УправлениеГоссектор

Информатизация с бизнес-подходом

Алексей Комов | 22.06.2016

Информатизация с бизнес-подходом

О пользе переноса принципов оценки эффективности и проектного управления из бизнес-практики в государственную среду рассказывает Артем Верховцев, заместитель председателя правительства Воронежской области.

О пользе переноса принципов оценки эффективности и проектного управления из бизнес-практики в государственную среду рассказывает Артем Верховцев, заместитель председателя правительства Воронежской области.

Артем Юрьевич, вы пришли в управление государственными ИТ, много лет проработав в бизнесе, в частности в телекоммуникационной отрасли. Что из этого опыта пригодилось на государственной службе?

Прежде всего то, что в коммерческих организациях несколько сложнее создавать видимость деятельности, чем на государственной службе. Отрадно, что руководители госструктур различного уровня уже признают это открыто и делают конкретные шаги для исправления данной ситуации. В частности, в ряде регионов, включая Воронежскую область, ведется целенаправленная и вдумчивая работа по внедрению системы KPI для чиновников всех уровней: каскадирование целей по уровням, раскладывание их на задачи, составление плана мероприятий и закрепление за каждым из них конкретного исполнителя, формирование карточек эффективности и обеспечение прозрачности ее оценки на каждом уровне, введение принципов проектного управления и проектных офисов с «дорожными картами» по каждому проекту. Такие принципы работы я почерпнул из бизнеса и активно применяю их на госслужбе. Для моих коллег, которые не сталкивались с подобным форматом работы, гораздо сложнее перестроиться самим и перестроить работу своих подразделений.

Недавно вы стали заместителем председателя правительства Воронежской области. Что изменилось в ваших обязанностях?

К направлениям моей деятельности по-прежнему относятся информатизация, связь, СМИ и госуслуги. Однако теперь я курирую блок из четырех департаментов, три из них не имеют отношения к ИТ: департамент промышленности, департамент предпринимательства и торговли, департамент автомобильных дорог и транспорта, а также департамент связи и массовых коммуникаций, который я возглавлял в течение трех лет. Для меня в повседневной работе изменился, прежде всего, распорядок дня — любой приходящий ко мне документ требует знания его предыстории, чтобы вникнуть во все вопросы, поскольку ответственность велика, а задачи весьма непросты. Три с половиной года назад я принял решение уйти из коммерции и поступить на госслужбу, для меня это был вызов, изменение масштаба принятия решений. Впоследствии оказалось, что руководство департаментом не слишком отличается от управления подразделениями в коммерческой компании. У каждого департамента есть четкий круг задач, за которые отвечает его руководитель, как говорится — бери лопату и копай. Выкопал — хорошо, не выкопал — плохо. Ну а отличия разве что в иных «правилах игры» и регламентах. Впрочем, за полторы недели работы заместителем председателя правительства я понял, что это для меня совсем новый вид деятельности, который по содержанию принципиально отличается о того, что я делал в бизнесе. Теперь стало гораздо больше стратегии и политики, в хорошем смысле слова. Ответственности тоже гораздо больше, времени на решение задач — гораздо меньше, а права на ошибку у меня нет.

Какие ИТ-проекты 2015 года вы считаете наиболее значимыми для Воронежской области?

К серьезным достижениям прошлого года я отношу развертывание системы автоматизации органов ЗАГС. Нельзя сказать, что мы с нуля начали процесс, так как до этого уже существовала некая информационная система. Но по объективным причинам было решено модернизировать. В ходе проекта мы отработали схему взаимодействия отраслевого функционального заказчика в лице управления ЗАГС и технического заказчика в лице департамента связи и массовых коммуникаций в рамках перехода к централизованной модели управления информатизацией органов власти Воронежской области. Важно и то, что новая информационная система развернута в дата-центре на централизованных ресурсах департамента. Поэтому мы подписали соглашение, в соответствии с которым департамент информатизации, связи и массовых коммуникаций предоставляет инфраструктуру и осуществляет техническое сопровождение информационной системы ЗАГС, а ЗАГС становится ее оператором и отвечает за обработку персональных данных. Для нас это прецедент — подобного опыта у области нет. В прошлом году мы конвертировали в новую систему все данные и запустили ее в тестовом режиме, а сейчас реализуем мероприятия по подготовке к вводу в промышленную эксплуатацию. Следующий важный проект прошлого года – создание и внедрение регионального сегмента системы учета контингента обучающихся и его интеграция с федеральным сегментом. С учетом пожеланий отраслевого заказчика мы дополнили функционал регионального сегмента системой, автоматизирующей работу комиссии по делам несовершеннолетних, что не предусмотрено в единых функционально-технических требованиях к региональному информационному ресурсу. Также была внедрена система управления общественным транспортом, выполняющим пассажирские перевозки. Причем мы не стали заменять разрозненные решения, действующие на муниципальном уровне, а пошли по пути детальной инвентаризации имеющихся систем и создания объединяющей их надстройки. Кроме того, мы дополнили ее модулями с недостающим функционалом. Теперь пользователи системы могут получить на нашем региональном портале подробную информацию о маршрутах перевозок со всеми остановками, количеством задействованного транспорта, а также расчетным временем прибытия на ту или иную остановку.

