Как вести домашнюю бухгалтерию
В статье:
Какими способами можно вести учет личных финансов
Чем различается софт для домашней бухгалтерии
Можно ли использовать 1С для ведения семейного бюджета
Чем различаются онлайн-сервисы для учета личных финансов
Как обезопасить домашнюю финансовую информацию
Реализация мечты о новом автомобиле, квартире или доме зависит не только от доходов, но и от умения правильно распоряжаться деньгами. И если в организациях работают целые отделы бухгалтеров и финансистов, то бюджетом семьи приходится заниматься самостоятельно. Благо для этих целей разработано немало специализированных программ и сервисов, как платных, так и бесплатных. А если нет желания экспериментировать, можно использовать привычный Excel, а то и вовсе блокнот и ручку. С подобных нехитрых способов, пожалуй, и начну.
Какими способами можно вести учет личных финансов
Самый простой вариант подсчета доходов и расходов – использовать обычный блокнот. Признаюсь, в течение двух лет я сама старательно вносила затраты и сводила баланс с помощью ручки и карандаша. С одной стороны, никаких рисков, что данные будут повреждены или похищены хакерами. С другой – приходится ежемесячно вооружаться калькулятором и тратить немало времени, чтобы не выйти из бюджета. А о том, чтобы оценить соотношение доходов и расходов в реальном времени, и вовсе речи быть не может. Поэтому, если вы только задумываетесь о ведении домашней бухгалтерии, советую сразу же ориентироваться на компьютерный вариант.
Прежде чем углубляться в дебри интерфейсов различных программ и сервисов, попробуйте обычный Excel, установленный практически на любом компьютере. Его главное преимущество – гарантия совместимости файлов. Файлы, созданные в Excel, открываются как в среде Windows, так и в MacOS или Linux. С мобильными устройствами тоже не возникает затруднений. Причем возможности Excel ничем не ограничены – задайте любое количество категорий расходов и доходов, автоматический подсчет суммы, а если необходимо, то используйте сложные формулы и составьте диаграммы. Нужна одновременная работа с файлом для нескольких членов семьи? Нет проблем, к вашим услугам онлайновые сервисы вроде Google Docs или Dropbox. Главное, настроить права и ограничения, чтобы ваши финансовые секреты не оказались доступными любому злоумышленнику из Всемирной паутины.
При всех своих достоинствах Excel подходит далеко не всем. У людей с гуманитарным складом ума безликие таблицы с формулами часто вызывают раздражение. Кроме того, иногда нужна специфическая функциональность вроде мультивалютных счетов, учета остатка на банковских картах, процентной ставки по кредитам и прочего. Настроить все это в Excel непросто даже опытному пользователю, поэтому на помощь приходят специализированные программы. Таких программ создано множество: Family 10, MoneyTracker, МуМоnеу, «Домашняя бухгалтерия», «Домашние финансы» и т. д. Выбрать лучшую – нелегко, для этого следует попробовать и сравнить несколько продуктов в реальных условиях.
Особо отмечу онлайновые сервисы наподобие EasyFinance, «Где мои деньги?», «Дребеденьги», «Четыре конверта». Если вы часто путешествуете или просто имеете доступ в Интернет с разных устройств (к примеру, дома и на работе), есть смысл сделать выбор в пользу таких сервисов. Их основное преимущество в том, что подобные системы доступны из любого уголка мира и с любого компьютера. Данные хранятся на серверах разработчиков, соответственно, вы не можете по ошибке удалить их с компьютера, да и переустановка ОС им тоже не страшна. А при необходимости многие сервисы позволяют загрузить архив данных в виде файла и хранить его на собственном компьютере в качестве резервной копии.
Чем различается софт для ведения домашней бухгалтерии
Базовый функционал большинства программ для домашней бухгалтерии вполне стандартный. Он включает учет доходов и расходов, ведение баланса и ежедневные траты по категориям. При этом каждая программа предлагает свой вариант интерфейса, который, кстати, часто и определяет выбор.
