Автоматизация социального назначения

Логотип компании
Автоматизация социального назначения
Как ИТ помогают решать конкретные социальные задачи региона, рассказал министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Артур Контрабаев.

О том, как информационные технологии помогают решать конкретные социальные задачи региона, в интервью журналу IT-MANAGER рассказал министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Артур Контрабаев.

Как вы оцениваете итоги реализации ключевых проектов в сфере информатизации Тульской области в 2014 году?

За 2014 год мы завершили более 20 различных проектов, в частности создали централизованную бухгалтерию в образовательных учреждениях. В этой системе работают 140 сотрудников в нескольких филиалах, обеспечивая бухгалтерский учет для всех образовательных учреждений Тульской области. Это был большой и довольно сложный проект, длившийся девять месяцев, но благодаря ему удалось существенно оптимизировать расходы на бухгалтерский учет – срок окупаемости проекта составляет всего год. Кроме того, в прошлом году мы создали более тысячи точек широкополосного интернет-доступа. Этот проект называется ЕИКС, единая информационно-коммуникационная сеть. В его рамках широкополосный доступ в Глобальную сеть получат более 2,5 тысячи социально значимых учреждений области, например органы опеки, библиотеки, детские сады. То есть те места, в которых жители области бывают ежедневно. На текущий момент к ЕИКС подключено уже 1219 учреждений, а в этом году предполагается подключить еще397 точек. Этот проект очень важен, поскольку обеспечивает гражданам возможность, помимо интернет-доступа, пользоваться всеми сервисами, которые мы предоставляем. К тому же в рамках ЕИКС мы в каждой развернутой точке ШПД предоставляем бесплатный беспроводной доступ посредством Wi-Fi, которым могут воспользоваться все посетители соответствующих учреждений. При этом настройки сети Wi-Fi едины для всех точек, поэтому достаточно один раз подключиться к ней и в дальнейшем эта беспроводная сеть будет подцепляться автоматически, куда бы гражданин ни пришел. И наконец, за 2014 год мы практически завершили создание сети МФЦ – многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Сколько отделений насчитывает сеть МФЦ Тульской области?

Буквально за два года штат нашей сети МФЦ вырос до 550 сотрудников, которые еженедельно оказывают около 20 тысяч госуслуг в 30 офисах. Что является весьма неплохим показателем эффективности. Каждое окно МФЦ ежедневно принимает от 80 до 100 заявителей. При этом, по результам исследования, среднее время ожидания обслуживания по всем МФЦ не превышает 12 минут, тогда как согласно федеральному законодательству должно быть не более 15 минут. Уровень удовлетворенности граждан услугами МФЦ составляет 90% – я считаю это очень важным индикатором. В нынешнем году планируем достроить еще четыре МФЦ и таким образом полностью покрыть сетью область. Также в марте нынешнего года у нас заработал многофункциональный миграционный центр –, который ежедневно принимает более 250 человек. Основной услугой этого центра является оформление патентов на работу дляиностранных граждан. Глобально проект развертывания сети МФЦ не ограничивается лишь созданием точек обслуживания, наймом и обучением сотрудников – в его рамках мы также внедрили единую информационную систему для МФЦ, которая интегрирована с сайтом госуслуг. Это обеспечивает единообразие процедур и регламентов оказания всех государственных услуг независимо от способа их получения – через МФЦ или через сайт, что направлено на повышение удобства пользования ими.

На каком этапе находится реформа здравоохранительной отрасли в регионе, о которой вы рассказывали на страницах нашего издания в прошлом году?

