Информатизация Тульской области на подъеме

Логотип компании
Информатизация Тульской области на подъеме
Более 90 тыс. жителей Тульской области получили ответы на свои вопросы непосредственно от сотрудников Контактного центра, минуя процедуру официальной регистрации и рассмотрения обращения.

Ярослав Раков уже два года возглавляет министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области. О том, что нового появилось в регионе за это время в медицине и образовании, об информационных системах и мобильных приложениях министр рассказывает в журнале IT Manager

Ярослав Юрьевич, какие ИТ-проекты в области образования были реализованы в Тульской области за последнее время?

C 1 сентября 2016 года мы запустили электронные журнал и дневник. Это достаточно серьезный проект, позволивший подняться Тульской области в рейтинге АСИ. В 2017 году журналом и дневником стали пользоваться 1 237 образовательных учреждений, 25 тысяч преподавателей и почти полмиллиона родителей и обучающихся. Данному проекту мы уделяем огромное внимание, поскольку размещаемая там образовательными учреждениями информация должна быть всегда актуальна. У нас на контроле стоит своевременность внесения домашних заданий и выставления оценок. Важно, чтобы дневник постоянно обновлялся, чтобы придя домой, ученик мог точно знать, что ему задано, чтобы все оценки уже были проставлены. Также мы развиваем портал «Госуслуги-71». Тульская область не участвует в проекте «Мультирегиональность ЕПГУ» в связи с тем, что данный проект подразумевает закрытие Регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) Тульской области (gosuslugi71.ru) и вывод электронных форм получения услуг на Единый портал государственных услуг (gosuslugi.ru). Следует отметить, что Тульская область входит в число регионов, для которых Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оставило возможность использования регионального портала gosuslugi71.ru благодаря его востребованности у населения региона. Посещаемость регионального портала составляет более 35% от общего трафика получения госуслуг на федеральном портале gosuslugi.ru
Вместе с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проработана концепция совместного брендинга gosuslugi71.ru с использованием единого фирменного стиля госуслуг. Запуск бета-версии портала государственных и муниципальных услуг gosuslugi71.ru. запланирован на конец августа 2017 года. В промышленную эксплуатацию портал будет введен в ноябре 2017 года.

В 2016 году мы продолжили заниматься развитием не только программного направления, но и инфраструктурных проектов. Если к информационно-коммуникационной сети к концу 2015 года было подключено 1 616 учреждений, то в 2016 году мы подключили еще 255, таким образом, на текущий момент подсоединено по оптическим каналам связи примерно 1 871 государственное и муниципальное учреждение. Это школы, детские сады, библиотеки, сельские клубы, администрации, органы социальной защиты. В 2017 году мы досрочно и на высоком уровне выполнили поручение Президента Федеральному Собранию о подключении медицинских учреждений к сети Интернет, в настоящее время в Тульской области подключены все государственные учреждения здравоохранения. Кроме того, в текущем году мы проведем оптические каналы связи и подключим все фельдшерско-акушерские пункты, более 300 по всей области, к защищенной сети государственных учреждений здравоохранения Тульской области, тогда всё звено оказания медицинской помощи в регионе будет покрыто сетью высокоскоростной передачи данных.

Кроме того, все эти учреждения будут иметь доступ через специально организованную виртуальную частную сеть (VPN) в медицинскую информационную систему, так как данные, которые передаются в данной информационной системе, имеют ограниченное распространение, потому что они касаются пациентов, например, истории болезней.

При такой передаче шифруется ли трафик?

Безусловно, все данные передаются в зашифрованном виде с использованием современных средств криптографии. Так же в каждом медицинском учреждении установлены все необходимые системы для предотвращения несанкционированного доступа. Тем самым мы защищаем сведения граждан от утечки. На текущий момент на территории Тульской области развернуто 70 активно работающих телемедицинских комплексов. Вот пример из жизни: в 2015 году произошла авария автобуса на трассе М-4 «Дон». Пострадали соседи из ближнего зарубежья, но, благодаря использованию наших телемедицинских комплексов, мы своевременно и качественно оказывали медицинскую помощь. Была организована оперативная консультационная линия с институтом Склифосовского и с институтом катастроф, благодаря этому, я считаю, удалось спасти много жизней и не позволить ухудшиться состоянию пострадавших.

