Вспоминаем 5 лучших практик борьбы с вирусами-вымогателями

01.10.2021Автор
Вспоминаем 5 лучших практик борьбы с вирусами-вымогателями
К Европейскому месяцу кибербезопасности, который начинается с 1 октября, Национальный институт стандартов и технологий (NIST) опубликовал официальный сборник лучших отраслевых практик в области защиты данных и обеспечения непрерывности бизнеса.

Компания Veeam напомнила, что Европейский месяц кибербезопасности — отличная возможность для организаций получить нужную информацию об эффективных способах защиты от атак вирусов-вымогателей и обменяться опытом с коллегами. За первое полугодие 2021 года охват атак вирусов-вымогателей по всему миру вырос на 151 %. Вот пять шагов, о которых не стоит забывать:

Выявление

определение того, какие среды и части инфраструктуры могут быть затронуты возможными атаками; выявление связанных с этим рисков и анализ ситуации в контексте коммерческих целей бизнеса.

  • «Человеческий файервол» — зондирование. Защитить организацию только с помощью технологий не получится. Каждый должен иметь представление о рисках в сфере безопасности и понимать, как информировать о потенциальных инцидентах. Необходимо повышать осведомленность сотрудников и регулярно проверять их, имитируя фишинговые атаки.

  • Планирование обеспечения непрерывности бизнеса. Следует предусмотреть процессы, критически важные для обеспечения непрерывности бизнеса, такие как: взаимодействие сотрудников и действия в случае сбоев и возможных нарушений. Этот план необходимо хранить в строго определенном месте, где гарантируется его неизменность и доступность 24/7.

  • Учет цифровых активов. Необходимо определить и отметить активы и ресурсы, критически важные для функционирования организации, чтобы иметь возможность их идентифицировать и эффективно защищать.

Защита

разработка и внедрение необходимых механизмов защиты, обеспечивающих работоспособность критически важных частей инфраструктуры, проактивно обеспечивающих возможность минимизировать или локализовать последствия кибератак.

  • Обучение «человеческого файервола». Обучение персонала вопросам кибербезопасности — один из эффективных способ повысить уровень защиты организации. Проводите его непрерывно: сотрудники, независимо от должностей и сферы работы, должны получать обновленную информацию и проходить инструктажи по мере возникновения угроз.

  • Инвестиции в цифровую гигиену. Необходимо сделать все возможное, чтобы затруднить злоумышленникам процесс «заражения» организации. Например, генерировать уникальные пароли и регулярно их обновлять, использовать многофакторную аутентификацию, очищать сеть от неиспользуемых устройств и приложений.

  • Правило «3-2-1-1-0». Вы должны хранить не менее трех копий всех имеющихся у вас важных данных. Следует хранить резервные копии ваших данных на носителях двух разных типов и еще одну копию реплицировать в удаленном хранилище. Дополнительной защиты можно добиться с помощью шифрования и использования инфраструктуры, изначально спроектированной с упором на безопасность.

Обнаружение

своевременное обнаружение событий в сфере кибербезопасности. Это важнейший этап создания надежной киберстратегии. Чем быстрее событие обнаружено, тем скорее можно принять меры для минимизации его последствий.

  • Настройка систем обнаружения. Самый большой риск заключается в быстром распространении вируса между системами, поэтому возможность видеть действия потенциального вымогателя в системе — ключ к успеху. Необходимо настроить своевременные уведомления, обеспечивающие защиту от вирусов, вредоносного ПО и вирусов-вымогателей.

  • Настройка виртуальных ловушек. Неиспользуемая учетная запись администратора, попытка доступа к которой вызывает немедленное срабатывание тревоги, позволят легко выявить вредоносную активность.

Реагирование

выработка подходов к минимизации последствий инцидентов в сфере кибербезопасности. Это позволяет обеспечивать принятие надлежащих действий.

  • Создание плана реагирования на инциденты. Необходимо проработать процедуры по выявлению инцидентов в сфере безопасности, информированию ответственных специалистов, устранению и ликвидации последствий таких инцидентов, чтобы сотрудники знали, как им действовать при их возникновении.

  • Спокойствие и ответственность. Никогда не обвиняйте ИТ-отдел или сотрудников в инциденте. Это не помогает реагировать на него, а только повышает уровень стресса и нервозности. Сохраняйте спокойствие и нужных людей, чтобы как можно быстрее активировать план реагирования на инциденты.

Восстановление

не все кибератаки удается отразить, поэтому необходимо иметь рабочую стратегию восстановления для ситуаций, когда киберзащита была пробита.

  • Разработка стратегии восстановления. Определите порядок приоритетных действий при восстановлении. Создайте резервные копии данных и убедитесь, что злоумышленник не может получить к ним доступ.

  • Создание системы восстановления. При создании системы резервного копирования необходимо ориентироваться на ее производительность, а не только концентрироваться на времени, которое займет резервное копирование. Определите оптимальные требования SLA с точки зрения целевой точки восстановления и целевого времени восстановления из резервной копии.

Как отметил Рик Вановер, старший директор по стратегии развития продуктов Veeam, война с вирусами-вымогателями — это наша реальность, и каждый должен быть готов отразить атаку на свои данные. Хорошая новость состоит в том, что если вы подготовились заранее, вы можете разработать надежную схему действий на случай сбоев и нарушения нормальной работы.

Кибербезопасность — это не только планирование, но и внедрение культуры, когда все сотрудники осведомлены о своей роли в защите критических данных и систем и неукоснительно следуют правилам цифровой гигиены.

Эдвин Вейждема, глобальный технолог Veeam, добавил, что в борьбе с вирусами-вымогателями единственный возможный вариант — это восстановление данных. Не платите выкуп. Но не забывайте и про обучение сотрудников, а также внедрение мер по устранению угроз.

Похожие статьи