УправлениеГоссектор

Электронный Ульяновск

Алексей Комов | 23.06.2015

Электронный Ульяновск

Большинство используемых в органах власти Ульяновской области прикладных программных продуктов разработано либо местными, либо другими российскими компаниями.

Об особенностях информатизации региона в условиях ограниченных ресурсов в интервью журналу IT-MANAGER рассказывает Владимир Гаранин, начальник управления информационных технологий администрации губернатора Ульяновской области.

Как сложился ваш путь к государственной службе в сфере информационных технологий?

После службы в армии я работал на заводе, а параллельно поступил на вечернее отделение Ульяновского государственного технического университета. Совмещать работу и учебу было тяжело, поэтому я решил облегчить себе жизнь и устроился программистом в проектно-конструкторское бюро. Таким образом, в ноябре 1982 года примкнул к ИТ-отрасли. А осенью 1990 года перешел в облисполком и с тех пор работаю в администрации губернатора Ульяновской области. В начале своей госслужбы я занимался программированием, но в 2000-х время программистов-одиночек ушло и наступила эпоха больших ИТ-компаний. В 2008 году мы закупили и внедрили многопользовательскую систему электронного документооборота. Тогда же я возглавил отдел, который занимался ее обслуживанием. Спустя два года стал директором департамента, который позднее вошел в состав Министерства информационных технологий области. После того как министр оставил свой пост, я год исполнял его обязанности, затем мне довелось немного поработать в областном бюджетном учреждении «Электронный Ульяновск». А после ликвидации министерства меня вновь пригласили на работу в правительство области – так я возглавил управление информационных технологий администрации губернатора.

Какие ключевые проекты прошлого года в области информатизации Ульяновской области вы можете выделить?

Для нас, как и для других регионов, основной задачей прошлого года был перевод услуг всех областных органов власти в электронный вид. Также мы плотно занимались развитием сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, МФЦ. Кроме того, активно участвовали в госпрограмме по устранению «цифрового неравенства», в рамках которой ОАО «Ростелеком» выступает генеральным подрядчиком – занимается обеспечением широкополосного интернет-доступа малых населенных пунктов численностью до 500 жителей. Но у нас в области есть более крупные населенные пункты, тоже не располагающие качественной инфраструктурой связи. Поэтому мы тесно сотрудничали с «Ростелекомом», чтобы охватить и те населенные пункты, которые не попали в данную программу. Кроме того, мы уделяем большое внимание сугубо социальным проектам, напрямую не связанным с информатизацией. В частности, у нас ежегодно проходит несколько олимпиад, например «Мастер ИТ» для школьников и «Волга ИТ» для студентов, а также конференции «Стачка!» и «Улкэмп». Все эти проекты реализуют наши областные ИТ-компании, а мы им немного в этом помогаем.

А что представляет собой мероприятие под названием «Стачка!»?

«Стачка!» – это международная конференция по информационным технологиям, которая ежегодно проходит в нашей области. В этом году она собрала более 3500 участников. К выступлению на этом мероприятии приглашаются ведущие ИТ-специалисты со всего мира. Посещение конференции платное, но мы распространяем среди студентов бесплатные билеты.

Не менее интересное мероприятие – Улкэмп. Самая неформальная в мире конференция по высоким технологиям, где ИТ-бизнесмены, разработчики, молодые учёные, просто люди, имеющие отношение к ИТ собираются на берегу Волги и обсуждают темы в уникальном, свободном формате. Мероприятие известно в мире, два последних года мы встречаем гостей из США, Европы, Индии. Уникальность конференции в том, что она проходит на пляже в максимально неформальной обстановке. Все участники Улкэмпа – от студентов до признанных в мире ИТ-бизнесменов находятся в равных условиях. Все проживают в палатках и имеют возможность свободно общаться на интересующие темы. Интересный формат – баркемпы, каждый из участников конференции может свободно выступить и рассказать о своих достижениях, успехах, обсудить актуальные вопросы или найти решение самых нетривиальных задач в абсолютно свободном режиме.

Каким образом, на ваш взгляд, государство может поддерживать отечественных ИТ-разработчиков на региональном уровне?

Главное, как мне кажется, им не мешать. Это, наверное, справедливо не только для ИТ, но и практически для любой отрасли. Возможно, необходимо устанавливать приоритеты для отечественных ИТ-компаний, участвующих в госзакупках. Но у нас это происходит само собой, без указаний свыше: большинство используемых в органах власти Ульяновской области прикладных программных продуктов разработано либо местными, либо другими российскими компаниями. За исключением, конечно, импортного ПО, которое не имеет российских аналогов, например офисных пакетов, операционных систем и так далее.

Расскажите поподробнее о программе «Развитие информационного общества и электронного правительства в Ульяновской области» на 2015-2019 годы. Из каких этапов она состоит?

Эта программа включает в себя четыре основные подпрограммы: «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» (фактически описывает план развития МФЦ), «Повышение уровня доступности информационных и телекоммуникационных технологий для физических и юридических лиц в Ульяновской области», «Развитие информационно-телекоммуникационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» (посвящена развитию СМЭВ) и «Внедрение результатов космической деятельности и создание региональной инфраструктуры пространственных данных Ульяновской области» (предусматривает прежде всего развитие регионального геоинформационного портала и системы ГЛОНАСС).

