IT ManagerИТ в госсектореПерсоны

Шаги цифровизации: новые проекты Москвы

| 04.09.2019

Шаги цифровизации: новые проекты Москвы

За девять лет движения к «умному городу» Москва многого добилась, и развитие не прекращается. Новые проекты идут в области связи, поддерживают реновацию, расширяют список электронных услуг. Создаются суперсервисы и трехмерная карта столицы. О достижениях и планах развития информационных технологий рассказывает Эдуард Лысенко, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы.

Скоро год, как вы возглавляете Департамент информационных технологий столицы. Что изменилось в нем за время вашего руководства?

Правительство Москвы с 2010 года реализует масштабную программу создания умного города. За это время многое сделано и с точки зрения создания современной ИТ-инфраструктуры, и с точки зрения внедрения информационных систем. В прошлом году «Московская электронная школа» вошла в список 100 главных образовательных проектов мира. Летом этого года, по данным исследования PricewaterhouseCoopers (PWC), по числу бесплатных точек Wi-Fi Москва обошла Нью-Йорк, Лондон и Токио, войдя в тройку мировых лидеров. Это немногие примеры признания столицы как одного из самых технологичных городов мира. Так что, возвращаясь к вашему вопросу, «скоро год» – это не время для подведения итогов, куда важнее каждодневная работа команды во главе с мэром, направленная на повышение качества жизни граждан.

Считаю важным отметить еще одно достижение столицы. В 2018 году Москва заняла первое место в рейтинге ООН по развитию электронного правительства. Это серьезная веха.

Рейтинг – это некая шкала, по которой мы можем более или менее объективно сопоставить себя с тем, что происходит в мире в части развития технологий умного города. Значение рейтингов нельзя отрицать и при формировании вектора развития городов-лидеров. Это, можно сказать, правило мирового сообщества. Вновь отмечу, что первое место – это признание профессионализма наших специалистов на мировом уровне.

У многих термин «электронное правительство» ассоциируется в первую очередь с госуслугами. Какие из них москвичи уже могут получить в электронном виде?

Мы уже достигли такого уровня развития электронных госуслуг, что практически любую жизненную ситуацию можно разрешить, не выходя из дома. С помощью приложения «Госуслуги Москвы» родители, даже находясь на работе, видят, что задали ребенку в школе и что он ел на обед, могут оплатить жилищно-коммунальные услуги или передать показания счетчиков, и даже записать свою кошку на прием к ветеринару. Москвичам в электронном виде доступны более 330 государственных услуг и сервисов. Безусловно, мы продолжаем пополнять этот перечень. Но сегодня есть еще две важные задачи, которые позволят перевести эту работу на принципиально новый уровень. Первая – развитие предоказанных сервисов. В прошлом году на официальном портале мэра и Правительства Москвы mos.ru была реализована новая версия личного кабинета: благодаря возможности настройки виджетов самую актуальную информацию пользователь видит прямо на экране своего профиля. То есть нет необходимости переходить на страницы услуг, чтобы увидеть, какие оценки получил ребенок и к каким врачам он записан на ближайшие дни.

Вторая задача – разработка суперсервисов. Ее нам поставил Президент России в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Нам необходимо обеспечить бесшовную и гармоничную интеграцию существующих сервисов как в Москве, так и на федеральном уровне. Горожанин не должен разбираться, какая услуга региональная, а какая – федеральная и почему нельзя получить их все на одном портале mos.ru. Пользователь не должен вводить одни и те же данные о себе на разных ресурсах – наоборот, при его согласии сведения должны быть доступны на том портале или в том приложении, которым он привык пользоваться. Для этого мы и создаем суперсервисы, участвуем в создании цифрового профиля гражданина, работаем над многоканальностью услуг и сервисов.

Могли бы вы привести примеры таких суперсервисов?

ДИТ является ответственным за реализацию одного из федеральных суперсервисов – «Регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства онлайн». Задача состоит в том, чтобы создать для всех жителей России инструмент борьбы с нарушениями правил дорожного движения. Чтобы каждый самостоятельно с помощью своего смартфона или планшета мог контролировать соблюдение правил и наводить порядок на дорогах своего города. Москвичам такая возможность уже доступна: многие из них активно пользуются приложением «Помощник Москвы». В настоящий момент с его помощью зафиксировано более 1,8 млн административных правонарушений. И идея суперсервиса состоит в том, чтобы взять за основу решение столицы и создать инструмент, который сможет внедрить любой регион России.

Мы работаем и над другими суперсервисами, которые не вошли в нацпроект, так как специфичны именно для Москвы. Например, сервис помощи жителям при переезде по программе реновации. Сейчас москвичи вынуждены получать много разрозненных услуг и сервисов. Людям надо оформить согласие на выбор новой квартиры, документы на собственность, поменять адрес прописки, переключить телефонную линию, оформить новые счета в ЕИРЦ и многое другое - в итоге переезд проходит непросто. Суперсервис будет сопровождать жителя на протяжении всего этого пути, «подсказывая», какие сведения и куда предоставить. А часть документов и заявлений будет упразднена за счет информационного взаимодействия. Таким образом, переезд станет более комфортным.

