УправлениеИТ в бизнесе

Экономно, но эффективно

Григорий Рудницкий | 14.01.2019

Экономно, но эффективно

Дмитрий Кереже: "У нас достаточно простой подход к операционному управлению ИТ. Все, что можно, мы отдаем на аутсорсинг"

Задачи по формированию индивидуального подхода и персонализации продуктового предложения сегодня стоят не только перед ретейлерами люксового и среднего ценового сегмента, но и перед игроками, ориентированными на самого массового покупателя. О том, как их решает компания Modis, производитель и продавец широкого ассортимента одежды и аксессуаров для всей семьи, нам рассказал Дмитрий Кереже, директор по технологиям и инновациям.

Есть ли у fashion-ретейла своя специфика или особые требования к ИТ?

Даже по сравнению с простым ретейлом есть особенности. Это, прежде всего, циклы производства одежды. Компания Modis сама придумывает новые линейки одежды, запускает в производство пилотные серии, анализирует качество, затем размещает на фабриках заказы на пробные партии. В основном эти фабрики расположены в Азии, но есть и в России. По результатам пробного производства принимается решение об изготовлении уже промышленной партии и ее объемов. Исходя из этого строится логистика. Основная сложность в том, что всю одежду надо вовремя довезти до магазинов. Никому не нужны пуховики в мае. Вот здесь и приходят на помощь информационные системы и автоматизация процессов в этом и есть отличия от классического ретейла. Дальше идут стандартные процессы.

Работали ли вы в ретейле раньше, до того как пришли в компанию Modis?

Да, в компании WalMart. Приходилось работать в США, в России и других странах. Мы занимались интеграцией. Крупные сети, такие как WalMart, часто покупают другие компании, которые нужно интегрировать в свою структуру. Я занимался интеграцией с точки зрения ИТ и управления процессами. В общем, наша деятельность заключалась в «превращении» другого бизнеса в WalMart. Задачи были очень интересные и нетривиальные. С одной стороны, WalMart – это стандарты, общие политики. Когда WalMart приходит в какую-либо страну, он не перекраивает и не ломает то, что есть у приобретаемого бизнеса, а пытается адаптироваться к имеющимся условиям и научить новых людей своим стандартам работы, качества и мерчандайзинга. Что касается систем, то выбирают наиболее оптимальный подход. В одних случаях вообще полностью оставляют имеющиеся ИТ-системы и дают им доработать свой срок. В других – весь ИТ-ландшафт удаляют и устанавливают системы заново.

После WalMart я работал в других компаниях, в частности, во всем известной компании Gartner, отвечал за российский executive-бизнес, взаимодействовал с большим количеством ИТ- и генеральных директоров самых крупных предприятий. Я сотрудничал в качестве советника и всякий раз переживал вот эту историю, когда приходишь в новую компанию и думаешь, что там можно усовершенствовать. Затем формируются шаги по улучшению и принимаются те или иные решения, которые помогают бизнесу развиваться.

Чем отличается работа с заказчиком в качестве советника от работы с ним в качестве консультанта?

Советник ничего не делает за ИТ-директора. Он открывает «окно в мир», информирует, предлагает знания, помогающие принимать решения, ищет и привлекает экспертов, в том числе и международных.

Почему вы решили перейти в компанию Modis? Какие задачи вас здесь привлекли?

Здесь произошла очень непростая история с ИТ. Бизнес одно время сокращал затраты, в результате в компании отсутствовали даже некоторые стандартные системы, как, например CRM. Отсутствовала и до сих пор отсутствует PLM-система. Но несмотря на такие странности, компания выжила и теперь, уже в этом году, мы сделали CRM. Вообще, проект очень интересный. Речь не идет о каком-то «коробочном» продукте, а об интегрированной системе, включающей модули  или сервисы от 12 различных производителей, наших партнеров. В ней есть все: облако, предиктивная аналитика, машинное обучение и многое другое. Самописного кода в ней нет вообще. Это набор функций, собранных из разных платформ. Так, предиктивную аналитику мы взяли у SAS, за обработку CRM с точки зрения процессинга отвечает Mindbox, мастер-данные идут из SAP ERP, а чеки через кассовую систему попадают в SAP BW. Вся информация о нашем лояльном покупателе – любая коммуникация, которая когда-либо была сделана, любой чек – все находится в едином хранилище SAP BW, которое работает под управлением облачной SAP HANA. Это наше цифровое ядро, которое мы называем «золотой записью» и откуда очень оперативно можем получать необходимые отчеты.