Как давно у вас появились такие комплексы?

Данные комплексы активно эксплуатируются с 2014 года. Первое время мы их использовали для связи районных учреждений с областными, причем областные специалисты консультировали либо проводили образовательные мероприятия для медицинского персонала. А сейчас даже проведение совещаний учреждений здравоохранения мы перевели в виртуальное пространство. Что касается подключения наших фельдшерско-акушерских пунктов, это даст возможность сотрудникам государственных учреждений здравоохранения во время приема записывать пациентов на конкретные дни и временные слоты в учреждения здравоохранения следующего уровня, вплоть до третьего уровня (это областные больницы), что у нас уже реализовано. Министерство планирует приобрести переносные медицинские комплексы с целью проведения выездных приемов для жителей удаленных населенных пунктов, в ходе которых высококвалифицированный специалист из районного или областного учреждения удаленно проведет диагностику и/или окажет консультативную помощь. Важно, чтобы качество предоставления медицинских услуг не зависело от местоположения пациента.

У вас уже действует единая информационная медицинская система?

Да, она действует с 2013 года. Вначале реализовали запись на прием к врачу, но уже в 2016 году через портал doctor71, контактный центр и инфоматы, расположенные в учреждениях здравоохранения, было осуществлено полтора миллиона записей к врачу, и это без учета записей, выполненных сотрудниками учреждений. А за 4 месяца 2017 года было осуществлено более 550 000 записей.

Как обстоят дела со скорой медицинской помощью?

В 2016 году был заключен государственный контракт, который на текущий момент еще не исполнен в полном объеме. Победитель госконтракта — компания ПАО «Ростелеком». Однако, сроки, предусмотренные контрактом, истекли в 2016 году. ПАО «Ростелеком» автоматически попал на штрафные санкции. Наша цель — получить результат, а не оштрафовать нашего нерадивого подрядчика. Вопрос будет решаться в досудебном порядке либо в рамках арбитражного заседания. Штрафные санкции будут наложены в зависимости от сроков финальной сдачи государственного контракта.

Сейчас наблюдаются задержки со стороны «Ростелекома»?

В рамках исполнения государственного контракта они не рассчитали силы. У нас было два принципиальных момента, которые застопорили проект. Первый — интеграция с системой «112». Недавно у нас успешно прошло очередное тестирование. По сути, это основной камень преткновения — интеграция с системой «112». Она прошла госиспытания, единый номер по приказу Минкомсвязи еще не введен, но звонки поступают от всех операторов связи. Возникали правовые коллизии, технические моменты, например, как в действующий комплекс бесшовно встроить новую информационную систему, причем в необходимых нам объемах. Здесь получилась межведомственная проблема, потому что «112» — детище другого министерства. С 7 февраля у нас в пилотном режиме в ГУЗ ТО «Киреевская центральная районная больница» на станции скорой помощи развернута система, но она не интегрирована с системой «112». Данное медицинское учреждение очень активно работает, буквально за два месяца (хотя это не самый большая районная больница) было занесено практически 1700 вызовов, причем, все функционирует полностью, единственное — без интеграции с системой «112». В машинах скорой помощи имеются планшеты, на которые приходит вызов, врачи заносят туда данные либо по поту к месту проживания пациента, либо на обратном пути. При этом создается электронная карточка пациента — словом все действует, остаются последние штрихи. Данный процесс мы планируем вскоре закончить финальной приемкой. На конец июля 2017 года запланировано полное развертывание системы по всем станциям скорой медицинской помощи области, с обеспечением всех бригад скорой помощи планшетами, с предустановленными средствами защиты информации и шифрованием трафика. Так что в ближайшее время мы завершим этот государственный контракт.

Как развиваются ваши мобильные приложения «Культурный навигатор» и «Реши проблему»?

Сейчас мы работаем над дизайном «Культурного навигатора», поскольку за прошедшее с момента его запуска время появилось много идей и предложений по улучшению. После обновления портала будем приводить в соответствие и мобильное приложение.

