, то есть затраты и эффект, который мы получим.

По каким моделям сегодня работает ваш НПФ?

Пенсионные фонды работают по двум основным направлениям. Одна часть – пенсионное страхование. Именно то, что государство заморозило и направило в ПФР. Сейчас эта часть находится в состоянии некоей неопределенности. Соответственно, отсутствуют поступления в негосударственные фонды, а потому данное направление не развивается. Но сейчас у нас вообще нет этого бизнеса, мы три с половиной года как его продали. Сегодня занимаемся негосударственным пенсионным обеспечением, реализуем корпоративную программу  ОАО «Российские железные дороги». Этой программе уже двадцать лет и в ее рамках из зарплаты сотрудника компании, являющемся нашим клиентом, в среднем отчисляется около 5%. Столько же дает и работодатель. Фактически каждый год взносы удваиваются, и таким образом формируется пенсионный счет. Основная деятельность НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» сосредоточена на реализации программы корпоративного негосударственного пенсионного обеспечения. Наш бизнес растет: при небольшом росте клиентской базы, прирастает общая база активов под управлением. У нас 1 миллион 270 тысяч клиентов и около 6 млрд. долларов в управлении. С одной стороны, мы должны обеспечить аналог банковского учета, чтобы у всех клиентов лицевые счета велись обособленно и ежемесячно пополнялись, с другой – мы занимаемся администрированием пенсионных выплат. У нас 365 тысяч пенсионеров, которым мы в общей сложности платим более 1 миллиарда рублей ежемесячно. Такие выплаты не делает больше ни одна организация. Требуется обрабатывать информацию обо всех этих платежах, поскольку они не все доходят, часть из них возвращается. Много случаев возврата связано с отзывами лицензий у банков. Третье направление – трастовые инвестиции, учет средств, переданных в доверительное управление, как через управляющие компании, так и через собственное размещение. Нам нужно собирать не только сведения обо всех инвестиционных операциях, но и управленческую информацию, формировать отчетность. У нас достаточно интересная, сложная и в определенной степени уникальная организация.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и работу с клиентами, поддержку территориально распределенной ИТ-инфраструктуры. Мы длительное время занимались ее централизацией, чтобы лучше поддерживать работоспособность, осуществлять мониторинг.

Что представлял собой процесс централизации и унификации?

Это был длительный процесс, но он стоил того. Теперь гораздо проще выполнять те задачи, которые перед нами ставит бизнес, поддерживать работоспособность сервисов во всех наших шестнадцати филиалах. Когда мы с Алексеем Лобачевым (CIO НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ») пришли в НПФ все системы были децентрализованы, филиалы жили обособленно. Но сейчас у нас полная централизация от Калининграда до Владивостока, включая реализацию VDI во всех филиалах. В Москве у нас находится ЦОД, а сотрудники в филиалах работают на «тонких» клиентах. При этом все процессы администрирования, обслуживания и обновления выполняются централизованно. Таким образом, нам удалось сократить ИТ-персонал в филиалах. Но остается еще небольшое количество обособленных подразделений с ограниченным набором функций. Это связано с невозможностью либо существенными затратами на обеспечение надежного канала передачи данных. В некоторых обособленных подразделениях данный вопрос решается с помощью мобильного Интернета.

Большим достижением в работе ИТ-департамента фонда, на мой взгляд, является обеспечение высоких показателей по доступности ИТ-услуг для внутреннего клиента и скорость отклика на запросы пользователей при осуществлении поддержки. Это было достигнуто благодаря длительной работе по централизации ИТ, внедрению систем мониторинга доступности сервисов и дублирования ИТ-инфраструктуры во внешнем ЦОДе для выполнения требований по непрерывности. Большое внимание уделялось разработке планов BCP (Business continuity plan) и его имплементации в текущую деятельность. Это означает, что при возникновении чрезвычайной ситуации наш НПФ способен выполнять критичные процессы на приемлемом уровне, что и подтверждается регулярными тренировками.

Нам удалось провести масштабные преобразования, связанные с более высоким уровнем централизации как ИТ-услуг, так и финансов и построением систем мониторинга работоспособности ИТ-инфраструктуры. Мы создали корпоративную сеть передачи данных с учетом требований 152-ФЗ и провели аттестацию офисов на предмет защиты персональных данных.

Какие новые технологии взаимодействия НПФ с клиентами вы считаете наиболее перспективными, а какие смогут стать таковыми в будущем?

