С чего начинаются продажи

Логотип компании
С чего начинаются продажи
Даже если ваша компания планирует выходить на традиционные рынки, ключевые процессы сложно представить без программных инструментов.

Кризис – это не только крушение планов, но и оптимальное время для поиска новых возможностей. К тому же, в отличие от предыдущих кризисных периодов, нынешний бизнес куда более высокотехнологичен. Даже если вы планируете выходить на более-менее традиционные рынки, ключевые процессы вроде продаж и взаимодействия с клиентами уже сложно представить без современных программных инструментов. Какие же из них потребуются в первую очередь и сколько они стоят?

CRM-системы для учета клиентов и продаж

Деньги любят счет, а продажи – учет. Прообразом CRM-систем были обычные таблицы Excel – кое-где они до сих пор остаются единственным инструментом учета. Для небольшого интернет-магазина, где сам хозяин и директор, и продавец, и курьер, это оптимальное решение. Но для более крупного бизнеса с наемным персоналом лучше использовать специализированные инструменты.

CRM-системы могут базироваться на собственном сервере или заказываться как сервис. Первый вариант подходит для крупных организаций, которые хотят иметь полный контроль над используемым ПО, базами данных и дорабатывать систему своими силами при необходимости.

Модель же «софт как услуга» чаще всего рекомендуют СМБ-компаниям, особенно на старте. Речь идет о стандартизированных решениях с гибкой системой оплаты и без затрат на создание и содержание собственной аппаратной инфраструктуры – в данном случае сервера. При этом вся информация хранится на мощностях поставщика услуг – вы сможете лишь настроить права доступа для разных категорий сотрудников, выбрать необходимый набор опций и оформление.

Критерии выбора CRM-системы для учета продаж:

  • цена;

  • удобство использования;
  • функциональность, отвечающая за продажи;
  • контроль сотрудников;
  • адаптивность и расширяемость;
  • интеграция третьей стороны (клиента, поставщика и т. п.);
  • функции отчетов и анализа;
  • мобильное приложение;
  • функции клиентской поддержки.

На что обратить внимание

Среди платных CRM-систем и программных комплексов, заточенных под учет продаж, можно выделить «Битрикс24», «Мегаплан», «РосБизнесСофт» и ряд других.

«Битрикс24» – всеобъемлющее решение, которое включает в себя не только контроль продаж и сделок, но и управление задачами и документооборотом. Интегрируется с интернет-магазином и позволяет обрабатывать заказы прямо в системе – для этого в нее встраивается каталог товаров и услуг. В тестовом режиме решением можно воспользоваться бесплатно, после чего выбрать один из тарифных планов (от 990 рублей). Есть и бесплатная версия с ограничением в 5 Гбайт на хранение данных в облаке и усеченной функциональностью.

С чего начинаются продажи. Рис. 1

«Мегаплан» позиционируется как сервис управления проектами. Если верить разработчикам, поможет настроить систему продаж любой сложности и в любой сфере. Кроме того, предусмотрены готовые шаблоны и схемы. Среди дополнительных возможностей – создание гостевого входа для клиента и выставление счетов в рамках системы. Платная версия стартует от 290 руб./мес. с гибкими скидками при оплате на длительный срок. Впрочем, начать вы вправе и с бесплатного варианта, который ограничен по объему документооборота.

С чего начинаются продажи. Рис. 2

«РосБизнесСофт CRM» разработана специально для малого и среднего бизнеса в сфере торговли. Работает как с ПК, так и с мобильных устройств (Android, iOS). Соединение – по защищенному каналу, а саму программу можно интегрировать с другими популярными решениями, например «1C:Бухгалтерией». Предусмотрена интеграция с онлайн-магазином. По окончании 30-дневной демоверсии лицензия на одно рабочее место обойдется в 5000 рублей. Но при покупке пяти и более мест действуют скидки.

С чего начинаются продажи. Рис. 3

Среди бесплатных решений обратите внимание на Galloper CRM – как подчеркивают разработчики, она предназначена для автоматизации отделов продаж. Правда, бесплатно доступна лишь однопользовательская версия, зато без каких-либо ограничений по функциональности или срокам. То есть для микробизнеса, где приходится рассчитывать только на собственные силы, вполне подходящий вариант.

С чего начинаются продажи. Рис. 4

Выводы

Как у платных, так и бесплатных инструментов для учета продаж есть свои плюсы и минусы. Поэтому выбор должен быть сугубо индивидуальным, и цена вопроса – лишь один из критериев. Тем более что систем, доступных по модели «софт как услуга», в ценовом диапазоне 500–1500 руб./мес. предостаточно. Даже для экономных предпринимателей это не очень существенная статья расходов, когда речь идет о фундаменте их будущих продаж. Поэтому определяющими факторами должны стать надежность, наличие необходимой функциональности и расширяемость. Правильный выбор на начальном этапе важен еще и потому, что дальнейшая миграция между разными программными комплексами дело хлопотное и довольно затратное.

Читайте также
Розничный бизнес — одна из наиболее интересных тем для изучения и анализа. Чтобы остаться конкурентоспособным, и более того — чтобы сохранить прибыльность, ретейлерам приходится вести борьбу на нескольких фронтах одновременно.

Опубликовано 20.05.2016