Мы продолжаем активно заниматься системой здравоохранения: по факту этот проект длится уже более трех лет. На сегодняшний день практически завершена установка более 15 тысяч единиц оборудования, необходимого для создания единой сети приема обращений, обучено более 10 тысяч сотрудников. Если говорить о структурных блоках системы, то сейчас поликлинический блок внедрен в 98% заведений, первичный прием – в 98%, а также более чем в 80% учреждений автоматизированы стационар, статистика, оформление листков нетрудоспособности и дополнительное лекарственное обеспечение. То есть мы уже находимся на этапе завершения комплексной автоматизации процессов в учреждениях здравоохранения области. На данном этапе мы также занимаемся задачами интеграции с всевозможными внешними системами для автоматического формирования отчетности, в частности генерации справок о рождении и смерти. То есть если раньше, чтобы понять, кто умер, где это произошло и по какой причине, приходилось по крупицам собирать информацию по всей области, то теперь это происходит в автоматическом режиме. Также мы внедрили модуль главного врача, обеспечивающий наглядную отчетность по всем ключевым показателям работы больницы. Наша цель – избавить учреждения здравоохранения от очередей и сделать их посещение максимально удобным для пациентов за счет автоматизации всех процессов. Кроме того, мы создали очень четкую систему контроля работы здравоохранительных учреждений. Благодаря ей министр здравоохранения может, к примеру, посмотреть текущую ситуацию по очередям в поликлиниках и больницах по всей области.

Что планируете сделать в рамках автоматизации здравоохранения в нынешнем году?

Намереваемся заменить морально устаревшую систему скорой медицинской помощи на более современную и эффективную, а также интегрировать ее с единой системой здравоохранения – чтобы обеспечить единый контур. Планируем завершить интеграцию радиологического оборудования в объеме 9 единиц и 40 самых востребованных моделей лабораторных анализаторов, которые необходимы для осуществления автоматизированной диагностики, например, на основе рентгеновских снимков, и занесения результатов в электронные карточки пациентов. Будет создан единый центр описи снимков на базе областной больницы, который будет принимать данные в онлайн-режиме. Это позволит сократить расходы районных учреждений на оплату дорогостоящих специалистов на местах. Еще собираемся реализовать автоматизированную выдачу медицинских справок: например, по зрению для госавтоинспекции МВД России, для получения разрешения на приобретение и хранение оружия и так далее. В текущем квартале готовим к запуску модуль медицинской сестры, который позволит врачам и медсестрам одновременно и легитимно работать над историей болезни пациента. То есть планов достаточно много, но мы не намерены останавливаться на достигнутом и хотим довести процесс до такого состояния, когда можно будет с уверенностью сказать, что вся инфраструктура здравоохранения полностью автоматизирована.

Как, по вашей оценке, развивается «Система-112» в Тульской области?

Этот проект длится уже более двух лет и тоже активно развивается. Реализацией занимается непосредственно МЧС, а я курирую его в части формирования технического задания на сопутствующие ИТ-решения и качество выполненных работ. В настоящий момент «Система-112» развернута по всей области и, по моей оценке, действует достаточно эффективно. Все районы автоматизированы в части приема тревожных звонков и подключения к решению проблемы всех необходимых служб. Помимо этого по области установлено огромное количество всевозможных датчиков и мониторинговых устройств, измеряющих радиологические, сейсмические и прочие условия. Все они сведены в единую систему и заведены в один ситуационный центр, который непрерывно ведет мониторинг обстановки. Параллельно мы занимаемся организацией видеонаблюдения, поскольку это входит в сферу ответственности администрации Тульской области. В 2014 году завершили в Туле очередной этап проекта «Безопасный город» – именно в части видеонаблюдения. В его рамках было подключено более 40 новых видеокамер в местах массового скопления людей. Все эти камеры заведены на единый пульт управления в УМВД, где осуществляется мониторинг обстановки, а также развернут архив видеозаписей. При необходимости любую запись можно достать из архива для изучения.

Весной нынешнего года появилась информация об успешном внедрении методики оценки эффективности ИТ-услуг в «Центре информационных технологий» Тульской области. Расскажите, каких результатов удалось добиться?

Основная цель этого проекта заключалась в оценке реальных трудозатрат, необходимых для оказания тех или иных услуг. Государственные структуры обычно работают следующим образом: есть какое-то госзадние с прописанными в нем показателями и соответствующее подведомственное учреждение его выполняет. Во многих случаях показатели эти прозрачны и измеримы, что позволяет оценить, как решается поставленная задача. Но при этом возникает логичный вопрос: а сколько людей необходимо задействовать для достижения указанных показателей? К сожалению, этот момент практически никто и никогда не контролирует. Созданная нами система позволяет задать плановые показатели, которые прописываются в госзадании, а затем на основании реализованных в системе рассчетно-технологических карт рассчитать, сколько человеко-часов потребуется для решения поставленной задачи. Далее отслеживаются затрачиваемые на выполнение работ ресурсы и по факту можно оценить, насколько выполненный объем работ соответствует намеченному плану и насколько правильно были запланированы трудозатраты на решение конкретной задачи. На основании такого анализа можно скорректировать трудозатраты на отдельную услугу и соответствующее госзадание. Эта система сквозная и применима не только по отношению к внутренним ресурсам, но и к внешним контрактам со сторонними подрядчиками.