Каким образом вы уже используете систему ГЛОНАСС в областном хозяйстве?

В основном с помощью этой системы мы отслеживаем маршруты и режим скоростного движения различного вида транспорта – например, школьных автобусов, доставляющих детей в школы Ульяновска из удаленных населенных пунктов.

На какой стадии реализации находится проект создания сети МФЦ в регионе?

На территории области уже в течение двух лет работает 27 МФЦ, но пока что они не удовлетворяют требованиям Министерства экономического развития РФ, согласно которым на каждые 5000 жителей должно быть по одному окну приемнома. У нас в большинстве районных МФЦ пока всего по одному окну, а должно быть от трех до пяти, в зависимости от масштабов населенного пункта. Поэтому в нынешнем году мы занимаемся расширением наших МФЦ и увеличением количества окон приемна в них. Сейчас осуществляем ремонтно-подготовительные работы, а также проводим обучение новых сотрудников, после чего они должны будут пройти стажировку в действующих МФЦ и тогда уже смогут приступить к работе. Помимо 27 полноценных МФЦ нам также необходимо создать 88 удаленных рабочих мест в малых населенных пунктах, где по определенному расписанию несколько раз в неделю будут трудиться выездные сотрудники МФЦ.

Что представляет собой информационный портал «Спутник/Мой регион», заработавший в Ульяновской области весной этого года?

По сути это неофициальный портал губернатора Ульяновской области. Его задача – обеспечить простой и удобный доступ ко всей социально значимой информации для жителей нашего региона. В частности, в новостях на главной странице можно прочитать о том, что происходит в области, ознакомиться с различной справочной информацией, обратиться в приемную губернатора, а также воспользоваться наиболее востребованными госуслугами. Вообще говоря, «Спутник» – это платформа, разработанная одноименной отечественной компанией. Платформа задумывалась как инструмент для повышения доступности региональных сервисов и информационных ресурсов. В «Спутнике» решили, что пользоваться локальными сервисами и услугами в ряде случаев удобнее, если они собраны на одном региональном ресурсе. Мы поддержали эту идею и в итоге стали для «Спутника» пилотным регионом, благодаря которому у него появилась возможность громко заявить о себе на всю страну.

Как решаются задачи повышения ИТ-грамотности населения, необходимой для использования госуслуг в электронном виде?

У нас есть подведомственное учреждение ОБГУ «Электронный Ульяновск», на базе которого уже открыты два класса для обучения пенсионеров. С 2012 года «Электронный Ульяновск» участвует в социальной программе «Бабушка и дедушка онлайн», инициированной межрегиональной Ассоциацией ветеранов, инвалидов и пенсионеров Санкт-Петербурга. Мы с ними активно сотрудничаем в части обучения граждан пожилого возраста базовым навыкам работы с ИКТ. В частности, разработали учебную программу и выпустили специальную тетрадь для записей, содержащую основные тезисы наших уроков. Обучающий курс включает в себя практические задания, связанные с получением государственных услуг в электронном виде через Интернет. Пенсионеры очень довольны и постоянно пишут нам благодарности. Мы не теряем с ними связь, и в случае если им что-то непонятно или у них появились какие-то новые вопросы, они всегда могут позвонить в «Электронный Ульяновск» и получить консультацию. Но, несмотря на это, пока что пожилые люди в нашей области больше доверяют МФЦ и предпочитают обращаться за госуслугами именно туда.

Как отразилось на реализации ИТ-проектов вашего ведомства ухудшение экономической ситуации в стране за последний год?

Мы не почувствовали особого влияния, поскольку наша область всегда располагала скромными финансовыми ресурсами на информатизацию. Да, бюджет у нас небольшой, но зато в нынешнем году нам его сохранили на уровне прошлого года, ничего не сократив.

В период работы директором «Электронного Ульяновска» вы активно вели блог. Почему, если не секрет, забросили его?

Когда я в 2013 году пришел в управление информационных технологий администрации губернатора Ульяновской области, оно находилось в стадии реорганизации: в нем работало 35 человек, а сейчас – 7. После реорганизации все рабочие процессы пришлось выстраивать фактически заново, мне нужно было очень много работать и учиться всему тому, чего я еще не умел и не знал. Поэтому на ведение блога меня просто не хватало. А когда все заработало и появилось больше свободного времени, я понял что ни кто не расстроился и решил не возвращаться к этому занятию.

Электронные госуслуги

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
Почему бы при «смартовании» цели не подумать о некоторой геймификации?
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Конференция «Российское ПО – драйвер развития цифровой образовательной среды»
Москва, ул. Радио, д. 10А (здание Московского государственного областного университета)
Бесплатно
20.04.2021
10:00–17:30
Онлайн-конференция «Открытые дни Directum»
ОНЛАЙН
Бесплатно
21.04.2021 — 22.04.2021
10:00–13:30
Blockchain Life 2021
Москва, Music Media Dome
2 390 руб
21.04.2021 — 22.04.2021
08:00–20:00