Что касается сервиса «Реши проблему» на портале «Открытый регион», могу сказать, что мы постоянно анализируем его работу и стараемся сделать процесс решения проблем более удобным и прозрачным. В 2016 году были обновлены дизайн и функционал сервиса, что предоставило пользователям ряд дополнительных возможностей.  Соответствующие изменения мы уже произвели в приложении на платформе Android, выбрав в первую очередь ее, как наиболее популярную среди наших пользователей. В настоящий момент производится аналогичная работа над приложением на iOS, результаты которой можно будет увидеть и оценить уже совсем скоро. Жители очень активно используют данный сервис, что подтверждает общий тренд в способах коммуникации граждан и правительства:  возьмем, к примеру, 2012 год: 58% всех обращений было в бумажном виде, и только порядка 20% - в электронном, а в  2016 ситуация стала диаметрально противоположной.

Мы вводим новые сервисы в соответствии с актуальными потребностями населения региона. Ежегодно от жителей поступает около 100 000 звонков на бесплатную линию «Телефон доверия Губернатора» единого контактного центра правительства Тульской области. Решение значительной части вопросов абонентов находится в компетенции органов местного самоуправления. Так появился сервис «Единый мобильный телефон», в рамках которого звонок гражданина может быть незамедлительно переведен на мобильный телефон должностного лица администрации соответствующего муниципального образования. И если в 2015 году звонки переводились только на глав администраций муниципальных образований, то в настоящее время в проекте участвуют более 140 должностных лиц. Таким образом, звонок, в зависимости от затронутой проблемы, может быть переведен не только на главу, но и на профильное должностное лицо, например, на председателя комитета жизнеобеспечения или комитета по социальным вопросам. Это позволяет оперативно принять необходимые меры или предоставить гражданину актуальную информацию, дать разъяснения.

В этом году мы продвинулись еще дальше. Подобный сервис реализуется с участием органов исполнительной власти: производится либо перевод звонка в профильное министерство, либо направляется карточка «Вам звонили» для оперативного предоставления обратной связи гражданину. На нашем внутреннем портале внедрена прозрачная система учета и контроля обращений, поступающих в рамках проекта.

Не получается ли так, что ваши начальники управления теперь занимаются исключительно телефонными разговорами с гражданами?

Нет. В 90% случаев достаточно консультации специалиста контактного центра, а проблемы, требующие незамедлительного реагирования со стороны органов власти, мы сразу передаем в надежные руки по компетенции. Существуют и так называемые «нерешаемые проблемы», например, когда гражданин просит о том, что противозаконно по сути, либо его вопрос находится в юрисдикции судебных правоотношений. В подобных случаях специалисты контактного центра консультируют, разъясняют, что если дело находится в суде, то решение может принять только суд. Таким образом, по итогам 2016 года только 4% сообщений, поступивших по телефону доверия Губернатора, были зарегистрированы и переданы для дальнейшей работы. Т.е. более 90 тыс. жителей Тульской области получили ответы на свои вопросы непосредственно от сотрудников Контактного центра, минуя процедуру официальной регистрации и рассмотрения обращения.

У вас в промышленную эксплуатацию должны были перевести портал на платформе «Битрикс»?

Мы одни из первых разработали планку импортозамещения и согласовали ее с Управлением информационных технологий Администрации Президента. Наш план рекомендован для использования всем субъектам страны. Нужно было осуществить переход на свободное программное обеспечение либо на отечественное ПО. Стоимость эксплуатации нашего старого портала была значительной, и мы решили создать конструктор сайтов на платформе «1С-Битрикс», имея внутренние компетенции, да и специалистов по «1С-Битрикс» найти проще и дешевле. Было принято решение о переводе порталов органов власти на новую платформу. Затем на основе конструктора сайтов, который мы создали своими силами, модернизировали портал и отдали его в пользование муниципалитету. По сути, у нас все муниципальные образования, за исключением трех наиболее сильных и самостоятельных, выполнены с помощью конструктора сайтов «1С-Битрикс». Что нам это дало? Мы стали создавать различные сервисы достаточно быстро и оперативно. Нам не нужно разрабатывать 25 сервисов для органов власти и 25 для муниципалитетов, мы делаем это один раз, и он доступен всем. Очень удобно с точки зрения стоимости владения, стоимости эксплуатации. Кстати, и вопрос информационной безопасности не стоит так остро, потому что платформа «1С-Битрикс» достаточно динамично развивается, и разработчики активно решают проблемы защиты своего продукта. Вопрос разграничения прав доступа был также важен, чтобы сотрудники одного органа власти не могли у соседа что-то случайно изменить. Теперь права четко разграничены, и все действует нормально. Возможность ведения сквозного контента очень удобна: если нам нужно какую-то новость довести до максимальной аудитории, то ее мы можем разместить в одном месте, а через специальные сервисы опубликовать на всех порталах. Доступность портала увеличилась с 96 до 99,9%. Для нас это очень важный критерий — максимально возможная доступность. Скорость рассмотрения и обработки заявок на размещение контента тоже возросла в полтора раза.

