IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Акватория технологий

Григорий Рудницкий | 27.12.2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Акватория технологий

Одним из самых новых, современных и высокотехнологичных грузовых морских терминалов является порт «Бронка». Он изначально строился с учетом требований и нормативов, предъявляемых государством и бизнесом к грузоперевалочным предприятиям. Главная задача ИТ в таком порту – обеспечение непрерывности производства, логистических процессов и удобства клиентского сервиса. О том, как она решается, нам рассказал директор по ИТ порта «Бронка» Андрей Рыков.

 Расскажите о себе. Как складывалась ваша карьера в ИТ?

Я учился в ЛЭТИ, поступал туда как сын военного, удаленно. После окончания поработал в одной из дочерних компаний Сбербанка, затем принял предложение переехать в Ленобласть для работы в одном из предприятий алкогольного бизнеса. В этой компании я руководил сектором разработки программного обеспечения, а затем переквалифицировался в CIO. К тому моменту компания превратилась в большой холдинг “Группа компаний Веда”, куда входили различные производственные активы, не только алкогольные, но и, например, стекольные бизнесы, девелоперские проекты и многое другое.

В 2009 году я стал активно заниматься ИТ-консалтингом, в качестве независимого консультанта помогал различным компаниям выстроить эффективную ИТ-структуру и оптимизировать затраты на информационные технологии. Приобретенный опыт и взгляд со стороны помог мне по-другому взглянуть на проблемы бизнеса и роль информационных технологий.

В этом же году принял предложение перейти на работу в крупнейший на Северо-Западе многопрофильный холдинг. Сейчас он носит название “Бронка-Групп”. Необходимо было с нуля организовать техническую структуру, которая бы сформировала ИТ-подразделение на аутсорсинге и смогла эффективно поддержать ряд бизнес стартапов группы компаний. ИТ-компания была создана с нуля и получила название «ИНТЕРФОРУМ». В дальнейшем я выступал не только как CIO Группы компаний, но и как операционный руководитель отдельно взятого ИТ-бизнеса. Мы участвовали во многих знаковых проектах государственного уровня. К примеру, запустили первый в России проект дактилоскопической регистрации иностранных граждан. Первое в России электронное тестирование мигрантов на знание русского языка тоже делали мы. В процессе подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи разработали и запустили процесс регистрации иностранных гостей в гостиницах. Сегодня это программное обеспечение установлено в 700 отелях Санкт-Петербурга. Система успешно подтвердила свою актуальность в рамках чемпионата мира по футболу 2018. В целом, компанией «ИНТЕРФОРУМ» был сделан ряд крупных инфраструктурных проектов для государственных и коммерческих структур.

В конце 2015 года завершились строительные работы многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка». Это важное стратегическое предприятие для региона и отрасли в целом. Необходимо было сфокусироваться на процессах отдельного взятого предприятия, поэтому меня пригласили стать директором по ИТ порта «Бронка» с сохранением ответственности за ИТ в других направлениях группы компаний.

С чего вы начали работу в порту?

Мы запустили ряд передовых процессов, которых нет еще ни у кого. К нам приезжают коллеги из других портов, интересуются. Обычно им об этом не рассказываем, а в рамках нашего интервью я немного приоткрою завесу тайны. Как вы понимаете, есть Большой морской порт Санкт-Петербург, а мы представляем собой один из его терминалов – самый современный, самый инновационный и единственный глубоководный. К нам могут заходить большие контейнерные суда и не просто заходить, а свободно маневрировать.

Какие задачи решают ИТ?

Порт – это производство и логистика. Основная задача заключается в обеспечении непрерывности производства и удобства логистики, а также клиентского сервиса. Все это должно работать непрерывно в режиме «24×7». Нашими клиентами являются грузополучатели, экспедиторские компании, морские грузоперевозчики. Мы, как агрегатор логистических процессов, должны обеспечить единое информационное пространство, бесперебойный сервис и комфортную работу для всех.

Что такое цифровая трансформация применительно к морскому грузовому порту?