Сегодня в любой торговой сети есть программы покупательской лояльности. Как они организованы у вас?

Существует несколько вариантов, как покупатель может с нами подружиться. Достаточно просто указать номер телефона. Если человек еще и заполнит анкету в онлайне или на бумаге, то получит дополнительную скидку. Затем бумажные анкеты оцифровываются с помощью решений наших партнеров. Мы сразу же заявили, что не хотим быть как все, не хотим бомбить людей спамом. Наша программа создана не для этого, а для понимания, что клиент у нас покупал, что он хочет приобрести, что из нашего ассортимента интересно данному клиенту. И только когда все эти параметры сходятся, мы понимаем, что это действительно полезное для конкретного человека ценовое предложение, и только тогда мы присылаем ему соответствующий email или  SMS/Push-уведомление.

Вы просите покупателя сообщить номер телефона. Уже существуют решения биометрической идентификации по лицу, когда не нужно даже называть телефон, камера зафиксирует, система опознает человека, а продавец может сразу же обратиться к нему по имени. Что вы думаете о перспективе такого рода технологий в российском ретейле?

Технически это осуществимо. Есть партнеры, которые занимаются безопасностью магазинов. Они разрабатывают системы, способные распознавать лица. Но есть и определенные законодательные ограничения. Лицо – это просто персональные данные, биометрические данные. В соответствии с нашим законодательством системы, работающие с биометрией, жестко классифицируются. На онлайновую обработку таких данных требуются колоссальные вычислительные ресурсы. Мы не можем их «запихнуть» в облако, поскольку в этом случае к каждому магазину придется тянуть канал пропускной способностью в 100 Мбит. Остается ждать либо изменений в законодательстве, либо помощи от связистов, либо наступления эпохи 5G. Существует и альтернативный вариант. Можно в каждом магазине установить сервер для хранения базы с опорными точками лиц, а к базам будут подтянуты клиентские профили. Но это шаг назад, это выход из облака в сторону серьезных капитальных затрат с сомнительной окупаемостью. А у нас большинство систем функционирует именно в облаке.

Многие ретейлеры, активно осваивающие онлайн-канал продаж, широко используют инструменты e-commerce, такие как навязчивая баннерная онлайн-реклама, которая буквально преследует покупателя на всех сайтах, стоит ему только заинтересоваться товаром данного продавца. Это очень раздражает. Как правильно обращаться с такими инструментами?

У нас сегодня вообще нет e-commerce, я им буду заниматься только в наступающем году. Мы сами производим свою продукцию, фактически является монобрендом. Почему до сих пор не занимались e-commerce? Как показывает опыт, в это направление требуется вложить много сил и средств, однако выхлоп будет идентичен продажам одного-двух магазинов, если не нагонять трафик. К тому же надо понимать, какой товар мы производим. Это одежда массового спроса, доступная потребителю в любом российском городе. Наш чек намного ниже, чем у конкурентов, мы не можем себе позволить содержать большие курьерские службы. Поэтому будем делать очень малобюджетный проект. Клиент сможет выбрать ближайший наш магазин, где можно забрать покупку, ина сайте выбрать и сложить в «корзину» то, что понравилось. Не нужно бегать по торговому залу и искать, что нужно. Заказ уже собран и ждет в ближайшем магазине. Это очень полезно для людей, ценящих свое время.

К тому же покупатели все меньше хотят общаться с курьерами. Они предпочитают либо самостоятельное посещение магазина, либо получение из пункта самовывоза или постамата. Сначала мы запустим все это, затем, возможно, создадим то, что сегодня есть у гигантов, – большие центры сбора и распределения заказов.

У вас достаточно разветвленная сеть магазинов. Как организовано управление ИТ?

У нас достаточно простой подход к операционному управлению ИТ. Все, что можно, мы отдаем на аутсорсинг. Есть основные компетенции, которые мы всегда оставляем за собой, в частности, речь идет о разработке. Но то, что касается операционной деятельности, мы отдаем партнерам. Менеджмент находится здесь, а «руки», выполняющие эти задачи, как правило, не наши.

Как реализуется цифровая трансформация бизнеса в fashion-ретейле вообще и в вашей компании в частности?