А много ли из названных вами услуг могут получить предприниматели и какие еще сервисы для них существуют?

С точки зрения бизнеса самое важное, что зависит от города, это создание инфраструктуры, в том числе цифровой. Ранее Москва проделала большую работу по персонализации коммуникаций с жителями, теперь аналогичная практика распространяется и на бизнес-сообщество. Мы создаем уникальную экосистему – совокупность цифровых сервисов, услуг и возможностей, платформ для взаимодействия бизнеса с городом, потребителями и партнерами, ключевой элемент которой – личный кабинет на официальном портале мэра mos.ru. С его помощью предприниматели могут получить 90 государственных услуг и сервисов, причем более половины из них исключительно в электронном виде. К концу года мы обновим личный кабинет юрлиц – он станет гораздо удобнее и функциональнее. И самое главное – на mos.ru мы объединим абсолютно все цифровые возможности, которые сейчас город предлагает бизнесу, в том числе и сервисы для малого предпринимательства, возможности портала поставщиков и многие другие.

Недавно в Москве был создан инновационный кластер. Его участникам доступны какие-то электронные сервисы?

Да, есть специальная ИТ-платформа. По сути, это цифровой двойник кластера и его инфраструктуры. На этой электронной площадке участники могут разместить данные о своих продуктах и услугах. То есть это полноценный маркетплейс, причем интегрированный с порталом поставщиков, «Яндекс.Маркетом» и другими сервисами. ИТ-платформа активно развивается, и в ближайшее время предприниматели смогут найти там поставщика или инвестора для своих проектов, подать заявку в электронном виде на предоставление мер поддержки и даже заключить договор.

В этом году мэр Москвы Сергей Собянин объявил о старте программы «Мой район». В чем ее основной посыл и какова роль ДИТа в работе над этим проектом?

Эта программа позволит спланировать развитие каждого района Москвы исходя из пожеланий самих горожан – именно жители лучше всего знают, чего не хватает в том районе, где они живут или работают. То есть это еще один канал коммуникации с городом и еще одна возможность реально повлиять на развитие столицы. Более того, это еще и канал общения горожан и бизнеса: предприниматели тоже могут рассказать на этой площадке о своих предложениях. Сейчас специальные разделы программы «Мой район» есть на портале mos.ru и в мобильном приложении «Моя Москва», а скоро у проекта появится свое приложение.

Вы упомянули, что в Москве будет запущен суперсервис, связанный с программой реновации. Получается, в городе настолько цифровизирована строительная отрасль?

Ее цифровизация началась еще несколько лет назад. Постепенно мы перевели ключевые услуги строительной отрасли в электронный вид. Например, на mos.ru можно получить разрешение на строительство или ввод объекта в эксплуатацию, подать документы на проведение госэкспертизы и многое другое. Мы идем к созданию единой цифровой платформы в сфере строительства. Она позволит объединить все информационные системы и сервисы стройкомплекса, чтобы участники рынка могли получать услуги еще быстрее.

При этом мы понимаем, что внедрение современных технологий требует серьезного обновления инфраструктуры. Один из ключевых проектов – создание 3D-карты Москвы. В дальнейшем эту технологию можно использовать для построения маршрутов беспилотных автомобилей или летательных аппаратов. Для градостроительного проектирования и управления городом она практически незаменима. Например, есть возможность выбрать на карте конкретную точку и получить всю информацию об этой территории: о выполненном благоустройстве, градостроительном развитии, подземных коммуникациях, документации. Мы называем эту функцию «булавкой»: она помогает руководству города оперативно принимать управленческие решения и контролировать исполнение поручений. Такая «булавка» есть и в двухмерной модели города, но 3D-визуализация дает возможность моделирования. То есть мы предполагаем, что в будущем все проекты, реализуемые на территории Москвы, изначально будут «встроены» в 3D-город, где будет производиться оценка их влияния на среду. Можно будет просчитать нагрузку здания на существующую инфраструктуру города и, например, оценить, насколько оно вписывается в архитектуру квартала.

Получается, вы уделяете большое внимание именно отраслевой цифровизации. Какая задача здесь ключевая?

Создание единой ИТ-платформы. Мы действительно серьезно продвинулись в цифровизации различных отраслей, у нас много решений и сервисов. Объединение их на одной платформе – следующий уровень развития Москвы как умного города и одного из мировых цифровых лидеров.

Но такой объем электронных сервисов предполагает и большое количество киберугроз – как решается этот вопрос?