Прежде всего, это доступность и актуальность данных. На каждом этапе обработки груза мы используем электронные данные. В дальнейшем они применяются для управления или принятия решений. Далее – клиентские сервисы. С их помощью клиент не просто получает информацию о грузе, но и формировует электронные запросы на отдельные операции.

Государство и, в частности, Минтранс России активно продвигает программу «Цифровая экономика». В ее рамках должна появиться единая цифровая платформа, которая объединит всех участников такой экономической деятельности. Уже есть ее название – «Единая платформа транспортного комплекса». За ее реализацию отвечает Минтранс. Какие проблемы возникают при цифровой трансформации? Мы ведь взаимодействуем не только с коммерческими структурами, которых я уже упомянул, но и с государственными органами, такими как таможня, естественными монополиями, как, например, «РЖД». Они перевозят грузы от заказчика и из порта в порт. Для построения эффективного процесса и планирования нужно обеспечить взаимодействие между всеми субъектами в цепочке. Вот эта платформа и позволит выстроить такое взаимодействие. Где-то мы уже сами делаем эту работу. Сотрудничество с теми же «РЖД» мы наладили самостоятельно. В феврале запускаем проект по автоматическому получению данных по ЖД грузам, который позволит планировать обработку состава и привлекать необходимое количество техники. Цифровая трансформация в нашем случае осуществляется на уровне отдельно взятого предприятия – порта «Бронка». К сожалению, регулятор опаздывает в реализации этой инициативы.

Там, где участники процесса обработки грузов ориентированы на наш многофункциональный перегрузочный комплекс, мы широко внедряем новые технологии: сервисы электронного взаимодействия, интеллектуальные пропуска, цифровые подписи, системы распознавания и многое другое. Все это позволяет не только выстроить процесс, повысить его эффективность, но и существенно сократить операционные затраты как наши, так и наших клиентов и партнеров.

Мы очень надеемся на регулирование данного вопроса, как со стороны государства, так и на создание соответствующих экспертных отраслевых сообществ. Безусловно, ряд позитивных шагов уже сделан, здесь отдельно стоит упомянуть электронное декларирование грузов и создание центров электронного декларирования под эгидой ФТС.

Дальнейшее применение цифровых технологий по всей цепочке обработки грузов позволит сократить издержки участников процесса. Например, более широкое и обязательное применение цифровых пломб, создание более эффективных цифровых сервисов взаимодействия с государственными органами и ряд других общих мер даст серьезный  синергетический эффект и повысит конкурентоспособность отрасли.

Как в порту решены задачи по транспортной безопасности?

У Минтранса РФ есть соответствующие постановления в этой области. Предприятия должны соблюдать определенные требования, чтобы иметь возможность осуществлять работы по перевалке  грузов. Часть вопросов, связанных с транспортной безопасностью, лежит на плечах ИТ. Это системы видеонаблюдения, контроля доступа и т. д. Мы все это обязаны выполнять. Если говорить о транспортной безопасности, то у нас уже внедрено распознавание номеров автомобилей, автоматизированная проверка сохранности груза, обеспечение нахождения персонала грузоперевозчика только на тех участках, где они имеют право находиться. Все-таки у нас еще и пограничная зона, не будем об этом забывать.

Информационная безопасность относится к сфере ИТ-департамента и находится в зоне его ответственности. Если говорить о бизнесе со стопроцентной зависимостью от ИТ (банки, телеком, страхование), то там ИБ должна быть вынесена в отдельное направление. Но на производственных предприятиях, таких как наше такое структурное распределение ответственности оправдано. Не буду раскрывать все карты, но могу сказать, что у нас внедрен полный комплекс мер, обеспечивающий приемлемый уровень безопасности. Имеется карта рисков, в соответствии с которой мы осуществляем мероприятия по защите.

Наш порт новый и современный, он изначально строился в соответствии со всеми правилами и регламентами. Другим предприятиям сложнее, у них за плечами многолетняя история и большое количество унаследованных систем, а законодательство выполнять все равно необходимо.

Есть какая-либо специфика у вашей ИТ-инфраструктуры?