Это модная тема, затрагивающая разные области. Наш продукт – одежда, и цифровая трансформация строится вокруг нее. К примеру, могут быть такие технологии, как спецмаркеры и RFID. Мы собираемся сделать на базе облачной SAP Cloud Platform платформу для маркировки  товара RFID-метками, которая будет поддерживать в том числе ребования государства по маркировке товаров. На основании RFID-меток можно закладывать управляющие программы для стиральных машин, прачечных и химчисток. С другой стороны, выпускается все больше одежды с новыми свойствами, например куртки с обогревом, одежда, меняющая цвет. Но это дело будущего. Другое направление цифровизации касается взаимодействия с покупателем. Я уже начал рассказывать о нашей CRM-системе. Здесь главная идея состоит в том, чтобы не бомбить по площадям, а разумно расходовать каждую копейку. Наконец, третье направление касается промоушена. Нам нужно рассказать покупателям о том, что мы умеем делать хорошую одежду. Как это сделать, мы будем думать уже в наступающем году.

Меняются и сами магазины. Ретейлерам уже не нужно держать весь ассортимент на большой площади, поэтому они все чаще открывают небольшие шоу-румы с виртуальными примерочными и возможностью быстрого заказа нужного товара. Вам близка эта тема?

Тему примерочных можно разделить на два направления. Первое – виртуальные примерочные, которые можно использовать в онлайне, на сайте. Партнеры с готовыми решениями уже есть, но проект может стоить довольно дорого. Второе – примерочные в торговом зале, смарт-зеркала с камерами и распознаванием. Эти продукты тоже существуют на рынке, но они пока технически не очень зрелые. Ведь чтобы такой продукт использовать, нужно очень хорошо поработать с самим товаром. Любое платье, любой товар нужно хорошо оцифровать, отобразить все его digital свойства, которые позволят человеку, а затем и машине, приложить его к силуэту и дать определенные рекомендации. Это означает, что в производство каждого товара мы должны вкладывать дополнительные средства для его оцифровки. И это очень существенные затраты. Приведу пример. Для того чтобы получить качественные фотографии, нужно потратить очень много денег. У коллег из компании Lamoda для фотографирования товара снят целый офис, где в потоковом режиме ведется непрерывная фотосъемка. Но мы говорим не просто о фотографиях, а о таких снимках, где указаны все размеры.

В строительстве сегодня широко используется информационная модель здания (BIM). Есть ли что-то подобное в мире моделирования одежды?

Есть, но мы пока не используем. Даже если создавать одежду, руководствуясь такой моделью, при производстве могут возникнуть различные изменения, и то, что вы отправили в виде цифрового файла, будет отличаться от того, что вы получите с фабрики. По контролю качества претензий не будет, но сидеть одежда будет иначе. Размеры M, S, L, XL также могут отличаться у разных производителей, и их тоже по-разному нужно оцифровывать. И мы не можем констатировать тот факт, что если человек пришел в цифровую, а не в обычную примерочную, он однозначно купит больше. 

Мы видим свою задачу в другом – помочь покупателю выбрать свой стиль и дать людям возможность поработать с «цифрой» в магазине посредством стационарных планшетов. 

В торговых залах все чаще применяются решения в области промышленного «Интернета вещей». Что-то из этой области используется у вас?

Сценарий, который мы хотим попробовать в пилотном варианте, выглядит так:

«У нас в торговом зале есть специальные экраны. Если человек остановился возле какой-то категории товара, мы на экран выводим варианты с имеющимися размерами. К примеру, можем показать имеющиеся типы и размеры джинсов, причем не просто отобразить текстовую информацию, но и продемонстрировать, как все это выглядит вживую.»

Что касается маячков Apple iBeacon, здесь ситуация сложнее, поскольку сначала требуется разместить определенный контент. К тому же очень мало покупателей ходят по магазину, уткнувшись в свой смартфон. Человек освобождает руки, чтобы пощупать одежду. Зато когда он уже подходит к кассе, он снова впивается глазами в экран телефона. И в этот самый момент ему нужно показать что-то еще, что можно купить дополнительно к выбранному товару. Также нам желательно анализировать интерес покупателей к той или иной вещи. Сколько человек взяли ее, покрутили в руках, сходили с ней в примерочную, а затем повесили обратно.

 

 

Оптимизация Бизнес-аналитика (BI) Управление проектами Командообразование Модернизация инфраструктуры

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 12/2018], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00