Всевидящий город

Логотип компании
Всевидящий город
Реализация сервисной модели видеонаблюдения стала одним из самых масштабных проектов Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга в 2015 году.

О ходе реализации в Санкт-Петербурге аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК «Безопасный город»), а также о возможностях городской системы видеонаблюдения в интервью журналу IT-MANAGER рассказал Андрей Соколов, заместитель председателя Комитета по информатизации и связи.

Какие этапы концепции АПК «Безопасный город» в Санкт-Петербурге уже пройдены, а какие еще предстоят?

Несмотря на то, что АПК «Безопасный город» формируется согласно федеральной концепции, утвержденной Правительством Российской Федерации в декабре 2014 года, задачи обеспечения общественной безопасности в Санкт-Петербурге комплексно решаются уже длительное время в рамках различных региональных программ и концепций. Например, уже созданы и функционируют система городского видеонаблюдения, «Система-112», система экстренной связи «Гражданин-полиция», система фотовидеофиксации нарушений ПДД, комплексная система обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры и система оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций.

Для полноценного запуска АПК «Безопасный город» необходимо задействовать не только существующие информационные ресурсы, но и создать новые подсистемы и модули, создав единую государственную систему Санкт-Петербурга. Сегодня, например, отсутствует интеграционная платформа, которая бы объединила бы в себе информационные потоки из выше перечисленных систем. Такой объединяющей системой на первом этапе построения АПК «Безопасный город» станет система прогнозирования и поддержки принятия управленческих решений. На этом же этапе, в 2016 году, также будут разработаны единые технические регламенты для государственной информационной системы Санкт-Петербурга «АПК «Безопасный город». Создаваемое единое информационное пространство будет использоваться как при проведении крупных мероприятий, таких как чемпионат мира в 2018 году, а также ряда других масштабных событий, так и для обеспечения безопасности в повседневном режиме.

Основой АПК «Безопасный город» является автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (АИС ОБЖ). Что она представляет собой и какие задачи призвана решать?

Хотя многие структурные элементы АИС ОБЖ создавались еще в 2005 году, они успешно прошли испытание временем, получили развитие и являются основой создания АПК «Безопасный город» в Санкт-Петербурге. В системе осуществляется круглосуточный мониторинг экстренных событий и нештатных ситуаций на различных объектах городской инфраструктуры и в местах массового пребывания людей, обрабатывается видеопоток, поступающих с городских видеокамер и терминалов экстренной связи «Гражданин-полиция», архивируются и сохраняются записи с видеокамер по всем нештатным ситуациям. Непосредственными пользователями АИС ОБЖ являются сотрудники органов государственной власти и федеральных ведомств, которые получают необходимые сведения для реагирования на складывающиеся ситуации, анализа причин их возникновения. Жители тоже могут получать в установленном порядке информацию из АИС ОБЖ, обратившись в СПб ГКУ «Городской мониторинговый для сохранения в архиве видеоматериалов с места происшествия.

В АИС ОБЖ также входит центр обработки вызовов, поступающих от граждан по телефону 004. По этому телефону можно пожаловаться на проблемы ЖКХ, анонимно сообщить о незаконном обороте наркотиков или узнать, куда эвакуировали машину.

К ключевым элементам АПК «Безопасный город» относится подсистема видеонаблюдения. Она решает задачу превентивного предотвращения нарушений безопасности или в основном ориентирована на выявление таких нарушений и устранение их последствий?

Сейчас в Санкт-Петербурге работает более 16 тыс. камер видеонаблюдения во всех 18 районах города, при этом более 5 тыс. видеокамер установлено во дворах жилых домов. В городскую систему видеонаблюдения круглосуточно поступают данные об оперативной обстановке с видеокамер на привокзальных территориях и городских улицах, в акваториях и лесопарковых зонах, на многолюдных площадях и в спальных районах. В общей сложности 80 видеокамер следят за безопасностью на территориях, прилегающих к Балтийскому, Московскому, Ладожскому, Финляндскому и Витебскому вокзалам, в районе Марсова поля установлено 27 камер видеонаблюдения. Записи камер видеонаблюдения помогают как в раскрытии преступлений, зафиксированных системой, так и позволяют оперативно отреагировать на случившиеся событие.

Почему было принято решение о переходе на сервисную модель применения видеокамер — без их приобретения в собственность? В чем преимущества такого подхода?

