Век кибербезопасности: как защититься от хакеров в сети

Век кибербезопасности: как защититься от хакеров в сети
Сегодня кибербезопасность стала одной из наиболее актуальных проблем в мире информационных технологий. В 2022 году многие российские компании подверглись атакам хакеров. Как бизнес борется с киберугрозами?

В 2022 году геополитическая напряженность выступила триггером для всплеска активности со стороны хакеров - количество кибератак на Россию увеличилось на 80%. Конечно, такой объем атак получил огласку в СМИ и, как следствие, вызвал волнения среди людей. Но важно понимать, что с момента появления первых хакеров, кибератаки совершаются регулярно на различные организации, поэтому для мира IT ничего экстраординарного не произошло.

В основном атаки на коммерческие организации направлены на отказ в обслуживании (DDoS). Хакеры используют ботнет (сеть зараженных устройств), чтобы создать большой поток трафика на определенный сервер, перегрузить его и сделать неработоспособным. Как итог – пользователи не могут получить доступ к сервисам, а компании терпят репутационный ущерб и несут дополнительные затраты на восстановление работы.

Как защититься от DDoS-атак?

Полностью их предотвратить не всегда возможно. Это связано с самим устройством интернета и особенностью атак. Злоумышленники используют децентрализованную систему устройств по всему миру, причем владельцы компьютеров даже не подозревают, что их устройства используются для проведения DDoS-атак.

Однако ряд мер помогут увеличить защищенность ваших сервисов и снизить негативные последствия:

Программные решения

Многие иностранные защитные средства на периметре сети, такие как брандмауэры, IPS (Intrusion Prevention System) и WAF (Web Application Firewall) сейчас недоступны в стране. Несмотря на это, область информационной безопасности активно развивается в России, а некоторые российские поставщики постепенно закрепляются на мировом рынке. Среди доступных сервисов-лидеров от DDoS-атак: Qrator, Kaspersky DDoS Prevention, DDoS-Guard. Данные системы помогают выявлять и блокировать вредоносный трафик.

Пользуйтесь облачными сервисами. Их провайдеры часто имеют  значительно большую пропускную способность и более мощные средства защиты от DDoS-атак. Для защиты почтовых серверов компании могут перейти на облачные сервисы, так как в некоторых случаях разворачивать собственное почтовое решение не имеет смысла. Зачем вкладывать деньги в решения, аналогичные по мощности тому, что уже предоставляют крупные провайдеры, например, Google или Mail.ru.

Мониторинг трафика

Каждой компании необходима система круглосуточного мониторинга трафика, которая помогает отслеживать всплески активности и аномальные запросы. Чем быстрее вы сможете выявить попытку вторжения, тем раньше отреагируете на нее и получите меньший ущерб. Например, если вы видите резкое увеличение трафика из страны, которая не является вашим основным потребителем, то можно временно ограничить доступ по геопозиции пользователя.

Это могут быть готовые решения, которые вовремя сигнализируют об атаках, или примитивные метрики, доступные даже небольшим компаниям. К примеру мониторинг сетевой активности на локальных или удаленных коммутаторах или же мониторинг нагрузки на сервера (объем скачиваний данных с серверов). Безусловно, нужно заранее предусмотреть план действий в кризисных ситуаций, однако универсального решения нет, поскольку полностью предугадать характер атаки невозможно. Существуют стандартные и типизированные виды нежелательной активности, от которых может быть предусмотрена определенная защита. Также есть кастомные атаки, которые создаются с учетом уязвимости инфраструктуры компании. С ними уже сложнее.

Анализируйте каждую атаку

Прежде всего важно понять, что нельзя создать абсолютно защищенную систему. Любая система, которая работает, является уязвимой, поэтому важно последовательно и постоянно совершенствовать защиту. Это бесконечный процесс, который требует постоянных улучшений и мелких корректировок.

Информационная безопасность – это не действие, это непрерывный процесс. Необходимо, чтобы готовые планы и инструкции реагирования на киберугрозы все время дополнялись на основе анализа прошлого опыта как в компании, так и во всем цифровом сообществе. После разбора необходимо понять, что нужно улучшить, сформировать и принять определенные меры для того, чтобы избежать подобные случаи в будущем. На основании полученной информации вы сможете определять и блокировать IP-адреса злоумышленников, чтобы снизить объем трафика.

Кибербезопасность является важной проблемой в мире информационных технологий, которая требует постоянного внимания и совершенствования защитных мер. Бизнес должен понимать, что не существует абсолютно защищенных систем, и продолжать работать над улучшением своей безопасности.

Для небольших компаний создание собственных отделов и систем по борьбе с хакерскими атаками может быть слишком дорогим. В таких случаях эффективнее и дешевле будет обратиться к профессионалам. (Сейчас в России достаточно большой выбор компаний и сервисов, которые предоставляют услуги кибербезопасности). Важно выбрать того поставщика киберуслуг, который будет лучше всего соответствовать вашим запросам и потребностям. При выборе нужно обращать внимание на специфику подрядчика, что в принципе компания планирует защищать и какие у нее ресурсы. Для среднего или малого бизнеса зачастую будет достаточно тех решений, которые можно получить в облаке, например Selectel, Яндекс или Mail.ru. Если речь идет о технологической компании, в которой десятки серверов разбросаны в разных data-центрах, решение будет совершенно иным. Все зависит от распределенности инфраструктуры компании и задач, которые стоят перед ней.

Опубликовано 10.05.2023

Похожие статьи