В конце марта нынешнего года Минэкономразвития России подвел итоги Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России 2015 года», и Воронежская область стала одним из его лауреатов. Что представляет собой централизованная комплексная система «МФЦ-Капелла», на базе которой проведена автоматизация МФЦ?

Это отечественная разработка компании БФТ, хорошо известная на рынке и используемая в других субъектах РФ. Однако мы уделили повышенное внимание фактическому соответствию требованиям Минэкономразвития к информационной системе для МФЦ. Кроме того, в прошлом году мы перешли к оказанию всех сервисов в МФЦ универсальными специалистами. При этом количество предоставляемых услуг превысило отметку в 300, а число окон обслуживания МФЦ по всей области достигло 871. В такой ситуации без информационной системы, качественно сопровождающей процесс оказания услуг, просто не обойтись. Поэтому представителям компании-разработчика было непросто сотрудничать с нами в рамках проекта, даже несмотря на опыт внедрения в других субъектах — нам потребовался ряд важных доработок. Большая работа была проведена ИТ-службой нашей сети МФЦ, за что им отдельная благодарность. В рамках конкурса, помимо обработки заявок, комиссия тщательно проверяла функционал системы, с демонстрацией ее возможностей и степенью использования специалистами МФЦ. В итоге наша совместная работа получила высокую оценку. Уровень удовлетворенности пользователей тоже значителен — он превышает 96%.

А какова в целом статистика использования услуг МФЦ и электронных государственных сервисов в Воронежской области?

За прошлый год количество не уникальных обращений жителей в МФЦ нашего субъекта составило 1,7 млн. При этом нужно понимать, что по большинству услуг пока сохраняется необходимость обращаться в МФЦ два раза — для подачи заявления и для получения результата. И если при этом учесть, что в Воронежской области проживает 2,3 млн жителей, то как минимум 30% населения уже воспользовались возможностью получить госуслугу через МФЦ. По нашим оценкам, в день сеть МФЦ Воронежской области принимает около 9 тыс. обращений. Что же касается электронных госуслуг, то в ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации для порталов госуслуг) по итогам прошлого года зарегистрировано около 17% жителей области. Согласно опросу Росстата, госуслугами в электронном виде в нашем регионе хоть раз воспользовались около 40% населения. Параллельно мы работаем над собственной методикой оценки этого показателя, поскольку к методике проведения опроса и подсчета результатов Росстата есть множество вопросов и претензий. По нашим прогнозам, достигнуть планового показателя 70% к 2018 году можно только путем конвергенции электронных госуслуг и МФЦ. Иначе, пока оба канала остаются независимыми, большинство граждан будет отдавать предпочтение МФЦ как более традиционному и привычному способу получения услуг.

В каких сферах жизнедеятельности в вашем регионе информатизация уже развита в достаточной степени, а где еще необходима работа?

Недавно Минкомсвязи РФ представило рейтинг развития информационного общества в субъектах федерации. Из 85 участников мы занимаем 43-е место, а это означает, что нам есть над чем работать. Поэтому мы сейчас изучаем, в каких сферах и что конкретно необходимо подтянуть — в частности, есть большой объем в сфере медицины и здравоохранения. В сфере образования все запланированные ИТ-проекты реализованы, и уровень автоматизации процессов велик, а вот степень использования (например, тех же электронных дневников) пока недостаточен — как из-за нехватки каналов связи в удаленных регионах, так и в связи с необходимостью дублировать информацию на бумаге и в информационных системах. Те же проблемы, кстати, характерны и для медицины. Предстоит большой объем работы и в сфере ЖКХ — начиная от создания цифровых паспортов для жилого фонда и заканчивая полной информатизацией процессов в данной сфере. Проекты, безусловно, ведутся, но пока они носят лоскутный характер.

Какие шаги вы предпринимаете, чтобы удержать в регионе ИТ-специалистов и привлечь их на государственную службу?

У нас есть несколько сильных профильных кафедр, которые выпускают молодых специалистов с хорошим образованием в сфере информационных технологий — в частности, факультет прикладной математики, информатики и механики, а также факультет компьютерных наук Воронежского государственного университета. Очень сильная кафедра информатики в Воронежском архитектурно-строительном университете, а Воронежском государственном техническом университете — кафедра информационной безопасности. Всего в Воронеже насчитывается около 150 тыс. студентов, и ежегодно больше 2 тыс. выпускников получают дипломы о высшем образовании в сфере ИТ. При этом ряд крупных ИТ-компаний, таких как DataArt и Atos, студия мультипликации Wizard Animation, разместили свои R&D-центры в Воронеже. То есть с подготовкой ИТ-кадров у нас проблем нет, есть определенные сложности с их привлечением на государственную службу, но они не драматические, и мы эту задачу решаем.

Управление проектами Электронные госуслуги

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2016], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00