Многие ваши коллеги сетуют на то, что локализация тех или иных продуктов бывает очень сложной и затратной для регионов. Денег зачастую не хватает на внедрение новых решений именно из-за дороговизны локализации и интеграции с существующими системами. Для вас актуальна такая проблема?

Безусловно, поскольку это общая проблема. Тут больше даже вопрос не в локализации, а в переходе на новую систему, причем перехода комфортного и удобного, без колоссальных финансовых затрат. Не менее важно, чтобы эффективность деятельности информационной системы была максимальной. У нас преобладают по количеству пользователей, конечно, отечественные продукты. Используется либо свободное ПО, либо отечественные разработки. Сегмент профобразования у нас выполнен на продуктах компании «1С». Новые проекты создаем исключительно на отечественном ПО, кроме того, стараемся применять свободно распространяемые базы данных. Понятно, что на текущий момент мы не нашли полноценную замену ПО Oracle, поэтому все еще работаем на продуктах данного производителя. Там, где есть нормальный контакт с российскими разработчиками, и они стараются сделать то, что нужно нам, — мы идем навстречу и активно помогаем. Преобладает у нас отечественное программное обеспечение, которое используется в рамках специализированных систем: в социальной защите населения тульская разработка компании «Социнформтех», система в труде и занятости тоже отечественная разработка, как и система ЗАГС. Медицинская информационная система и система документооборота тоже российские.

При работе с информационными системами требуются специалисты и поддержка. Как у вас обстоят дела с кадрами?

В Тульской области сервисная поддержка органов исполнительной власти и подведомственных учреждений полностью централизована. В том числе обеспечение вычислительной инфраструктуры, сопровождение и развитие информационных систем, обслуживание рабочих мест сотрудников и устройств печати.

Закупки программного обеспечения и компьютерной техники проводятся через министерство. Мы определяем целесообразность, обеспечиваем единообразие и совместимость решений. Подведомственное учреждение ГАУ ТО «Центр информационных технологий» отвечает за обеспечение работоспособности всех информационных систем и рабочих мест органов власти. Мы сами модернизируем, администрируем, эксплуатируем свой центр обработки данных, вычислительные сети, системы защиты информации, телефонии и видеоконференцсвязи. У нас есть как специалисты по работе с базами данных, так и администраторы прикладных систем.

Естественно, что близость Москвы оказывает свое влияние — присутствует заметный отток кадров, но мы стараемся удержать наших сотрудников всевозможными мотивационными схемами. Постоянное обучение и тестирование вновь появляющихся образцов программных продуктов и оборудования расширяет навыки и повышает квалификацию. Создание социально значимых проектов с необходимостью максимальной отдачи от каждого дает возможность сотрудникам ощущать свою значимость, выкладываться на все сто. Мы своевременно учим наших технических специалистов современным технологиям и новинкам для того, чтобы быть в тренде, быть лидерами. Люди тянутся к нам.

Инвестируя в знания, мы увеличиваем их стоимость на рынке, и тем самым повышаем вероятность того, что их переманит столица, но стараемся удерживать экосистему дружественной и прогрессивной компании. Бывает, сотрудники уходят на значительно более высокие зарплаты в столицу. Это их выбор в жизни, и мы относимся у этому с пониманием. Несмотря ни на что мы учим молодых и перспективных, развиваемся, растем. Некоторые люди уходят, но приходят новые, с горящими глазами.

 

Опубликовано 05.07.2017

Похожие статьи