Безусловно, чем больше в городе становится сервисов и информационных систем, тем острее встает вопрос обеспечения безопасности информации, которая в них обрабатывается. Это не только наша позиция или мнение экспертов – сами москвичи должны быть уверены в том, что сведения, которые они предоставляют для получения той или иной услуги, надежно защищены. Информационной безопасности в нашей работе отводится одна из ключевых ролей. Для противодействия атакам мы используем отказоустойчивые центры обработки данных Правительства Москвы. Для ЦОДов построена система безопасности, которая позволяет обеспечить защиту размещенных в них информационных систем. Доступ к ним ограничен и контролируется. Благодаря этому мы можем продолжать развивать технологии и сервисы в городе. Но потенциал развития в сфере информационной безопасности еще высок, поэтому мы прорабатываем возможность создания собственного центра кибербезопасности, что позволит еще надежнее защищать данные жителей и эффективнее противодействовать атакам.

Другое важное направление в сфере ИБ – импортозамещение. Мы движемся по пути отказа от западных технологий, уже несколько лет используем для разработки городских сервисов исключительно российское ПО и технологии open source. Внутри ДИТа мы также планомерно идем в направлении внедрения отечественных офисных программ. Пока тестируем несколько вариантов, даем свои замечания и рекомендации. Важно, чтобы переход на другое ПО был бесшовным и у пользователей не возникло проблем. Сейчас прорабатываем полноценный проект, связанный с электронной почтой, – здесь мы максимально близко подошли к простоте перехода.

Вы уже упомянули, что для развития информационных технологий необходимо постоянное обновление инфраструктуры. А что нового планируется в сфере связи?

Самый масштабный и стратегический проект – это внедрение стандарта связи 5G. Осенью четыре пилотных сегмента заработают на Тверской улице, Воробьевых горах, ВДНХ, а также в парке Горького и Сколково. Это будут постоянно действующие пилотные зоны, где горожане и бизнес смогут, что называется, «вживую» познакомиться с теми возможностями, которые городу даст 5G. Это не только на порядок бóльшая скорость и качество связи. Внедрение 5G даст толчок развитию дистанционной медицины, «интернета вещей», беспилотного транспорта и многих других технологий. Например, в одном из сегментов мы планируем экспериментировать с беспилотной городской уборочной техникой, которая в будущем будет передвигаться по городу самостоятельно и безопасно для жителей. И таких новых возможностей для городского хозяйства с запуском 5G будет очень много.

С точки зрения инфраструктуры важно развитие и Городской сети Wi-Fi. Сейчас в Москве более 16 тысяч точек доступа к сети в разных сегментах: на улицах внутри Садового кольца, где проходит много туристических маршрутов, в парках, библиотеках, музеях, кинотеатрах. По числу точек доступа к бесплатному Wi-Fi Москва стала одним из мировых лидеров. Следующий этап – повышение качества работы сети. Для этого создан Единый оператор Wi-Fi. Его задача – объединить все сегменты, созданные разными операторами, на единой цифровой платформе. Благодаря этому пользователям больше не придется проходить повторную авторизацию, переключаясь между точками доступа. Сеть будет бесшовной, а техподдержка – единой.

При таком уровне развития ИТ город генерирует и аккумулирует огромный объем данных. Как можно использовать это на благо жителей? Какие проекты в сфере искусственного интеллекта уже есть в Москве?

Есть такой термин – data driven city, то есть город, управляемый данными. Москва становится именно таким городом. Ежесекундно столичные ИТ-сервисы аккумулируют огромное количество данных, которые важны для оперативного принятия управленческих решений. Уже сейчас они используются в интеллектуальной транспортной системе: она может регулировать фазы светофоров в зависимости от интенсивности движения и даже запускать «зеленую волну» для общественного транспорта. На основе данных вычисляется оптимальный алгоритм уборки, например, в случае сильного снегопада.

Что касается искусственного интеллекта, то мы определили порядка 15 направлений, в которых мы реализуем проекты с использованием ИИ. Например, виртуальный оператор Общегородского контакт-центра умеет искать эвакуированный автомобиль, сообщать о готовности документов в МФЦ или, например, подсказывать дату отключения горячей воды. Робот уже обрабатывает порядка 40% звонков, поступающих на горячие линии. Самое главное – жители довольны, что передовые технологии приходят им на помощь. И в этом вопросе наша твердая позиция: искусственный интеллект и большие данные должны делать жизнь горожан еще комфортнее.

Сейчас в рамках исполнения поручения Президента России Владимира Владимировича Путина Правительство Москвы принимает участие в разработке концепции экспериментальной площадки по развитию технологий ИИ в столице. Мы ожидаем, что этот проект создаст наиболее благоприятные условия для российских разработчиков, поможет «обкатать» правовое регулирование этой новой для всего мира области и сократить время вывода прорывных цифровых решений на рынок.

государственные информационные системы, Электронное правительство

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 08/2019], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия