Чистокровность стеклышка, или Чем оригинальный объектив от неоригинала отличается
Что отличает оригинальный объектив
Чего только нет в сумке увлеченного фотографа! Камера, объективы, фильтры, да и сам кофр заслуживает внимания. Причем, у одних – полная брендовая монополия (даже светофильтры и салфетки для оптики той же фирмы, что и камера), зато у других – выставка изобретений всех стран и народов. И десяток переходников со всего на все. Но для тех и других вопрос выбора между оригинальным и неоригинальным объективом обычно не стоит. Для первых – по религиозным соображениям «чистокровности» стеклышка, а вторым непонятно, в чем, собственно, вопрос: если теоретически можно совместить – совместим, а если нельзя, помогут изолента и токарный станок.
Куда сложнее тем, кто не готов присягнуть на верность тому или иному бренду, но хотел бы получить предсказуемый результат без специфических усилий. По ходу разговора я рассмотрю только полные аналоги и полную совместимость.
Что отличает оригинальный объектив
Только бренд – все остальное зависит от моделей. Автофокусные аналоги, как правило, совместимы с камерой не только механически, но и на уровне контактов: поддерживаются автоматическое наведение резкости и все замеры. Здесь надо учитывать, что и у «родных» объективов с электронной совместимостью байонета бывают нюансы. Например, в камерах Nikon как оригинальный, так и неоригинальный объектив без отверточного привода должны иметь встроенный фокусировочный мотор, иначе наводить резкость придется вручную. А приобретая оптику для цифровых камер Olympus, стоит внимательно пересчитать кроп-фактор: 50 мм на «полуторной» и «половинчатой» матрице – не одно и то же.
В линейках большинства производителей (Canon, Nikon, Olympus, Pentax, Sony) присутствуют штатные объективы на фуллфрейм или кроп-матрицу с фокусным расстоянием 28–70 мм в 35-мм эквиваленте и постоянной светосилой 2.8 (а то и 2.0). И стоят они десятки тысяч рублей. При этом Sigma, Tamron или Tokina почти аналогичных характеристик (24–70/2.8, 17-50/2.8 на кроп-матрицу и др.) обойдутся в среднем втрое дешевле. Большинство типичных зум-объективов, особенно универсалов (вроде 18-200 мм) и телевиков (70-300 мм), также имеют более дешевые аналоги с дублирующими характеристиками.
В первую очередь – на стабильности качества. В классе бюджетных аналогов выражение «раз на раз не приходится» – суровая правда жизни. Казалось бы, одинаковые объективы из одной и той же партии могут показать разные результаты. Поэтому либо полагаемся на удачу, либо вдумчиво тестируем устройство перед покупкой. Желательно со штативом и тестовой таблицей, коих в Сети достаточно.
Подробное тестирование может выявить еще с десяток более или менее существенных отличий бюджетника от оригинала. Геометрия на разных фокусных расстояниях, резкость, виньетирование, разрешающая способность, рисунок, боке, хроматические абберации, контровый свет… Причем по некоторым характеристикам неоригинальное стекло на чей-то вкус может оказаться даже лучше. В любом случае важно определиться, в какую сумму вы оцениваете эти «мелочи», а главное – видите ли вы их вообще?
Дорогие объективы «от бренда» часто имеют защиту от влаги и пыли, тогда как их бюджетные собратья этого почти всегда лишены. Стоит иметь в виду, что пылевлагозащита «считается» только тогда, когда она предусмотрена не только в объективе, но и в камере. Иначе класс «вездеходности» вашей зеркалки сходит на нет.
Особняком стоит категория недорогих мануальных стекол с фиксированным фокусным расстоянием. Наиболее распространен сейчас Samyang, но и родимый «Зенит» с адаптерами под популярные байонеты не экзотика. Механические «фиксы» на любой вкус: хороши для пейзажей, портретов, макро- и творческой съемки. Но, углубившись в эту область познания, велик шанс однажды застать себя в антикварном магазине с каталогом оптики за 1974 год (некоторые байонеты уже, как говорится, с бородой).
Думаете, неоргинальное стекло – всегда дешевый вариант? Ознакомьтесь с линейкой оптики Carl Zeiss под различные байонеты. И кого при этом волнует, что на всех системах, кроме Sony, придется обойтись без автофокусировки? Перед выбором знаменитых механических стекол 85/1.4 желательно убедиться, что вам и вправду будет удобно этим снимать.
Встречаются у сторонних производителей и признанные модели, превосходящие оригиналы либо просто не имеющие аналогов. Так, «полтинник» 1.4 от Sigma не уступает мэтрам, а ее же полнокадровый объектив с диапазоном фокусных расстояний 12–24 мм демонстрирует довольно редкие оптические характеристики. Ну а Sigma AF200-500/2.8 способен впечатлить приверженца любой системы.
Выводы
Выбор в пользу неоригинального объектива требует внимания и отчетливого понимания задач. Широкий модельный ряд, не ограниченный одной полкой в фотомагазине, поможет подобрать идеальный вариант под свои нужды и сэкономить без потерь в качестве.
Опубликовано 22.04.2014