Из бесплатных рекомендую приложение «Домашние финансы», существующее в нескольких версиях. Особенность «Домашних финансов» – применение математических формул благодаря виртуальной цифровой клавиатуре в интерфейсе программы. Можно так же ассоциировать платежи с контрагентами, как в профессиональных программных комплексах вроде 1С. В то же время интерфейс довольно простой и понятный, некоторые кнопки даже представлены в виде иконок. Словом, все предусмотрено таким образом, чтобы работать с приложением было удобно любому пользователю, в том числе не имеющему опыта обращения с Excel и бухгалтерским ПО. Чего стоят, например, отчеты, представленные в виде наглядной диаграммы!
На платной основе распространяется программа «Домашняя бухгалтерия», правда, стоит она недорого. Частная лицензия (на 1 ПК) обойдется в 500 рублей в год. Семейная (2 ПК) – 750 рублей. Решение создавалось с расчетом на семейное применение, поскольку позволяет каждому члену семьи создать собственную учетную запись и вести свой учет. Если задействовано сразу несколько компьютеров, то впоследствии данные синхронизируются через резервный файл. Интересная особенность – автоматическая загрузка курсов валют из Сети. Так, если вы получаете доходы в разных валютах, то система автоматически подставляет актуальный курс на момент платежа. А при переустановке ОС или переносе программы на другой компьютер все данные можно экспортировать в файл формата Excel.
Недорогая и MoneyTracker – 500 рублей на один компьютер. Переносная лицензия (для работы на разных компьютерах с одного внешнего жесткого диска или флешки) – 600 рублей. Здесь основная единица учета – так называемые чеки. Большое внимание уделено финансовым операциям. Скажем, есть возможность расчета кросс-курсов для обмена валют, а также графики их изменения. Функция, безусловно, полезная, но понадобится далеко не каждому. Зато пригодится история изменения стоимости того или иного товара. Вы сразу увидите, в каком магазине продукты дешевле. А отдельный модуль поможет планировать расходы семьи на ближайшее будущее в частности такие регулярные платежи, как квартплата или важные покупки.
Можно ли использовать 1С для ведения семейного бюджета
Комплекс программ компании 1С отлично известен любому финансисту – ведь это классика бухгалтерии и бюджетирования. Тот, кто хорошо знаком с системой, может использовать ее и для учета домашних финансов. Подойдут различные конфигураторы на базе 1С 8.х, а при определенных навыках не трудно разработать и свой собственный. Но предупреждаю: это оптимальный вариант для тех, кому недостаточно функций специализированных программ. Как правило, такие пользователи работают с 1С на работе и предпочитают привычный интерфейс. В качестве готового варианта для домашних финансов подойдет конфигурация «1С: Деньги», которая входит в систему «1С: Предприятие». Здесь ведется учет остатка наличных/безналичных средств, расходы, доходы, данные по обмену валют, кредитам и даже имуществу и ценным бумагам. Можно настроить регулярные платежи. Все это сопровождается распечаткой отчетов и платежных документов, а при необходимости формируется декларация о доходах для налоговой инспекции. Отдельно можно задать финансовые цели, чтобы аккумулировать средства для их реализации.
Чем различаются онлайн-сервисы для учета личных финансов
Вести бухгалтерию онлайн многим покажется более удобным, чем применять традиционные программы для ПК. Пользователь не привязан к конкретному компьютеру и легко получает доступ к своим данным из любой точки мира, с любого компьютера или мобильного устройства, имеющего выход в Интернет.
Как бесплатный, так и платный вариант предлагает сервис «Дребеденьги». Полнофункциональный сервис обойдется в 550 рублей в год. «Дребеденьги» обрадуют многопользовательской работой – можно завести несколько аккаунтов для каждого члена семьи и вести отдельно учет по каждому. При этом итоговые отчеты формируются как по участникам группы, так и в целом. В платной версии доступ к системе осуществляется не только через браузер, но и через клиентскую программу, устанавливаемую на компьютер. Все вносимые в программе данные синхронизируются с сервером. Приятный бонус – возможность вносить отдельные виды данных и получать информацию о платежном балансе по SMS.
