Цифровизация в России — новое или хорошо забытое старое?

Цифровизация в России —  новое или хорошо забытое старое?
Что касаются прорывов, то они могут происходить либо в новых отраслях – например, в энергетике, либо в отраслях, где цифровизация была традиционно высокой – при замене устаревшего оборудования на принципиально новое

Сегодня много говорят о цифровизации. Для большинства людей и компаний это модный термин или новое явление, за которым пока еще мало что стоит.

Однако цифровизация, по сути, явление не новое. Оно означает внедрение информационных технологий во все сферы жизни. В нашей стране она идет уже лет двадцать — с конца девяностых. Но если сначала цифровизация касалась просто создания компьютерной инфраструктуры на предприятиях, распространения персональных компьютеров по домашним хозяйствам и называлась информатизацией, то сейчас она всё в большей степени она касается сфер промышленности. И любых других сфер, в которых технологии могут повысить эффективность работы сотрудников или имеющегося оборудования, ускорить обработку данных, дать топ-менеджерам и руководителям опору на объективные данные при принятии управленческих решений. Единственное отличие новой цифровизации от информатизации в том, что первая — намного масштабнее, чем в девяностых. Сейчас при помощи цифровизации, в основном, пытаются повысить производительность предприятий, снизить издержки, упростить контроль, повысить безопасность, решить другие сложные и актуальные задачи.

Главный смысл нынешней цифровизации в том, что информационные технологии стали действительно глубоко проникать во все сферы промышленности. Это дает России еще один шанс вырваться вперед. Такой скачок уже был в 90-е, когда страна только начала информатизацию. По этой причине, например, доля информатизации банковского сектора у нас гораздо выше, чем в Европе, где ей стали заниматься за 10-15 лет до России. Так, во многих швейцарских банках до сих пор используют 286-е компьютеры и выписывают счета от руки.

Почему это произошло? Потому что в свое время Европа провела информатизацию, вложила большие средства в новые технологии, а менять уже привычные средства сложно, дорого, требует переобучения персонала и т.д. Поэтому многие банки до сих пор пользуются старым. Сейчас многие банковские системы в России тоже морально устарели, но наши кредитные учреждения (особенно небольшие) продолжают по привычке ими пользоваться.

Что касаются прорывов, то они могут происходить либо в новых отраслях – например, в энергетике, либо в отраслях, где цифровизация была традиционно высокой – при замене устаревшего оборудования на принципиально новое.

При этом занимаясь цифровизацией надо помнить о том, что все современные технологии управляются удаленно. И чем дальше, тем сильнее эта тенденция удалённого управления будет нарастать. Причина, как всегда, удобство — удалённое обслуживание, возможность быстрого обновления и корректировки системы без выезда на место, а также сбор с пользователя его данных, которые можно использовать для себя – например, продать. Что это значит? Что тот, кто создает технологию — ей и владеет. И может в любой момент её отключить, изменить, заставить работать по–другому.

Если предположить, что многие поставщики современных технологий – иностранные предприятия, то становится понятно, что риски остановки «своего детища» или риски кражи данных возрастают многократно. Введение санкций нам это хорошо продемонстрировало. Так, в марте 2014 международные платежные системы Visa и Mastercard без предупреждения перестали проводить платежные операции для клиентов банка «Россия». Власти США наложили санкции на банк в ответ на присоединение Крыма к нашей стране. Это означало блокировку всех активов банка и запрет на осуществление всех операций по любым зарубежным счетам. Еще пример — прекращение работы лицензий Microsoft и Oracle на территории Крыма. И таких примеров немало. Получается, что к цифровизации надо подходить аккуратно, чтобы не превратить страну в «цифровую колонию». В такой ситуации российская цифровая экономика как-то разовьется, но будет принадлежать уже не нам, а странам-поставщикам технологий.

Очевидное решение в том, что начинать заниматься цифровизацией крупным промышленным и коммерческим предприятиям лучше всего на отечественных платформах. Если это по какой-то причине невозможно, то надо проводить анализ импортных систем, по возможности, удаляя функции удалённого управления. Иной подход – это покупка иностранной технологии «на корню». Вместе с исходными кодами, архитектурой и прочим. Как, например, покупка «Ростелекомом» Sailfish OS (ныне — «Авроры») — операционной системы для мобильных устройств.

У России много собственных хороших ИТ-решений, которые, кстати, можно использовать не только внутри страны, но и предлагать нашим партнерам в страны африканского континента, ЮВАО, Ближнего Востока. Поскольку России нет идеи обязательного глобального доминирования, наше экспортное предложение может стать действительно уникальным на мировом рынке.

Президент ГК InfoWatch Наталья Касперская

Опубликовано 24.12.2019

Похожие статьи