УправлениеГоссектор

В группе лидеров

Алексей Комов | 23.06.2016

В группе лидеров

О том, благодаря чему Ленинградская область входит в группу передовых регионов по различным аспектам информатизации, в интервью IT-MANAGER рассказал Андрей Шорников, председатель Комитета по связи и информатизации Ленинградской области.

Как вы оцениваете уровень развития «электронного правительства» в Ленинградской области?

За все время, в течение которого мы занимаемся информатизацией области, нам удалось многое изменить кардинально. В первую очередь мы существенно расширили полномочия областного Комитета по связи и информатизации, которые теперь охватывают не только проекты информатизации госорганов, но и другие подобные задачи, включая весовой контроль грузового транспорта, обеспечение безопасности дорожного движения, АПК «Безопасный город», «Систему-112», а также обслуживание всех информационных систем и программно-аппаратных комплексов областного значения. Кроме того, мы курируем услуги связи вплоть до предоставления коммуникационной инфраструктуры коммерческим организациям. Для этого подготовлены необходимые нормативно-правовые документы, которые регламентируют методику предоставления, передачи и хранения информации. Также в Ленинградской области успешно прошел второе чтение законопроект о развитии единой сети передачи данных. В ближайшее время состоится третье чтение, после чего мы подготовим нормативные документы по методике подключения госорганов к данной сети и их обслуживанию. Раньше Ленинградская область не поднималась в рейтингах по уровню информатизации российских регионов выше 50-го места, теперь же мы стабильно входим в первую двадцатку. При этом, согласно данным Минкомсвязи РФ, мы также занимаем шестое место в рейтинге по объемам финансирования регионов на информатизацию.

Чем это обусловлено?

В первую очередь тем, что у нашего региона есть потребности в сфере информатизации, а мы их хорошо выполняем и демонстрируем весьма неплохие результаты. Не менее важно, что население высоко оценивает наши проекты, поддерживает их и активно пользуется результатами. Кроме того, информатизация способствует существенной экономии бюджета области.

В начале 2015 года была запущена обновленная версия портала государственных услуг Ленинградской области (gu.lenobl.ru). Каковы итоги первого года ее работы, какие улучшения наиболее позитивно встречены пользователями и что принципиально изменилось в портале с момента запуска его новой версии?

За год портал совершил огромной скачок в развитии: суммарное количество представленных на нем федеральных и муниципальных госуслуг приблизилось к двум сотням. В рейтингах Минкомсвязи РФ мы занимаем восьмое место по объему предоставления электронных госуслуг среди всех российских регионов, и я уверен, что к концу 2018 года сможем полностью перевести в электронный вид все федеральные и муниципальные сервисы. К наиболее востребованным электронным услугам в Ленинградской области относится оформление пособия молодым мамам. А в начале текущего года мы запустили услугу электронной записи в школы, и уже 15 января, в день ее запуска, мы зарегистрировали свыше 8 тыс. детей. Вообще, в отличие от многих других регионов, у нас самыми популярными электронными услугами являются сервисы, связанные с обеспечением соцзащиты.

Не секрет, что Ленинградская область, как и многие другие регионы, испытывает ряд проблем, связанных с телекоммуникационной инфраструктурой. К ним, в частности, относится неравномерность покрытия населенных пунктов услугами связи. Каким образом вы решаете или планируете решать данные проблемы?

Сейчас мы активно работаем над повышением доступности интернет-услуг и телефонии для жителей Ленинградской области — пока есть определенные сложности, обусловленные огромной территорией региона и меньшей плотностью населения в сравнении с Санкт-Петербургом. В Санкт-Петербурге, особенно в районах с многоэтажной застройкой, из-за высокой конкуренции ежемесячная плата за интернет-доступ уже часто не превышает 100 руб. У нас в области конкуренции нет, поэтому цены выше на порядок. Наша задача — создать эту конкуренцию. Мы нашли способ предоставления региональным операторам трафика по минимально возможной стоимости в рамках нашей технологической сети и хотим подписать с ними соглашение о создании социальных тарифов для населения Ленинградской области. Надеюсь, в ближайшие полтора-два года реализуем данный проект. Также работаем над предоставлением операторам мобильной связи доступа к инфраструктуре, необходимой для развития их сетей, чтобы они улучшали зону покрытия и повышали качество предоставляемых услуг. В частности, перед нами стоит задача обеспечения уверенного покрытия сетей LTE вдоль всех трасс федерального и регионального значения.

А как у Ленобласти обстоят дела со СМЭВ и электронным документооборотом между органами власти?

У нас накопилось множество запросов от органов исполнительной власти на модернизацию системы документооборота, и в этом году мы планируем осуществить проект. Надеюсь, что в следующий год мы войдем с обновленной системой, в которой будут реализованы все современные требования, включая налаженный механизм использования цифровой электронной подписи. Что касается СМЭВ, в прошлом году мы завершили подключение областных органов власти к этой системе и ее функционал полностью действует. Но в связи с таким массовым переходом нагрузка на нее увеличилась многократно, поэтому мы занимаемся масштабированием системы.

В мае под патронажем Комитета по связи и информатизации Ленинградской области состоялась конференция «Ленинградская область — регион будущего. Информационная безопасность». Какие ключевые вопросы обсуждались в рамках данного мероприятия и чем обусловлен выбор в качестве его лейтмотива информационной безопасности?