Мы находимся вдали от магистральных каналов операторов связи, поэтому у нас нет возможности разместить свое оборудование в операторском ЦОДе. Нам приходится выстраивать отказоустойчивую инфраструктуру непосредственно в периметре предприятия, на собственных площадях. Основная наша специфика – обеспечение отказоустойчивости. Нами разработан план, в соответствии с которым настроены все системы и оборудование. При наступлении инцидентов системы продолжают работать, а риск простоя снижается. Применяем мы зарекомендовавшее себя оборудование от самых известных мировых вендоров. Конечно, есть риски, связанные с санкционной политикой. Прежде всего наблюдаем  ухудшение качества сервиса и компетенций представителей западных вендоров по линейке импортного ИТ-оборудования. Возможно, связано с сокращением штатов, падением продаж или иными факторами. Хотя не исключаю, что это наше субъективное ощущение.

Что вы делаете, чтобы застраховаться от этих рисков?

Мы вводим компенсирующие меры, и с выходом 187-ФЗ более тщательно выбираем оборудование,  делаем акцент на его сертификацию и обдуманно внедряем инновационные технологии.

Используете ли облачные сервисы?

Да, для отдельных задач, в частности  тех, которые связаны с искусственным интеллектом. Мы используем его элементы. В свое время я занимался этой темой в ВУЗе, и очень рад, что она сегодня востребована. К примеру, для нас актуальна проблема применения ИИ для обработки и оценки повреждений крыш контейнеров. В целом скажу, что облака всегда целесообразно применять для задач, требующих масштабирования и серьезных вычислительных мощностей. Также в нашем случае они актуальны для развертывания типовых приложений и сервисов по модели SaaS.

Главное в порту – пропускная способность. Как здесь помогают ИТ?

В порту пропускная способность зависит не от ИТ, а от количества причалов и подходов к терминалу. Мы строились как современный высокотехнологичный порт, и у нас ИТ обеспечивают процессы, заданные технологическими производственными параметрами. Грузы бывают разные: мы не просто контейнерный терминал, а многофункциональный перегрузочный комплекс. Поэтому нас и выбирают клиенты. Наша задача состоит в том, чтобы каждая технологическая единица обрабатывалась в информационной системе и следовала тому процессу, который  автоматизирован под конкретный вид груза. Немаловажным аспектом является планирование, что обеспечено необходимым набором аналитических информационных инструментов. В целом совокупность мер по автоматизации производственных процессов вносит существенный вклад в обеспечение требований пропускной способности.

В ряде портов мира используются безэкипажные суда. Есть ли они у вас?

Теоретически они существуют, но практически их почти нет в мире, и совсем нет в России. Суда ходят с минимальными экипажами, многие процессы там автоматизированы. К примеру, это причаливание и многое из того, что связано с работой лоцмана. Беспилотные автомобили появятся раньше в нашей жизни, чем беспилотные суда. Дело в том, что нормативно-правовая база в случае безэкипажных судов вообще отсутствует. Допустим, причалил робот, а у кого забирать документы? Кого будут досматривать пограничники? Чьи паспорта они проверяют? До сих пор есть масса нерешенных вопросов. С другой стороны, беспилотная портовая техника (краны, погрузчики, траки) уже используются за рубежом и в России, что в том числе включено в перспективные планы развития нашего терминала.

Используете ли вы блокчейн и решения на базе этой технологии?

В части внутренних процессов автоматизации – да, а что касается внешнего информационного обмена с контрагентами и клиентами, пока нет. В целом же я считаю, что технология блокчейн переоценена на рынке, а потому бросаться с головой в эту лихорадку не стоит. У нас консервативный бизнес, серьезные законодательные рамки, соответственно, мы стараемся использовать только проверенные решения. 

Ключевые слова: информационная система, логистика, системные интеграторы, клиентский сервис, оптимизация, модернизация ИТ-инфраструктуры

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал IT-Manager № 12/2018    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Григорий Рудницкий

Григорий Рудницкий

Историк по образованию. В ИТ-прессе – бумажной и онлайновой – с 2002 года: публикуется в изданиях, ориентированных как на домашних, так и на корпоративных пользователей. Любимые темы: гаджеты, мобильность, облачные сервисы, свободное программное обеспечение.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Загрузка...

Также по теме

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12