Семя цифры. Киберпанк

Семя цифры. Киберпанк
Вкрадчиво и неторопливо, по меркам человеческой жизни или бытия компьютерного процессора, мгновенно по историческим меркам, Интернет пропитал собой жизнь и судьбы обычных людей
От великого порыва зародилось Единое,
Покрытое пустотою.
Ригведа

Вначале было слово. Оно породило письменность, распространило по миру грамотность, по прошествии должного срока произведшую на свет Интернет. Роды оказались библейского масштаба, ну, или ведического, в индийском цивилизационном измерении.

Для начала-то Сети, или, уменьшительно, Net пришлось прикинуться посредницей в обмене научными идеями яйцеголовых умников, а то эти ребята ее мигом захлопнули бы сгоряча, как в свое время ящик Пандоры. Она, не будь дура, сразу постаралась понравиться государственным людям, военным. Я, мол, просто ARPANet, девушка скромная, служилая, к разным штукам годная, легко обучаемая…

Вот недавно один из родовспомогателей если не самой Net, то имени ее телесной оболочки «Виртуальная Реальность» (в уменьшительно-киберпанковой опции — Virt, «вирт»), Джарон Ланье книгу написал, толстую. Человек, мол, не гаджет Единого (супермозга, мирового разума, махата, дао, дэ — нравящееся подчеркнуть), воплощенного ныне в Net. Он, дескать, совершенно самостоятельное создание, способное цифровыми штучками-дрючками управлять. Как вы полагаете, кабы сам Ланье в этом не сомневался, разве осилил бы написать двухсотстраничный манифест? Провозглашает: люди, мол, важнее всяких цифирек, и им же придуманный цифровой маоизм — насквозь ложное учение. Право, интересно даже, какие фантазмы ему пригрезились.

Человекобайт

Биты информации становятся живыми,
А люди – фрагментами информации,
исчезающими во времени (1).

Вкрадчиво и неторопливо, по меркам человеческой жизни или бытия компьютерного процессора, мгновенно по историческим меркам, Интернет пропитал собой жизнь и судьбы обычных людей. Формировавшиеся в Net кластеры психики быстро почувствовали, что лучшим строительным материалом их органического расширения станут простые люди с их глупостью и грехами, и как раз они-то в первую очередь. Порно, насилие, зависимость сродни наркотической… Они не брезговали ничем в стремлении к популярности, подпитывающей бурный рост числа материальных носителей-клеток разрастающегося организма. Набрав первоначальную массу консьюмериата, Net принялась прихорашиваться, придавая изящество и стройность новым иерархическим структурам человеческих сообществ. До поры до времени их слабая корреляция с графами отношений реального мира — финансовыми, личными, политическими — никого не беспокоила... Походя, она малость подогнала под себя неладно скроенные мозги собственных нейронов-пользователей. Увеличивать число элементов на одной подложке, как в случае кремниевых чипов, биологическая конструкция не позволяет. Пришлось, мало-помалу изменяя функционал, улучшать свойственный человеческому мозгу потенциал распознавания зрительных образов, совершенствовать работу его видеокарты — префронтального кортекса (2). Способность к сосредоточенности и логическому мышлению индивида стала избыточной и была изрядно сокращена за ненадобностью. Недолгое и негромкое ворчание, прошумевшее по этому поводу в многочисленных ветвях раскидистого дерева дискуссий (3), осталось уделом морально устаревающих и приходящих в негодность интеллектуалов. Чувствительность необходима для выживания (4), а мышление индивидов… Вот вам, к примеру, важны микро мысли отдельного нейрона? Нет? Можно пожертвовать? Именно так Net и поступает.

Финансы

Деньги есть форма информации — древнейшая форма.

К обустройству жизненно важных функций Net старалась привлекать лучшие доступные активы. Иногда по малолетству перебарщивая, как например, в финансовой сфере, где она доигралась до кризиса, вызванного гипертрофией виртуальных финансов в ущерб реальным.

Нобелевский лауреат в области экономики Пол Кругман отважился слегка ее покритиковать: «…в настоящее время нет оснований полагать, что умничанье в финансовой сфере приносит пользу обществу… Пока вы не можете найти реальных примеров эффективных инноваций в нерегулируемом финансовом секторе (банкоматы не в счет), факты говорят о том, что привлеченные в эту отрасль талантливые люди потратили время на придумывание искусных способов умножать риски и неправильно использовать капитал» (5).

