УправлениеИТ в бизнесе

Практические подходы к переходу на отечественное офисное ПО

Анна Липина | 16.06.2020

Практические подходы к переходу на отечественное офисное ПО

К импортозамещению офисных пакетов стоит отнестись как к полноценному проекту с участием рабочей группы, с разработкой дорожной карты, организацией команды тестирования и обозначением критических точек перехода.

Переход на отечественное программное обеспечение в государственных компаниях становится всё более актуальным. Согласно приказу Минкомсвязи России от 20.09.2018 №486, в 2020 году доля отечественного офисного программного обеспечения, используемого и предоставляемого пользователям в части офисных приложений, должна достичь 80%. При этом очевидно, что не все готовы на текущем этапе целиком и полностью вложиться в этот проект, а потому в компаниях выработалось несколько подходов к импортозамещению. Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.

Подход 1. Формальный

Организация закупает необходимое количество лицензий отечественного ПО, кладет в сейф сертификаты или расставляет на рабочие места в качестве второго ПО, оставляя приложением по умолчанию зарубежный аналог. Фактически, внедрения программного продукта не происходит. 

Плюсы:

  • показатели выполнены;

  • не нужно заниматься тестированием, внедрением;

  • нет переобучения пользователей;

  • нет проблем с интеграцией;

  • все проблемы известны и привычны.

Минусы:

  • двойное расходование бюджета;

  • риски проверок со стороны госорганов;

  • риски безопасности в случае изменения политической ситуации.

Подход 2. Исполнительский

Организация осуществляет закупку лицензий любого из входящих в реестр ПО, готовит дорожную карту по переходу и осуществляет перевод рабочих мест пользователей на импортозамещенное ПО. 

Плюсы: 

  • выполнено распоряжение Правительства России от 26 июля 2016 г. №1588-р

  • нет двойных затрат на ПО.

Минусы:

  • отличия в функционале от привычного офисного пакета;

  • возможное недовольство со стороны пользователей;

  • вопросы с интеграцией, формированием отчетности, выгрузками из информационных систем (ИС).

Подход 3. «SMART подход»

Он заключается в предварительном тестировании совместимости различных пакетов офисного ПО, чтобы выявить функции, которые могут выполняться без адаптации смежных ИС под используемый офисный пакет.

В процессе определяются группы пользователей с привязкой к используемой функциональности офисного ПО и составляется план доработок. На основании подобного тестирования компания принимает решение, лицензии каких вендоров надо приобретать, узнаёт, какие ИС нуждаются в доработке и какие группы пользователей можно переводить на импортозамещенное ПО без потери в производительности. Этот подход мы считаем наиболее жизнеспособным при переходе на отечественное офисное ПО. 

Плюсы:

  • предварительное тестирование совместимости без вложений в лицензии;

  • поддержка со стороны вендора и компании, внедряющей офисный пакет;

  • план доработок ИС по результатам тестирования;

  • первоначальные затраты только на проект тестирования.

Минусы:

  • длительный подготовительный этап перед непосредственным внедрением.

К импортозамещению офисных пакетов стоит отнестись как к полноценному проекту с участием рабочей группы, с разработкой дорожной карты, организацией команды тестирования и обозначением критических точек перехода.

По опыту нашей компании, процесс тестирования и перехода на новое офисное ПО занимает минимум три месяца, включая тестирование функциональности и совместимости с другим программным обеспечением по отдельным внутренним направлениям (например, в бухгалтерии, юридическом отделе, канцелярии и т.п.), подготовку плана доработок ИС, развертывание отечественного решения и удаление предыдущих офисных пакетов.

Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при проработке вопросов совместимости с корпоративными ИС: наличие и применение макросов (каждый из включенных в реестр офисных пакетов использует свой язык для написания кода макросов), использование корпоративными информационными системами библиотек от Microsoft для модификации файлов, встраивания в них объектов, например, графических штампов. При наличии этих особенностей необходимо планировать доработки ИС для интеграции с российским офисным программным обеспечением.

Например, в одном из проектов по импортозамещению офисного ПО (более 30 000 рабочих мест), где наша команда выступила в роли консультантов, была выполнена большая работа по предпроектной подготовке, а именно - проведен предварительный анализ ИС и инфраструктуры, подготовлена дорожная карта проекта, определены тестовые площадки и разработаны методики испытаний, в том числе и регрессионное тестирование, создана рабочая группа проекта и назначены ответственные за каждую ИС.

В этом проекте не требовалось выбрать ПО, его основной целью было проверить совместимость офисного ПО с текущей инфраструктурой и программным окружением и оценить возможность полноценного перехода для пользователей. Процесс тестирования охватил 20 информационных систем и длился около трех месяцев.

Основные проблемы, которые мы выявили, касались вывода отчетных форм и редактирования исторических документов из корпоративных информационных систем. По итогам тестирования мы составили список блокирующих ошибок и доработок и получили от вендора сроки исправления. Они помогли нам составить дальнейший план перехода к опытной эксплуатации и определить, как замена офисного пакета может повлиять на те или иные группы пользователей.

Работа с вендором стала важной частью проекта – благодаря ей необходимые заказчику исправления были включены в ближайшие релизы ПО. На текущий момент проект находится в стадии опытной эксплуатации.

Конечно, существует ряд локальных проблем, требующих проработки внутри подразделения по управлению ИТ, например, отслеживание лицензий, обновление, в том числе в закрытых сетях, соответствие требованиям к оборудованию. Не стоит также забывать про обучение сотрудников: в новых реалиях вебинары показали свою эффективность и удобство, они не зависят от рабочего места и благодаря записи позволяют повторять информацию.

Готовясь к импортозамещению ПО, стоит подумать и о технической поддержке проекта. Речь о подготовке инфраструктуры и ресурсов внутри компании, а также о постпроектном сопровождении, позволяющем обеспечить бесперебойную работу, если при внедрении и дальнейшей эксплуатации появятся непредвиденные обстоятельства.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы – переход на отечественное ПО – это реалии нашей жизни. За несколько лет в разработке офисного ПО произошел значительный сдвиг вперед, но все-таки замена офиса из коробки не происходит одномоментно, поэтому заранее продуманный план действий, четкое понимание пула необходимых работ, наличие технической поддержки и простпроектная поддержка помогут выполнить переход на отечественное ПО в заданные сроки и с максимальным результатом.

Ланит | Lanit Импортозамещение

Темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager, Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Конференция «СПО: от обучения до разработки»
ОНЛАЙН
Бесплатно
15.06.2021 — 18.06.2021
10.00–19.30
Четвертый цифровой саммит AVEVA
ОНЛАЙН
Бесплатно
17.06.2021
Conversations – конференция для бизнеса и разработчиков
ОНЛАЙН
12 900 руб
21.06.2021 — 22.06.2021
09:00–18:00
Apple Tech Business Week
Санкт-Петербург, IT-пространство для бизнеса Resonance Space
22.06.2021 — 24.06.2021
VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021