Используемые в Ленобласти базы данных хранятся и обрабатываются очень разрозненно: за последние 15 лет в регионе так и не появился центр, на базе которого было бы организовано централизованное хранение и защита информации, используемой органами власти. В основном данные обрабатываются на уровне муниципалитетов, которые, на мой взгляд, уделяют недостаточно внимания вопросам информационной безопасности и контролю доступа. Вот почему эта тема стала основой практической обучающей конференции, ориентированной, прежде всего, на руководителей и специалистов по безопасности муниципальных образований. В ее рамках мы освещали мировые тенденции в сфере информационной безопасности, демонстрировали реальные кейсы в этой области, разъясняли нюансы действующих нормативных требований, знакомили с методиками ФСО и ФСТЭК.

Одним из крупнейших проектов информатизации в Ленобласти является региональная информационно-навигационная система (РИНС ЛО). Что представляет собой эта система, какие задачи она должна решать?

Это первая введенная в эксплуатацию информационно-навигационная система в России, внедренная нами еще в 2014 году. РИНС ЛО является собственной разработкой нашего комитета. После внедрения она передана в эксплуатацию АО «РНИЦ по Ленинградской области», которое создано при участии областного правительства и оказывает услуги на рынке спутниковой навигации и транспортной телематики. РИНС ЛО обладает распределенной архитектурой и предназначена для информационно-навигационного обеспечения деятельности автомобильного транспорта на территории Ленинградской области с использованием технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в том числе для информационно-навигационного обеспечения автомобильных маршрутов по транспортным коридорам «Север-Юг» и «Восток-Запад», проходящим по территории области. Система позволяет решать задачи повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности любых перевозок, а также реализации контрольно-надзорных полномочий в транспортном комплексе на территории Ленинградской области. Мы активно дорабатываем систему, чтобы помимо мониторинга она обеспечивала возможности диспетчеризации для функциональных заказчиков областного правительства.

В последнее время во многих регионах набирают популярность проекты в сфере частно-государственного партнерства. Есть ли что-то подобное в Ленинградской области?

Губернатор области поставил задачу развивать частно-государственные партнерства во всех отраслях, поэтому мы активно занимаемся данным направлением и предлагаем инвесторам различные модели сотрудничества в рамках использования информационной инфраструктуры и центров обработки информации, а также в ряде других проектов.

Как вы решаете задачу импортозамещения?

Если говорить о программных продуктах, то мы уже интенсивно тестируем российские решения, в частности пакет офисных приложений «МойОфис». Однако я отдаю себе отчет в том, что пока далеко не во всех случаях можно заменить импортные решения отечественными аналогами. Так, если говорить об офисных пакетах, среди российских разработок еще не существует адекватной замены приложению Microsoft Excel по функционалу. Надеюсь, российские разработчики примут это к сведению и в ближайшее время ситуация изменится. Что же касается аппаратных решений, тут все сложнее. Например, если вести речь о вычислительных процессорах и микросхемах, в ближайшие лет десять рассчитывать на появление российских аналогов, сопоставимых по себестоимости, не следует. Тем не менее мы постоянно ведем диалог с отечественными производителями и видим определенные подвижки в этой сфере. В частности, в Ленинградской области готовится к запуску производственная линия по изготовлению флеш-накопителей, владелец которой — компания-инвестор выкупила зарубежную технологию по производству таких накопителей.

Каким образом вы решаете проблему с нехваткой квалифицированных специалистов?

В какой-то момент все стали получать высшее образование в области экономики, финансов и менеджмента, но такое образование не дает практического опыта и не прививает необходимых практических навыков. В результате на рынке образовался острый дефицит специалистов-практиков, причем не только в сфере информационных технологий. Мы не пытаемся нанимать уже готовых специалистов, потому что их попросту нет, а приглашаем к себе молодых людей, недавно окончивших вуз, и стараемся им передать свой опыт и те знания, которые им потребуются для дальнейшей работы у нас, а для удержания стараемся продвигать их по карьерной лестнице. Этот подход практикуется для любых наших сфер деятельности, а не только для ИТ.  

Какие ИТ-проекты планирует реализовать в 2016 году Комитет по связи и информатизации Ленинградской области?

В этом и следующем году мы намерены полноценно развернуть на все муниципальные районы «Систему-112», которая вошла в полномочия нашего комитета лишь в январе. На текущий момент в пилотном режиме она работает в трех муниципальных районах — Приозерском, Волосовском и Кировском. Центр «Системы-112» будет расположен именно в Кировском районе, и она будет интегрирована со всеми оперативными службами. Также с января в зону наших полномочий вошел проект «Безопасный город», который предусматривает интеграцию в единый программно-аппаратный комплекс не только систем правоохранительных органов, но и экологические и природоохранные системы. В этом году мы планируем провести оценку того, что уже реализовано в муниципальных районах области и понять, что еще предстоит доделать. А затем, по результатам, реализовать пилот во Всеволожском районе, по примеру которого в дальнейшем все будет сделано и в других районах. Ну и конечно, своевременно концепции и государственные программы по развитию ИКТ-сферы в регионе на ближашие 5-10 лет в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъекта.

Электронные госуслугиЭлектронное правительство

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2016], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Даже если электронная запись не работает, всегда найдется возможность пройти вакцинацию.
Как бизнес и учебные заведения адаптируют образование к новым реалиям экономики?
Попробуйте представить ощущения, когда ты занимаешься, вроде бы, прорывными вещами, а тебе объясняют "это, парень, тенденция вчерашнего дня".
Возникает понятное желание поразбираться, иногда на это нужны несколько лет.

Компании сообщают

Мероприятия