Фонд управляет деньгами клиентов, и он может обслуживать своего клиента от начала его трудовой деятельности до последних дней его жизни. Долгое время клиентский блок фонда выстраивал свою работу по принципам KYC (Know your customer), собирая доступную информацию о клиенте и его обращениях. Сейчас мы пытаемся внедрять элементы другого подхода в обслуживании – LYC (Lead your customer), который заключается в более тесном взаимодействии с клиентом в части оказания ему помощи в финансовом планировании и обеспечении достойного дохода после выхода на пенсию. Одним из инструментов реализации этой задачи можно назвать специально разработанный пенсионный калькулятор. Этот сервис позволяет рассчитывать размер пенсии в зависимости от различных параметров: уровня заработной платы, размера отчислений в пенсионную программу, влияние взноса работодателя и процента инвестиционного дохода.

По моему мнению, сотрудники клиентского блока нашего фонда в ближайшем будущем должны стать финансовыми консультантами наших клиентов, помогая им не только планировать размер пенсии, но и повышать уровень финансовой грамотности в целом.

Сегодня все учатся работать с большими данными – банки, ретейлеры и другие компании. Насколько широко используются большие данные в НПФ, в частности у вас?

Мы практически не используем большие данные, поскольку наши взаимоотношения с клиентом этого не требуют. Но уже сейчас мы задумываемся о расширении услуг, которые мы можем предлагать нашим клиентам. Это могут быть страховые контракты, отдельные инвестиционные продукты, банковские сервисы и многое другое. Расширение услуг может потребовать использование Big Data и приемов искусственного интеллекта при принятии решений.

Сейчас мы занимаемся проработкой вопроса внедрения динамически изменяющегося контента в личном кабинете клиента в соответствии с анализом его профиля и предыдущих запросов.

Что вы думаете о перспективах применения таких технологий как блокчейн и смарт-контракты в НПФ?

Они пока не нашли применение в деятельности фонда. Мы анализируем возможности использования блокчейна и смарт-контрактов при работе с ценными бумагами, но пока это в большей степени исследуется для расширения кругозора ИТ-специалистов.

На рынке существует тенденция объединения крупных НПФ. Насколько ваша ИТ-инфраструктура и системы готовы к масштабированию?

Как я уже говорил, наш фонд в своем роде уникален. Нет столь же крупного НПФ с похожей пенсионной программой. Поэтому наше объединение с каким-то другим фондом не будет иметь особого смысла.

НПФ работают в достаточно жестких законодательных нормах. Как организовано оперативное внесение изменений в ваши информационные системы? Насколько это сложный процесс?

Вы правы, сегодняшние требования к НПФ во многом схожи с банковским регулированием. Мы тоже должны выполнять требования закона по идентификации и проверке клиента, требования 115-ФЗ и регулярно отчитываться перед Банком России. Для оперативной доработки информационных систем с учетом требований бизнеса и регулятора мы разработали формат проектного управления, который в большинстве случаев затрагивает изменение информационных систем. Параллельно может действовать несколько таких групп с разными задачами, бюджетами, календарными сроками и кураторами. Куратором проекта назначается один из заместителей директора, поэтому вопросы, связанные с изменением параметров проекта, решаются достаточно оперативно.

Например, данный опыт позволил нам реализовать большой проект по переходу на Единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета. Мы за него получили высокую оценку от фирмы «1С» на конкурсе «1С:Проект года».

Внедрен ли у вас новый формат отчетности – XBRL?

Переход на отраслевые стандарты бухгалтерского учета стал основой для внедрения XBRL – формата отчетности в электронном виде. Полноценное формирование такой отчетности было бы невозможно реализовать без успешного перехода на ведение учета по новым стандартам. Общими усилиями нам удалось в течение восьми месяцев сформировать первую отчетность в формате XBRL и направить ее в Банк России.

В середине августа 2018 года Фонд посетили представители регулятора для ознакомления с решением по сдаче отчетности XBRL. По результатам встречи нам предложили рассказать об итогах проекта на форуме Finopolis. Мне кажется, это является достаточным подтверждением успешности внедрения нового формата отчетности. Конечно, мы еще будем дорабатывать систему в части снижения объема ручных операций и повышения уровня интеграции. Будем вести работу в течение текущего и следующего года.

И последний вопрос. Как у вас реализовано импортозамещение в ИТ?

Пока еще рано говорить о серьезном импортозамещении. Сейчас оно реализуется только в использовании продуктов «1С». Это учет, документооборот, бюджетирование и казначейство. За счет сильной собственной экспертизы в «1С» нам удалось внедрить несколько собственных разработок. Одним из ярких примеров эффективного применения ИТ в казначейских операциях является созданная собственными силами в «1С» обработки пенсионных реестров, которая позволяет формировать несколько реестров в разные банки для оптимизации затрат на банковские комиссии при выплате пенсий. Его использование приносит нам в год более 30 миллионов рублей экономии. Что касается остального ПО и «железа», пока рано говорить о полноценном импортозамещении. Я надеюсь, что здравый разум победит, и мы сможем работать на лучших решениях без оглядки на национальную или иную принадлежность.

 

Опубликовано 01.10.2018

Похожие статьи