Шаги цифровизации: новые проекты Москвы

Логотип компании
Шаги цифровизации: новые проекты Москвы
Чем больше в городе становится сервисов и информационных систем, тем острее встает вопрос обеспечения безопасности информации, которая в них обрабатывается.

За девять лет движения к «умному городу» Москва многого добилась, и развитие не прекращается. Новые проекты идут в области связи, поддерживают реновацию, расширяют список электронных услуг. Создаются суперсервисы и трехмерная карта столицы. О достижениях и планах развития информационных технологий рассказывает Эдуард Лысенко, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий города Москвы.

Скоро год, как вы возглавляете Департамент информационных технологий столицы. Что изменилось в нем за время вашего руководства?

Правительство Москвы с 2010 года реализует масштабную программу создания умного города. За это время многое сделано и с точки зрения создания современной ИТ-инфраструктуры, и с точки зрения внедрения информационных систем. В прошлом году «Московская электронная школа» вошла в список 100 главных образовательных проектов мира. Летом этого года, по данным исследования PricewaterhouseCoopers (PWC), по числу бесплатных точек Wi-Fi Москва обошла Нью-Йорк, Лондон и Токио, войдя в тройку мировых лидеров. Это немногие примеры признания столицы как одного из самых технологичных городов мира. Так что, возвращаясь к вашему вопросу, «скоро год» – это не время для подведения итогов, куда важнее каждодневная работа команды во главе с мэром, направленная на повышение качества жизни граждан.

Считаю важным отметить еще одно достижение столицы. В 2018 году Москва заняла первое место в рейтинге ООН по развитию электронного правительства. Это серьезная веха.

Рейтинг – это некая шкала, по которой мы можем более или менее объективно сопоставить себя с тем, что происходит в мире в части развития технологий умного города. Значение рейтингов нельзя отрицать и при формировании вектора развития городов-лидеров. Это, можно сказать, правило мирового сообщества. Вновь отмечу, что первое место – это признание профессионализма наших специалистов на мировом уровне.

У многих термин «электронное правительство» ассоциируется в первую очередь с госуслугами. Какие из них москвичи уже могут получить в электронном виде?

Мы уже достигли такого уровня развития электронных госуслуг, что практически любую жизненную ситуацию можно разрешить, не выходя из дома. С помощью приложения «Госуслуги Москвы» родители, даже находясь на работе, видят, что задали ребенку в школе и что он ел на обед, могут оплатить жилищно-коммунальные услуги или передать показания счетчиков, и даже записать свою кошку на прием к ветеринару. Москвичам в электронном виде доступны более 330 государственных услуг и сервисов. Безусловно, мы продолжаем пополнять этот перечень. Но сегодня есть еще две важные задачи, которые позволят перевести эту работу на принципиально новый уровень. Первая – развитие предоказанных сервисов. В прошлом году на официальном портале мэра и Правительства Москвы mos.ru была реализована новая версия личного кабинета: благодаря возможности настройки виджетов самую актуальную информацию пользователь видит прямо на экране своего профиля. То есть нет необходимости переходить на страницы услуг, чтобы увидеть, какие оценки получил ребенок и к каким врачам он записан на ближайшие дни.

Вторая задача – разработка суперсервисов. Ее нам поставил Президент России в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Нам необходимо обеспечить бесшовную и гармоничную интеграцию существующих сервисов как в Москве, так и на федеральном уровне. Горожанин не должен разбираться, какая услуга региональная, а какая – федеральная и почему нельзя получить их все на одном портале mos.ru. Пользователь не должен вводить одни и те же данные о себе на разных ресурсах – наоборот, при его согласии сведения должны быть доступны на том портале или в том приложении, которым он привык пользоваться. Для этого мы и создаем суперсервисы, участвуем в создании цифрового профиля гражданина, работаем над многоканальностью услуг и сервисов.

Могли бы вы привести примеры таких суперсервисов?

ДИТ является ответственным за реализацию одного из федеральных суперсервисов – «Регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства онлайн». Задача состоит в том, чтобы создать для всех жителей России инструмент борьбы с нарушениями правил дорожного движения. Чтобы каждый самостоятельно с помощью своего смартфона или планшета мог контролировать соблюдение правил и наводить порядок на дорогах своего города. Москвичам такая возможность уже доступна: многие из них активно пользуются приложением «Помощник Москвы». В настоящий момент с его помощью зафиксировано более 1,8 млн административных правонарушений. И идея суперсервиса состоит в том, чтобы взять за основу решение столицы и создать инструмент, который сможет внедрить любой регион России.

