ИТ-ДиректорИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

На пути от CIO к CFO

Рустэм Хайретдинов | 01.02.2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

На пути от CIO к CFO

Все изменилось, и теперь абсолютно ясно, что это надолго, если не навсегда. Вскрыты конверты с планами «Б». Поменялись приоритеты: с «занятия доли рынка» на «повышение прибыльности», с «привлечения инвестиций» на «самоокупаемость», с «роста» на «выживание». Горизонт планирования схлопнулся с трехлетнего до квартального и даже месячного. Не впервой. Кстати, только на моей памяти это происходит уже пятый раз: позади банковский кризис 1995-го, дефолт 1998-го, крах доткомов в 2000-м и мировой финансовый кризис 2008-го.

Планы «Б» у бизнеса не сильно меняются от кризиса к кризису, поэтому основные принципы неизменны: «экономь на всем», «пока можешь не платить — не плати», «усиливай сильное направление», «удерживай стратегических клиентов». А вот способы реализации таких планов от кризиса к кризису меняются из-за технологической революции.

В первые постсоветские кризисы под «повышением эффективности» подразумевали прежде всего сокращение штатов, выбивание чужих долгов и реструктуризацию собственных, переезд в более дешевый офис, распродажу непрофильных активов и прочую «классику». Качественные изменения тогда были невозможны, а потому обходились количественными: уменьшать, снижать, увольнять. Зависимость была прямая: меньше людей — меньше фиксированных расходов, меньше занятых площадей и т. п. Сегодня выбор методов оптимизации гораздо больше.

Экономные технологии

Экономить с помощью информационных технологий теперь удается на различных бизнес-процессах. С развитием облаков вы можете сокращать расходы на закупках и содержании ИТ-инфраструктуры, арендуя ее в облаках. Значительно снизить издержки можно, отдавая на аутсорсинг целые процессы: бухучет и отчетность, управление финансами, сбытом и товарными потоками. Сейчас это особенно актуально, поскольку экономия получается двойная: с одной стороны, вы имеете все преимущества от перехода к сервисной модели, с другой — нивелируете валютные риски. Действительно, в кризисные времена выгоды аутсорсинга процессов и инфраструктуры — минимальные инвестиции на старте, меньшие расходы в рамках небольших периодов, простота отказа от сервиса в случае невозможности платить — перевешивают традиционные страхи перед использованием облачных сервисов: зависимость от поставщика и защищенность данных.

Если выбирать российские сервисы с фиксированной помесячной или поквартальной оплатой в рублях, то выигрыш будет не только по сравнению с покупкой за сильно подорожавшую валюту серверов и программного обеспечения, но и по сравнению с иностранными IaaS- и SaaS-провайдерами, которым платить надо в долларах или евро. Конечно, следует внимательно читать договоры, чтобы туда не закрались пункты, дающие поставщику услуг возможность при определенных условиях в одностороннем порядке повышать оплату в рублях задним числом, особенно если эти условия вы не в состоянии контролировать — курс валюты, стоимость трафика, налоги и прочее. 

Экономия на коммуникациях

Если добавить к аутсорсингу бизнес-процессов еще и аутсорсинг групповой работы, то уменьшаются расходы и на аренду офисов: часть сотрудников вполне может работать из дома, удаленно. Плюсы и минусы удаленной работы многократно обсуждались, и недостатки такого подхода, включая и возможность потери управления, находятся на виду, однако когда задача экономии стоит в полный рост, это становится неплохим выходом.

Современные технологии предоставляют и другие варианты сокращения издержек. Переходите на вебинары при обучении клиентов, и вам не понадобится аренда больших аудиторий. Наладьте регулярные видеоконференции — сэкономите на командировках. Выкладывайте вирусные ролики на YouTube и в соцсети — сэкономите на привлечении клиентов.

Экономия на инфраструктуре

Возможно, также нужно обратить внимание на бесплатные программы и сервисы. Принцип «полюбить — так королеву» хорош в тучные годы, а при выживании все средства хороши. Надо внимательно пересмотреть свои закупки, особенно в области SaaS и программного обеспечения на предмет «что можно заменить бесплатными продуктами и сервисами». У многих SaaS-провайдеров есть бесплатные аккаунты с ограниченным функционалом, которого вам, вероятно, будет достаточно, чтобы «пересидеть» ограниченный бюджет. А выбор легальных бесплатных, условно-бесплатных или свободно распространяемых продуктов достаточно широк на данный момент — от операционных систем и офисных приложений до систем групповой работы, видеоконференций, разнообразных средств информационной безопасности. Тратить деньги на то, что не приносит прибыль при возможности их не тратить, — непопулярный сегодня тренд.