В апреле правительство Тульской области запустило проект «Краудсорсинг». Какие цели он преследует?

Главный посыл этого проекта заключается в том, чтобы граждане могли принимать участие в реализации идей, генерируемых администрацией области. То есть если мы планируем что-либо реализовать в интересах граждан, то почему бы вначале не обсудить это с ними? Для этого и предназначена площадка «Краудсорсинг». В Москве ранее был реализован аналогичный проект, и наш во многом повторяет столичный опыт. Так, мы запустили веб-сайт, на котором люди могут зарегистрироваться и принять участие в обсуждении различного рода предложений. В качестве пилота запустили проект по улучшению портала «Открытый регион», чтобы протестировать, как работает технология, могут ли участники нормально голосовать, и так далее. В проекте приняли участие 140 человек: они предлагали, что можно улучшить в части функционала «Открытого региона» и как повысить популярность этого портала. По результатам голосования отобраны лучшие идеи, которые мы будем претворять в жизнь. На мой взгляд, этот проект показал, что мы далеко не Москва, то есть количество участников у нас существенно меньше, чем в столице. Кроме того, совершенно очевидно, что подобным образом нужно обсуждать лишь социально значимые вопросы, которые действительно волнуют граждан области. Тем не менее пилот доказал работоспособность этой площадки, и теперь мы думаем, какие темы на нее заводить, как ее развивать, чтобы она действительно была интересна людям.

В начале года Минкомсвязи провело заседание комиссии по конкурсному отбору на право получения субсидий из федерального бюджета субъектами РФ на реализацию мероприятий, направленных на становление информационного общества в регионах в 2015 году. На что пойдут 20 млн рублей, выделенных Тульской области?

Эти субсидии выделены нам под конкретные проекты. Первый из них – так называемый «Контингент учащихся», единая система, в которой агрегируются все данные по учащимся в области, включая дошкольный, средний и профессиональный уровни образования, и ведутся их персональные профили. В рамках этого проекта мы будем внедрять единую учетную систему для техникумов, а также некий аналог BI, который будет агрегировать данные по техникумам и выдавать их в систему «Контингент учащихся». Второй проект связан с автоматизацией услуг ЗАГС: рассматривается возможность внедрения новой системы и ее интеграции с порталом госуслуг вместо используемого в настоящее время программного комплекса «Находка-ЗАГС». Это неплохое решение, но у него несколько устаревшая архитектура, она сложно централизуется и затрудняет любые доработки системы, на которые уходит огромное количество времени. Внедряя новую систему, мы хотим получить более удобный интерфейс и возможность ее развертывания централизованно по всей области, а также сократить сроки доработок.

Приоритетное использование отечественных разработок, решений Open Source и свободного ПО для развития электронного правительства в регионах России – как вы относитесь к этому курсу?

Мы разработали собственную стратегию использования бесплатных программных решений, начав с замены Microsoft Office на Libra Office, созданный на базе продукта Open Office. Планируем перевести на него более полутора тысяч рабочих мест, что позволит за три года сэкономить на лицензиях примерно 9 миллионов рублей. Кроме того, уже используем довольно много отечественных программных разработок, в частности «Прогноз», «Барс», «Криста» и другие. Но я считаю, не надо питать иллюзий, что мы сможем полностью перейти на российское ПО, поскольку практически все продукты, разработанные в нашей стране, так или иначе используют зарубежные СУБД. Таким образом, говорить о полном отказе от импортного ПО не приходится – можно лишь придерживаться разумного компромисса.

Опубликовано 19.06.2015

Похожие статьи