Для тех, кто решил накопить денег для той или иной цели, идеально подойдет бесплатный сервис «Четыре конверта». Например, вы студент, которому необходимо осенью оплатить учебу. Система подскажет, сколько нужно времени при текущих доходах для накопления данной суммы, чтобы кардинально не менять привычный стиль жизни. Из преимуществ разработчики отмечают простое и быстрое занесение данных в систему (1–2 минуты) и интеллектуальные подсказки по оптимальному достижению финансовых целей. Схема простая: после внесения в систему доходов каждого члена семьи, периодических платежей и запланированных крупных затрат, пользователь определяет, сколько денег нужно тратить в неделю. Они откладываются в соответствующие «конверты». Остальное накапливается для крупных покупок.
Принцип работы бесплатной системы EasyFinance привычный: заводим счета, добавляем информацию о доходах и расходах семьи по категориям, после чего анализируем финансовую ситуацию. Можно посмотреть суммарные и подробные доходы и расходы, сравнить показатели за разный период и вывести среднее значение. Кроме того, есть календарь-планировщик регулярных платежей. Его задача – напомнить о предстоящих платежах по кредиту, квартплате или аренде. Также удобно автоматически вносить постоянные доходы – депозитные выплаты, зарплата и т. д. Из интеллектуальных функций отмечу бюджетирование. Система помогает распределить доходы по статьям затрат и создать оптимальный баланс между доходами и расходами.
Как обезопасить домашнюю финансовую информацию
Доверяя финансовую информацию компьютеру, нужно осознавать риски, с которыми предстоит столкнуться. Во-первых, советую регулярно делать резервные копии файла или рабочей программы и хранить их на независимом носителе – флеш-накопителе или внешнем жестком диске. Во-вторых, установите хороший антивирус. Это обезопасит данные, хранящиеся на жестком диске от возможной кражи. Среди таких данных – файлы Excel и рабочие файлы специализированного ПО для домашней бухгалтерии.
Независимо от того, работаете ли вы на домашнем или офисном компьютере, установите надежный пароль доступа к программе или файлу. Не стоит использовать в названиях файлов и папок фразы «Бюджет», «Домашняя бухгалтерия» или «Накопить на квартиру». Лучше называть файл так, чтобы он не привлек внимание тех, к кому может случайно попасть в руки ваш жесткий диск или ноутбук. Ничего не обещающие названия вроде «Библиография» или «Английская проза ХIХ века» могут напрочь отбить у хакеров всякие желание подбирать пароль к такому файлу.
С онлайновыми сервисами проще, поскольку вся ответственность за сохранность данных лежит на владельце сервера. Это не избавит вас от установки антивируса (иначе злоумышленники могут похитить пароль), но главное правило работы с такими сервисами – никогда не использовать реальных данных, имен, фамилий и банковских счетов. Не раз случались ситуации, когда вся база пользователей того или иного сервиса оказывалась в общем доступе по вине хакеров или злому умыслу обиженного сотрудника. И хотя системы безопасности постоянно совершенствуются, нужно быть готовым к такому повороту событий.
Напоследок
В завершение хочу дать совет: не стоит думать, что исправно подсчитывая все расходы и доходы, вы решите существующие финансовые проблемы и быстро накопите нужную сумму на автомобиль или жилье, о котором мечтаете. Программы и сервисы для домашней бухгалтерии – это всего лишь инструмент для анализа и контроля. Только от вас зависит, как им воспользоваться. В моем случае файл в формате Excel вот уже несколько лет помогает анализировать источники прибыли, прогнозировать доходы и расходы, а также избегать спонтанных и бесконтрольных трат. Но помните, что с экономией тоже нельзя переусердствовать. Например, лишая себя таких маленьких стимулов, как кинотеатры, рестораны и прочие развлечения, вы рискуете потерять и мотивацию больше зарабатывать. В финансах, как и в жизни, все хорошо в меру.
Опубликовано 22.03.2012