Не только экономия

Если вам, как потребителю, покажется эффективным перевод товаров в услуги или аренда вместо владения, то не исключено, что и ваши клиенты это оценят. Скажем, если вы продаете товар, то можно либо сдавать его в аренду, либо с его помощью оказывать какие-то услуги. Некоторые компании пробовали — и у кого-то получилось. Помните, такси в аэропорт от продавца «Ауди» и «Вольво»? Непроданные дорогие машины не сгнили на складе — они возили богатых клиентов и приносили деньги. Потом их продали как бывшие в употреблении с большими скидками, и они не конкурировали с новыми моделями. Что из вашего товара можно превратить в сервис? Для такой трансформации бизнеса, конечно, потребуются новые процессы, которые вы и будете автоматизировать. Что из этого получится, торговая площадка? Вам виднее.

Привлечение и обслуживание клиентов

У компании не будет прибыли, если у нее нет клиентов, поэтому даже в кризис многие предприятия не прекращают маркетинговой активности на рынке. Но и тут можно сэкономить без потери качества. Сегодня также наметился тренд переноса маркетинговой активности в Интернет или комбинации онлайн- и офлайн-методов. Например, компании розничной торговли промышленными продуктами превращают магазины в шоу-румы, где можно через интернет-магазин ретейлера заказать выбранный товар с доставкой. Это позволяет оптимизировать складские запасы и экономить на площадях магазинных складов.

Имеющихся клиентов также дешевле обслуживать онлайн. Продвинутые пользователи давно делают банковские платежи, управляют тарифами на связь и Интернет через личные кабинеты провайдеров, покупают билеты на самолеты и в кино и даже общаются с государством через сайты и мобильные приложения, освобождая поставщиков услуг от необходимости содержать большое количество отделений для обслуживания клиентов. Такие транзакции удобны для обеих сторон — они экономят клиентам время, и вместо стояния в очереди в кассе потребители получают те же услуги, лежа с планшетом на диване. Возможно, и среди ваших клиентов и партнеров уже достаточно людей, готовых экономить свое время, получая стандартизованные услуги онлайн, и вам удастся существенно сэкономить на офисах обслуживания и даже на кол-центре.

Бизнес-аналитика

Обслуживание клиентов в онлайне не только экономит ресурсы на сервисе транзакций, но и дает бизнесу много сопутствующей информации о поведении клиента, что позволяет лучше понять его потребности и персонализировать новые предложения. Поэтому различные системы бизнес-аналитики и средства таргетирования рекламы сегодня востребованы вопреки общему падению спроса на информационные технологии.

Время выбирать: вы топливо или двигатель

Сегодня довольно частое явление среди айтишников и безопасников — с грустью при встрече рассказывать, на какие проекты им существенно сократили финансирование, а какие зарубили совсем. Это показывает, что они мысленно еще находятся в «тучных годах», когда бизнес придумывал процесс, а они решали, как его оптимально автоматизировать или защитить. Если не брать инициативу в свои руки, не выходить на бизнес с предложениями экономии и снижения издержек, то можно навеки перейти в разряд неключевой, ресурсной службы, финансируемой с сожалением и по остаточному принципу.

Однако именно сейчас у ИТ-подразделений есть хороший шанс с цифрами в руках доказать, что информационные технологии — это не обслуживающий отдел, а инструмент оптимизации бизнеса. Может быть, самое время пересмотреть свое место в компании и стать CFO (Chief Frugal Officer)?

Ключевые слова: телекоммуникации

Об авторах

Рустэм Хайретдинов

Рустэм Хайретдинов

Генеральный директор компании "Атак Киллер". VP ИнфоВотч. Предприниматель, в ИТ-бизнесе с конца 80-годов прошлого века. Интересы: информационная безопасность, корпоративные информационные системы, создание и продвижение на рынок новых продуктов. Считает, что главный актив любой компании, работающей на b2b-рынке - умение строить доверенные человеческие отношения заказчик-исполнитель. Читает курсы и тренинги по информационной безопасности, организации отделов продаж, технологическому предпринимательству, кандидат экономических наук.

Мероприятия

17.07.2018
NetApp Directions

Москва