Сказалась, конечно, и неопытность Net в моделировании человеческого мышления и использовании методик нечеткой логики, пренебрежение законами реального мира. Введенное ею в оборот, ставшее привычным жульничество с подменой в человеческом восприятии принадлежащей Virt’y степени уверенности экспертного заключения вероятностью, то есть оценкой возможности событий реального мира, вызвало к жизни совершенно оторванные от действительности формулы оценки банковских рисков. Для солидности методы оценок разрабатывались теми самыми, не пошедшими в физику или химию, талантливыми высокооплачиваемыми специалистами, о судьбе которых печалится П. Кругман, и утверждались специальным комитетом G10 в насквозь банкирском швейцарском Базеле.
Теневая банковская система, Shadow Banking (6), включающая инвестбанки и еще множество слабо регулируемых государствами структур, без участия Net просто не могла бы в 2000 г. появиться на свет и, соответственно, обвалить в 2007 г. финансовый рынок. Хедж-фонды, действующие как гуглоподобные поисковые машины, нацеленные на вынюхивание денег, сыграли одну из первых ролей в формировании облика этого кризиса.

И на десерт финансовых размышлений — цитата из Дж. Ланье: «Вкладывать деньги в экономику цивилизованного мира через рекламу, как это происходит в Интернете, — все равно что принимать пищу через трубку, идущую из ануса в рот»...

Роботы-убийцы

В последнее десятилетие мы дали информации
больше прав, нежели людям.

Привычная издревле мораль растворяется в Virt’е. Видеоигры нарушают заповедь «не убий», поначалу в виртуальном пространстве, а затем упрощают физическое убийство в «игровом» варианте. Я отнюдь не имею в виду придуманные кем-то сюжеты в стиле фильма «На игре». Современные, родом из Virt'а, тренажеры последовательно подготавливают летчика или ракетчика к убийству, размывая границу восприятия действительности.

Пригрезившаяся шестьдесят лет назад Р. Шекли «страж-птица» — летающий робот-убийца — сегодня выполняет свою миссию в небе Афганистана и Пакистана.

Приглашение на казнь пока подготавливают, конечно, люди, сотрудники американских спецслужб. Они определяют, что, скажем, Анвар аль Авлаки (7)  или Сафиулла Хаккани (8)  — враг всего живого, передового и прогрессивного, включают его фамилию в расстрельный список (9). Затем передают его фото оператору, управляющему по спутниковой связи беспилотным самолетом Predator/Reaper, вооруженным умными ракетами. Для списанного по здоровью летчика, находящегося у пульта управления системы за тысячи километров от места действия, идентификация Анвара по фотографии и его расстрел ракетами — полный эквивалент компьютерной игры, содержательно от нее неотличимый.
Это именно расстрел, сопротивляться «мятежник» не может, он обречен. Подобная процедура так же отличается от войны, как убийство электротоком на бойне от корриды. Причем, осуждение на смерть происходит без всякой напоминающей суд процедуры, даже без пресловутых сталинских или маоцзедуновских расстрельных «троек». Не вызывает сомнений, что подобным способом может происходить и происходит сведение счетов между враждующими друг с другом афганскими кланами.

Территория Пакистана, где не ведется война, как раз и понадобилась Net в качестве тестовой зоны, подготавливающей предпосылки распространения смертоносной жатвы (Reaper переводится как «жатка») на другие страны, в перспективе и на США (Авлаки американский гражданин) — в ситуации чрезвычайного положения.

Разумеется, Net будет развивать подобные системы в направлении, угаданном Р. Шекли, — повышение автономности (10) вплоть до полного исключения людей-операторов из процесса уничтожения вредных или ненужных индивидов, сохранив, в присущем ей стиле, централизованное управление роботами-убийцами и создавая руками и мозгами воспитанных ею инженеров новых, летающих, ездящих, подкрадывающихся и ползающих робокиллеров. Уже создаются летающие концепты, способные выполнять свои смертоносные миссии без участия человека.

Политика

Подгузники и политиков следует менять почаще
 и по одной и той же причине.