Мы работаем и над другими суперсервисами, которые не вошли в нацпроект, так как специфичны именно для Москвы. Например, сервис помощи жителям при переезде по программе реновации. Сейчас москвичи вынуждены получать много разрозненных услуг и сервисов. Людям надо оформить согласие на выбор новой квартиры, документы на собственность, поменять адрес прописки, переключить телефонную линию, оформить новые счета в ЕИРЦ и многое другое - в итоге переезд проходит непросто. Суперсервис будет сопровождать жителя на протяжении всего этого пути, «подсказывая», какие сведения и куда предоставить. А часть документов и заявлений будет упразднена за счет информационного взаимодействия. Таким образом, переезд станет более комфортным.

А много ли из названных вами услуг могут получить предприниматели и какие еще сервисы для них существуют?

С точки зрения бизнеса самое важное, что зависит от города, это создание инфраструктуры, в том числе цифровой. Ранее Москва проделала большую работу по персонализации коммуникаций с жителями, теперь аналогичная практика распространяется и на бизнес-сообщество. Мы создаем уникальную экосистему – совокупность цифровых сервисов, услуг и возможностей, платформ для взаимодействия бизнеса с городом, потребителями и партнерами, ключевой элемент которой – личный кабинет на официальном портале мэра mos.ru. С его помощью предприниматели могут получить 90 государственных услуг и сервисов, причем более половины из них исключительно в электронном виде. К концу года мы обновим личный кабинет юрлиц – он станет гораздо удобнее и функциональнее. И самое главное – на mos.ru мы объединим абсолютно все цифровые возможности, которые сейчас город предлагает бизнесу, в том числе и сервисы для малого предпринимательства, возможности портала поставщиков и многие другие.

Недавно в Москве был создан инновационный кластер. Его участникам доступны какие-то электронные сервисы?

Да, есть специальная ИТ-платформа. По сути, это цифровой двойник кластера и его инфраструктуры. На этой электронной площадке участники могут разместить данные о своих продуктах и услугах. То есть это полноценный маркетплейс, причем интегрированный с порталом поставщиков, «Яндекс.Маркетом» и другими сервисами. ИТ-платформа активно развивается, и в ближайшее время предприниматели смогут найти там поставщика или инвестора для своих проектов, подать заявку в электронном виде на предоставление мер поддержки и даже заключить договор.

В этом году мэр Москвы Сергей Собянин объявил о старте программы «Мой район». В чем ее основной посыл и какова роль ДИТа в работе над этим проектом?

Эта программа позволит спланировать развитие каждого района Москвы исходя из пожеланий самих горожан – именно жители лучше всего знают, чего не хватает в том районе, где они живут или работают. То есть это еще один канал коммуникации с городом и еще одна возможность реально повлиять на развитие столицы. Более того, это еще и канал общения горожан и бизнеса: предприниматели тоже могут рассказать на этой площадке о своих предложениях. Сейчас специальные разделы программы «Мой район» есть на портале mos.ru и в мобильном приложении «Моя Москва», а скоро у проекта появится свое приложение.

Вы упомянули, что в Москве будет запущен суперсервис, связанный с программой реновации. Получается, в городе настолько цифровизирована строительная отрасль?

Ее цифровизация началась еще несколько лет назад. Постепенно мы перевели ключевые услуги строительной отрасли в электронный вид. Например, на mos.ru можно получить разрешение на строительство или ввод объекта в эксплуатацию, подать документы на проведение госэкспертизы и многое другое. Мы идем к созданию единой цифровой платформы в сфере строительства. Она позволит объединить все информационные системы и сервисы стройкомплекса, чтобы участники рынка могли получать услуги еще быстрее.

При этом мы понимаем, что внедрение современных технологий требует серьезного обновления инфраструктуры. Один из ключевых проектов – создание 3D-карты Москвы. В дальнейшем эту технологию можно использовать для построения маршрутов беспилотных автомобилей или летательных аппаратов. Для градостроительного проектирования и управления городом она практически незаменима. Например, есть возможность выбрать на карте конкретную точку и получить всю информацию об этой территории: о выполненном благоустройстве, градостроительном развитии, подземных коммуникациях, документации. Мы называем эту функцию «булавкой»: она помогает руководству города оперативно принимать управленческие решения и контролировать исполнение поручений. Такая «булавка» есть и в двухмерной модели города, но 3D-визуализация дает возможность моделирования. То есть мы предполагаем, что в будущем все проекты, реализуемые на территории Москвы, изначально будут «встроены» в 3D-город, где будет производиться оценка их влияния на среду. Можно будет просчитать нагрузку здания на существующую инфраструктуру города и, например, оценить, насколько оно вписывается в архитектуру квартала.

Получается, вы уделяете большое внимание именно отраслевой цифровизации. Какая задача здесь ключевая?

Создание единой ИТ-платформы. Мы действительно серьезно продвинулись в цифровизации различных отраслей, у нас много решений и сервисов. Объединение их на одной платформе – следующий уровень развития Москвы как умного города и одного из мировых цифровых лидеров.

Но такой объем электронных сервисов предполагает и большое количество киберугроз – как решается этот вопрос?