Реализация сервисной модели видеонаблюдения стала одним из самых масштабных проектов Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга в 2015 году. Теперь правительство города получает и оплачивает только услугу предоставления видеоизображения, а проектирование, установка и обслуживание видеокамер осуществляется силами подрядной организации — в этом суть модели «видеонаблюдение как сервис». Главными ее преимуществами являются значительная экономия бюджетных средств, возможность увеличить количество видеокамер, а также повысить качество получаемого изображения. Благодаря сервисной модели только за 2015 год в Петербурге появилось более 12 тыс. видеокамер и примерно половина из них, это камеры, установленные на подъездах, то есть камеры домофонного типа. Для работы с системой видеонаблюдения было разработано специальное программное обеспечение с удобным и понятным интерфейсом управления: можно выбрать камеру с помощью интерактивной карты, изменить поворот и масштаб и многое другое. Все эти функции очень важны для ведомств, использующих информацию с камер видеонаблюдения для обеспечения порядка и безопасности.

Есть ли в планах развития единой платформы городского видеонаблюдения намерение включить в ее состав камеры, которые используются на коммерческих объектах городской инфраструктуры?

В настоящее время городская система видеонаблюдения объединяет как камеры на улицах, во дворах, на вокзалах, так и терминалы экстренной связи «Гражданин-полиция». Ведутся работы по сопряжению объектовых систем видеонаблюдения объектов транспортной инфраструктуры (аэропорт, морской вокзал, железнодорожные вокзалы и др.). Прорабатываются юридические аспекты подключения к единой платформе городского видеонаблюдения камер коммерческих объектов к примеру, крупных торгово-развлекательных центров. Это очень важно так как именно на территориях таких центров часто бывают разного рода происшествия.

Бытует мнение, что для повышения уровня безопасности городских объектов необходимо автоматизировать сам оберегаемый объект, а не средства его охраны. Согласны ли вы с этим утверждением?

Средства охраны являются неотъемлемой частью любого объекта. Другой вопрос, что технические средства охраны объекта способны автоматизировать и ряд организационно-технических процессов внутри самого объекта. Например, средства контроля доступа не только обеспечивают существующий пропускной режим, но и могут использоваться администрацией объекта для решения задач по управлению персоналом. Другой пример, сейчас наш комитет реализует пилотный проект по предоставлению доступа к внутренним системам видеонаблюдения и интерактивным схемам объекта сотрудникам экстренных оперативных служб, в случае срабатывания тревожного сигнала на объекте. То есть после поступления сигнала операторы экстренных служб получат доступ к интерактивной модели объекта, на которой в режиме реального времени отображается место возникновения инцидента, системы безопасности объекта, внутренние видеокамеры, а также количество людей, находившихся на объекте в момент срабатывания технических систем безопасности. На основании этой информации сотрудники экстренных оперативных служб смогут еще до прибытия на объект оценить масштабы проблемы, задействовать необходимые силы и средства, а также разработать план реагирования.

Как вы оцениваете качество работы действующих подсистем АПК «Безопасный город» на примере состоявшегося в Санкт-Петербурге чемпионата мира по хоккею и готовность города к проведению аналогичных мероприятий в будущем, с должным уровнем обеспечения безопасности?

Может со стороны это не заметно, но была проведена большая подготовительная работа, чтобы чемпионат мира по хоккею в Санкт-Петербурге прошел без каких-либо происшествий. Дополнительно были установлены камеры видеонаблюдения на территориях, прилегающих к основной площадке - Дворцу спорта «Юбилейный» и Конюшенной площади, где размещалась фанзона для болельщиков. Кроме того, в период соревнований были организованы штабы безопасности, оснащенные необходимым оборудованием с доступом к информационным системам. Как уже известно, серьезных инцидентов в период подготовки и проведения хоккейных баталий не произошло. При этом практическая работа показала острую необходимость интеграции информационных систем различных ведомств и подтвердил правильность разработанной концепции создания АПК «Безопасный город» в Санкт-Петербурге.

В чем, по вашему мнению, заключаются основные проблемы и сложности реализации АПК «Безопасный город»?

Основная проблема - отсутствие единого информационного пространства. Так сложилось, что системы различных ведомств используют протоколы обмена, классификаторы зачастую несовместимые друг с другом. Происходит дублирование автоматизированных систем и информационных ресурсов в различных ведомствах. При создании АПК «Безопасный город» мы стремимся создать систему единых справочников, усовершенствовать регламенты межведомственного взаимодействия ее участников и конечно используя уже созданные системы и создавая необходимые элементы, сделать Санкт-Петербург еще более комфортным и безопасным для жителей и гостей нашего города.

Опубликовано 24.06.2016

Похожие статьи