Естественная форма существования Net оказалась как нельзя лучше подходящей для организации политической деятельности в человеческих сообществах. Собственно, она почти никогда не представляла собой так не нравящийся Дж. Ланье или Н. Карру улей, ее структура быстро приняла форму множества разноцветных переплетающихся древовидных или близких к ним графов, отображающих разнообразие и многоплановость виртуальных человеческих отношений. Отношение старшинства в Virt’е основано на способности индивидов привлекать и удерживать внимание, на которой обустраивается новая экономика и основывается сетевой авторитет. Net по достоинству наделяет своих сподвижников властью в сети, Netократией (11).

В политике, как сказал известнейший политолог С. Хантингтон (12), «проблема состоит не в том, чтобы проводить выборы, а в том, чтобы создавать организацию». Как и восхваляемый им В. Ленин, он полагал основой организации общества политические партии, зарегистрированные или нет, а в сегодняшней ситуации можно добавить — действующие в реальном или в виртуальном пространстве. Арабские Facebook/Twitter революции текущего года тому подтверждение. При слабости Net в регионе, как в Ливии с ее 5%-ным охватом Интернетом населения богатой страны, возникает эффект закупорки информационных сосудов, ведущий к микроинсульту вооруженного восстания с непременными кровавыми гематомами. В Египте революционная партия, обвалившая действовавшую власть, формировалась вокруг созданного во славу мученика режима Мубарака сайта We are all Khaled Said.

В нашей стране, в частности, идет процесс формирования политической партии вокруг блога А. Навального. Для Net создание политических партий — всего лишь один из способов распространения власти через Netократию на реальный мир, превращение его в удобную для себя среду обитания.

Облака

Главное же, что если кто-то владеет ключевым узлом
сети, через который проходит информация каждого,
это – очень сильная позиция…
Все равно как владеть чьей-то кровью.

Стимулируя собственный рост и развитие, Net поощряет своих адептов властью и, разумеется, деньгами. Создавая в массовых масштабах «облака», американские владельцы их инфраструктуры получают в перспективе примерно такую же власть в глобальном социальном организме, какой обладает человеческий мозг в отношении тела.

По малолетству Net вполне способна использовать эту власть неразумно, в погоне за собственным удовольствием иссушая или уничтожая не просто пригодные, а жизненно важные органы, как поступает рвущаяся к безграничной радости психика алкоголика или наркомана. Заключительная «ломка» в таком случае будет выглядеть впечатляюще, и финансовый кризис 2007–2010 гг. будет вспоминаться легким насморком на выходе из райского сада.

Можно визуально представить Net антропоморфной конструкцией, с мозгом, расположенным в США, руками — в Китае, легкими — в России и Бразилии, и т.п. Это все еще может показаться забавным в цивилизации человека, теряющего статус венца творения.

***
Коллективы могут быть столь же глупы, как и индивиды,
а в подлинно серьезных делах они глупее.

По мере технологического развития, роботизации производства реального продукта и услуг, все большее значение в процессе человеческой жизни приобретает виртуальная, по форме научная, конструкторская и — шире — инженерная деятельность, творчество культуры, ускоренно перемещающиеся в виртуальное пространство.

Кем будут люди в формирующемся новом мире? Консьюмериатом, пиплом, который хавает? Креаторами? Netократами? Интересное выдалось время. Прорастание семени Net в плоти человечества.

(1) Здесь и далее в качестве эпиграфов используются цитаты из You Are Not a Gadget: A Manifesto. J. Lanier. 2010.
(2) Against Attention. J. Lehrer.  Wired 21.02.11.
(3) Yes, Virginia, there is attentiveness. N. Karr. 29.11.10.
(4) Growing Up Digital, Wired for Distraction. M. Richtel. NYT 21.11.10.
(5) Бэнкинг, основанный на креативности. П. Кругман. НГ. 02.01.10.
(6) Out of the Shadows. P. Krugman. NYT. 18.06.09.
(7) Anwar al-Awlaki, أنور العولقي‎ Anwar al-‘Awlaqī. Wiki, Eng
(8) Senior al Qaeda and Taliban leaders killed in US airstrikes in Pakistan. 2004 – 2011 Long War Journal.
(9) Targeted killing. Wiki, Eng.
(10) UCAV — the next generation superiority fighter? W. K. Lewis. Air University, Maxwell AFB, Alabama.
(11) Netократия. А.Бард, Я. Зодерквист. 2004.
(12) Политический порядок в изменяющихся обществах. С. Хантингтон. 1968.


Опубликовано 01.05.2011