IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Александр Рыжов: «Мы учимся смотреть в цифровое зеркало физического мира»

| 10.04.2019

Александр Рыжов: «Мы учимся смотреть в цифровое зеркало физического мира»

ИИ развивается уже не одно десятилетие. Тем не менее в последние годы произошел качественный скачок, и решения на его базе стали широко применяться на практике для выполнения различных задач. С чем это связано, рассказывает Александр Рыжов, профессор, завкафедрой «Системы управления бизнес-процессами» Школы IT-менеджмента РАНХиГС.

Как научное направление искусственный интеллект возник почти 70 лет назад после того, как в 1950 году Алан Тьюринг сформулировал критерий, получивший название «тест Тьюринга». Это направление переживало этапы романтизма (первые системы распознавания образов, машинного перевода, игры и шахматы, общий решатель проблем), зрелости (специализированные экспертные системы, японский проект создания ЭВМ пятого поколения, Стратегическая компьютерная инициатива как часть Стратегической оборонной инициативы Рональда Рейгана) и, как ни странно сейчас звучит, забвения – речь идет о так называемой зиме искусственного интеллекта.

Ренессанс, происходящий с середины 2000-х годов, связан не столько с качественным скачком «внутри» этого направления, сколько с действительно качественным изменением среды. Развитие микроэлектроники, позволившее беспрецедентно удешевить обработку информации, ее хранение и доставку, появление новых датчиков привело к созданию параллельной цифровой вселенной – цифрового зеркала физического мира. Мы учимся смотреть в это зеркало и с его помощью решаем все большее количество задач в мире физическом. Многие мои студенты ни разу не покупали билетов в железнодорожных и авиакассах, не писали писем, не были в библиотеке – все перечисленное доступно в цифровом мире. Это быстро и удобно. Людям и компаниям хочется решать более сложные задачи столь же эффективно. Более сложные проблемы требуют более сложных алгоритмов, их настройки и адаптации. Часто это и называют сейчас искусственным интеллектом.

Мне близка точка зрения, что подавляющее большинство современных продуктов, авторы которых относят их к ИИ, не качественный скачок развития, а лишь способ использование старых инструментов для создания новых и, безусловно, нужных решений. Ничего, сравнимого с теоремой А. Н. Колмогорова для искусственных нейронных сетей, теоремой Б. Кошко для нечетких систем, теоремой Дж. Холланда для генетических алгоритмов, я не наблюдаю. Я вижу другое. На фоне общего хайпа шальные инвестиционные деньги (в 2018 году венчурные инвесторы вложили рекордные $9,3 млрд в американские ИИ-стартапы – это более чем в 8 раз превышает сумму, потраченную пять лет назад; а к 2050 году инвестиции достигнут $1 трлн) привели к завышенным ожиданиям и появлению огромного количества высокомотивированных низкоквалифицированных «специалистов», которые уверенно ведут это направление к очередной «зиме». 

Мы уже видим результаты их активности: 40% европейских ИИ-стартапов не пользуются искусственным интеллектом, но активно привлекают финансирование (оценка MMC Ventures). Компании, вложившие солидные средства в это направление, перестраиваются: только в прошлом году Facebook закрыл свое подразделение «M», IBM Watson Health сократило 70% сотрудников, Cambridge Analytica объявила о банкротстве. Хорошо, если останется много сервисов, более сложных, чем заказ билета или такси, облегчающих нам жизнь в мире физическом через мир цифровой. Плохо, если всех специалистов в этой области в очередной раз объявят сказочниками и прекратят финансирование на очередное десятилетие. 

Искусственный интеллект

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 03/2019], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия