IT ManagerИТ в госсектореНовости госсектора

Экспертиза документа. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

Борис Славин, Юрий Шойдин, Марина Аншина | 18.07.2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Экспертиза документа.  Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

27 июля 2017 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев утвердил Программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – Программа). Поскольку для ИТ-рынка подобный документ является знаковым, его пристально изучали не только государственные служащие, но и все ИТ-сообщество в целом.

К сожалению, надо признать, что документ получился достаточно сложным в чтении и понимании. По решению правления СоДИТ группа экспертов, имеющих значительный опыт в проведении экспертиз государственных документов, постаралась выявить основные неточности данной Программы и дать свои рекомендации по ее улучшению.

С точки зрения экспертов СоДИТ, ценность экспертизы государственных документов состоит не в их критике, а в конструктивном подходе и желании оказать содействие в разработке качественных и системных документов. Ниже приведем основные моменты этой экспертизы.

Цель проведения экспертизы

Российский союз ИТ-директоров, как общественная и экспертная организация, одну из своих основных задач видит в продвижении и популяризации государственных документов в области информационных технологий. В соответствии с этой задачей целью проведения экспертизы стала подготовка рекомендаций по улучшению и конкретизации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Конечно, надеяться на то, что в уже утвержденный документ будут внесены изменения не стоит, но учесть данные рекомендации при разработке последующих документов Программы несомненно можно и нужно. Эксперты СоДИТ готовы предложить посильную помощь как в разработке, так и в гармонизации последующих документов Программы.

Термин «экспертиза» носит как минимум напряженный характер. Связано это с тем, что экспертиза направлена на выявление каких-либо отклонений или несоответствий. В данном случае эксперты не ставили своей задачей только выявление возможных неточностей документа, а постарались дать конкретные рекомендации по его улучшению.

Участники экспертизы

Участие в экспертизе, как правило, является добровольным актом и ограничивается только уровнем эксперта и наличием у него опыта и компетенций в конкретной области. В экспертной группе данного документа работали эксперты с солидным опытом не только экспертной деятельности, но и деятельности, связанной с разработкой ИТ-стандартов и управлению ИТ в крупных компаниях.

Методика проведения экспертизы

При проведении экспертизы экспертная группа исходила из понимания термина «программа» как набора связанных мероприятий, приводящих к определенному результату и имеющих централизованное управление.

Также к понятию «программа» близким является термин «программа проектов», определенный̆ в ГОСТ Р 54871-2011, если под проектом понимается конкретное мероприятие. «Программа проектов» – это ряд связанных между собой проектов (мероприятий), управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности.

Соответственно, экспертиза данного документа подразумевала его анализ на предмет целостности, полноты, структурированности, логичности, а также анализ на соответствие целей̆, задач, мероприятий и показателей̆, описанных в документе.

Общие рекомендации

Для удобства систематизации рекомендации, приведенные в экспертизе, разделены на несколько разделов: логичность, системность и технологичность.

ЛОГИЧНОСТЬ

В любом документе важным моментом является то, насколько документ понятен, то есть построен логично и дает терминологическую базу. Ниже приведены замечания и рекомендации по данному разделу:

     

  • документ не имеет сведенного содержания (оглавления), что существенно затрудняет определение его структуры и подчиненности разделов. При этом сам документ имеет сложную и не вполне очевидную логическую структуру;

  • в документе отсутствует словарь терминов, или глоссарий, что существенно затрудняет понимание некоторых разделов документа;

  • отсылка к документам стратегического планирования, законодательным актам и иным нормативно-правовым актам носит весьма общий̆ характер, то есть не всегда можно сопоставить смысл ссылки с конкретным разделом документа, на который эта ссылка сделана. По тексту документа желательно указывать более точно ссылочный материал или объяснить смысл ссылки;

  • при описании целей̆ Программы авторы документа сразу перешли к описанию мероприятий и показателей, упустив промежуточный раздел описания задач, что повлекло за собой разрыв логики. Предлагается простроить типовую логическую последовательность: цель-> задачи-> показатели-> мероприятия.

СИСТЕМНОСТЬ

Оценивая системность настоящего документа, эксперты сделали вывод, что все системное в Программе сосредоточено в нескольких абзацах. Это описание трех уровней̆ управления, перечень сквозных технологий и описание пяти базовых направлений. Замечания к этому разделу следующие:

  • в документе присутствуют разные комплексные понятия, такие как «цель Программы», «цель направления», «цель задачи», и прочие. Такое разнообразие не делает документ понятным, поэтому желательно указанные понятия привести в соответствие с общими правилами декомпозиции: цель -> задача -> мероприятие;

  • существенным моментом является отсутствие прослеживаемости (трассируемости) структуры декомпозиции от основной̆ цели Программы через цели направлений на задачи, показатели и мероприятия, что, конечно, не дает уверенности в возможности достижении целей̆ Программы. В общей̆ парадигме декомпозиции цели на отдельные задачи считается, что выполнение выделенных задач должно однозначно гарантировать достижение самой̆ цели. Чтобы добиться системности всего документа, необходимо приведенную выше логику взять за основу и связать с ней̆ цели и задачи Программы;

  • в документе декларируется то, что Программа учитывает и комплексно дополняет цели национальной технологической инициативы (НТИ), но абсолютно не раскрыто, как это делается. Также можно сказать, что декларативно объявлены и уровни управления, но не определено, как они будут реализованы. Без этих пояснений документ выглядит не законченным и несистемным;

  • одним из заявленных результатов Программы является создание не менее 10 национальных компаний лидеров. При этом абсолютно непонятно за счет и в результате чего будут созданы подобные компании. Также не указано, каким образом осуществляется связь (если она есть) с уже имеющимися программами национальных чемпионов НТИ, ТЕХУСПЕХ (рейтинг инновационных компаний) и прочими. Эта информация могла бы существенно повысить качество документа и показать связанность документа с имеющимися инициативами;

  • в документе приведено большое количество показателей, которые при отсутствии видимой связи с задачами создают ощущение оторванности от целей Программы. Фактически понять смысл замеряемого показателя и его влияние на цели сложно.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

По мнению экспертов, технологический̆ аспект в Программе также представлен весьма поверхностно, а перечень технологий дан слишком общо. Например, «большие данные» – это не конкретная технология, а целое направление, как и «искусственный̆ интеллект». Причем ряд международных экспертов, в частности Гартнер, уже не относят «большие данные» к новым технологиям, поскольку на смену им пришла предиктивная аналитика.

Необходимо отметить, что в документе «предусматривается изменение перечня таких технологий по мере появления и развития новых технологий», однако не определены методы и способы их отбора, не описан механизм включения их в Программу и связанные с этим изменения показателей и мероприятий. Включение в документ указанных механизмов может существенно повысить его ценность.

Последним моментом, на который хочется обратить внимание, является то, что в документе присутствуют задачи и мероприятия, связанные с внедрением программ прошлых периодов (электронные услуги, электронное взаимодействие и другие), причем смысл дублирования этих мероприятий не ясен. Было бы уместно при проектировании мероприятий Программы опираться на уже полученные результаты прошлых программ и исключить их дублирование.

Результаты экспертизы

Несмотря на замечания, в документе есть много положительных моментов, например, в нем приведена структура архитектуры цифровой̆ экономики (ЦЭ), состоящая из трех слоев: рынки и отрасли экономики, платформы и технологии, а также среда, создающая условия для развития платформ и технологий. Проектирование этой структуры является одним из важнейших моментов Программы. Эксперты уверены, что те положительные и важные моменты, нашедшие отражение в Программе, будут поняты внимательным читателем.

Подготовленная экспертиза с сопроводительным письмом была направлена в Министерство экономического развития РФ и Министерство массовых коммуникаций и связи, в Правительство Санкт-Петербурга, а также другим заинтересованным лицам и органам. Те, кому интересен полный текст экспертизы, могут познакомиться с ним на сайте www.expinet.ru

Выводы

Можно отметить, что хотя экспертиза проводилась постфактум, экспертное сообщество надеется, что разработчики таких основополагающих документов в области информационных технологий учтут настоящие рекомендации экспертного сообщества при разработке следующих за Программой документов и мероприятий.

Российский Союз ИТ-директоров, как независимая и профессиональная организация, готов к сотрудничеству и надеется, что при разработке следующих документов Программы мнение экспертов будет востребовано.

 

Горячие темы:

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 07/2018], Подписка на журналы

Об авторах

Юрий Шойдин

Юрий Шойдин

Член правления Российского Союза ИТ-директоров, возглавляет Комитет по информационной безопасности.

Марина Аншина

Марина Аншина

Президент фонда ФОСТАС, председатель правления Российского союза ИТ-директоров

Также по теме

Другие материалы рубрики

Загрузка...

Компании сообщают

Мероприятия

01.08.2019 — 03.08.2019
IT Nights

Казань, Иннополис

09.09.2019 — 10.09.2019
IT в ритейле

Москва, Холидей Инн Сокольники

19.09.2019
Mobile forensics day 2019

Москва, ул.Лесная 7, БЦ «Белые сады"

26.09.2019 — 27.09.2019
Smart Oil & Gas

Санкт-Петербург, Отель «Хилтон Санкт-Петербург Экспофорум»

01.10.2019 — 02.10.2019
IoT&AI World Summit Russia

Казань, Казань Экспо