Безусловно, чем больше в городе становится сервисов и информационных систем, тем острее встает вопрос обеспечения безопасности информации, которая в них обрабатывается. Это не только наша позиция или мнение экспертов – сами москвичи должны быть уверены в том, что сведения, которые они предоставляют для получения той или иной услуги, надежно защищены. Информационной безопасности в нашей работе отводится одна из ключевых ролей. Для противодействия атакам мы используем отказоустойчивые центры обработки данных Правительства Москвы. Для ЦОДов построена система безопасности, которая позволяет обеспечить защиту размещенных в них информационных систем. Доступ к ним ограничен и контролируется. Благодаря этому мы можем продолжать развивать технологии и сервисы в городе. Но потенциал развития в сфере информационной безопасности еще высок, поэтому мы прорабатываем возможность создания собственного центра кибербезопасности, что позволит еще надежнее защищать данные жителей и эффективнее противодействовать атакам.

Другое важное направление в сфере ИБ – импортозамещение. Мы движемся по пути отказа от западных технологий, уже несколько лет используем для разработки городских сервисов исключительно российское ПО и технологии open source. Внутри ДИТа мы также планомерно идем в направлении внедрения отечественных офисных программ. Пока тестируем несколько вариантов, даем свои замечания и рекомендации. Важно, чтобы переход на другое ПО был бесшовным и у пользователей не возникло проблем. Сейчас прорабатываем полноценный проект, связанный с электронной почтой, – здесь мы максимально близко подошли к простоте перехода.

Вы уже упомянули, что для развития информационных технологий необходимо постоянное обновление инфраструктуры. А что нового планируется в сфере связи?

Самый масштабный и стратегический проект – это внедрение стандарта связи 5G. Осенью четыре пилотных сегмента заработают на Тверской улице, Воробьевых горах, ВДНХ, а также в парке Горького и Сколково. Это будут постоянно действующие пилотные зоны, где горожане и бизнес смогут, что называется, «вживую» познакомиться с теми возможностями, которые городу даст 5G. Это не только на порядок бóльшая скорость и качество связи. Внедрение 5G даст толчок развитию дистанционной медицины, «интернета вещей», беспилотного транспорта и многих других технологий. Например, в одном из сегментов мы планируем экспериментировать с беспилотной городской уборочной техникой, которая в будущем будет передвигаться по городу самостоятельно и безопасно для жителей. И таких новых возможностей для городского хозяйства с запуском 5G будет очень много.

С точки зрения инфраструктуры важно развитие и Городской сети Wi-Fi. Сейчас в Москве более 16 тысяч точек доступа к сети в разных сегментах: на улицах внутри Садового кольца, где проходит много туристических маршрутов, в парках, библиотеках, музеях, кинотеатрах. По числу точек доступа к бесплатному Wi-Fi Москва стала одним из мировых лидеров. Следующий этап – повышение качества работы сети. Для этого создан Единый оператор Wi-Fi. Его задача – объединить все сегменты, созданные разными операторами, на единой цифровой платформе. Благодаря этому пользователям больше не придется проходить повторную авторизацию, переключаясь между точками доступа. Сеть будет бесшовной, а техподдержка – единой.

При таком уровне развития ИТ город генерирует и аккумулирует огромный объем данных. Как можно использовать это на благо жителей? Какие проекты в сфере искусственного интеллекта уже есть в Москве?

Есть такой термин – data driven city, то есть город, управляемый данными. Москва становится именно таким городом. Ежесекундно столичные ИТ-сервисы аккумулируют огромное количество данных, которые важны для оперативного принятия управленческих решений. Уже сейчас они используются в интеллектуальной транспортной системе: она может регулировать фазы светофоров в зависимости от интенсивности движения и даже запускать «зеленую волну» для общественного транспорта. На основе данных вычисляется оптимальный алгоритм уборки, например, в случае сильного снегопада.

Что касается искусственного интеллекта, то мы определили порядка 15 направлений, в которых мы реализуем проекты с использованием ИИ. Например, виртуальный оператор Общегородского контакт-центра умеет искать эвакуированный автомобиль, сообщать о готовности документов в МФЦ или, например, подсказывать дату отключения горячей воды. Робот уже обрабатывает порядка 40% звонков, поступающих на горячие линии. Самое главное – жители довольны, что передовые технологии приходят им на помощь. И в этом вопросе наша твердая позиция: искусственный интеллект и большие данные должны делать жизнь горожан еще комфортнее.

Сейчас в рамках исполнения поручения Президента России Владимира Владимировича Путина Правительство Москвы принимает участие в разработке концепции экспериментальной площадки по развитию технологий ИИ в столице. Мы ожидаем, что этот проект создаст наиболее благоприятные условия для российских разработчиков, поможет «обкатать» правовое регулирование этой новой для всего мира области и сократить время вывода прорывных цифровых решений на рынок.

Опубликовано 04.09.2019

Похожие статьи