УправлениеИТ в бизнесе

На пути от CIO к CFO

Рустэм Хайретдинов | 01.02.2016

На пути от CIO к CFO

Все изменилось, и теперь абсолютно ясно, что это надолго, если не навсегда. Вскрыты конверты с планами «Б». Поменялись приоритеты: с «занятия доли рынка» на «повышение прибыльности», с «привлечения инвестиций» на «самоокупаемость», с «роста» на «выживание». Горизонт планирования схлопнулся с трехлетнего до квартального и даже месячного. Не впервой. Кстати, только на моей памяти это происходит уже пятый раз: позади банковский кризис 1995-го, дефолт 1998-го, крах доткомов в 2000-м и мировой финансовый кризис 2008-го.

Планы «Б» у бизнеса не сильно меняются от кризиса к кризису, поэтому основные принципы неизменны: «экономь на всем», «пока можешь не платить — не плати», «усиливай сильное направление», «удерживай стратегических клиентов». А вот способы реализации таких планов от кризиса к кризису меняются из-за технологической революции.

В первые постсоветские кризисы под «повышением эффективности» подразумевали прежде всего сокращение штатов, выбивание чужих долгов и реструктуризацию собственных, переезд в более дешевый офис, распродажу непрофильных активов и прочую «классику». Качественные изменения тогда были невозможны, а потому обходились количественными: уменьшать, снижать, увольнять. Зависимость была прямая: меньше людей — меньше фиксированных расходов, меньше занятых площадей и т. п. Сегодня выбор методов оптимизации гораздо больше.

Экономные технологии

Экономить с помощью информационных технологий теперь удается на различных бизнес-процессах. С развитием облаков вы можете сокращать расходы на закупках и содержании ИТ-инфраструктуры, арендуя ее в облаках. Значительно снизить издержки можно, отдавая на аутсорсинг целые процессы: бухучет и отчетность, управление финансами, сбытом и товарными потоками. Сейчас это особенно актуально, поскольку экономия получается двойная: с одной стороны, вы имеете все преимущества от перехода к сервисной модели, с другой — нивелируете валютные риски. Действительно, в кризисные времена выгоды аутсорсинга процессов и инфраструктуры — минимальные инвестиции на старте, меньшие расходы в рамках небольших периодов, простота отказа от сервиса в случае невозможности платить — перевешивают традиционные страхи перед использованием облачных сервисов: зависимость от поставщика и защищенность данных.

Если выбирать российские сервисы с фиксированной помесячной или поквартальной оплатой в рублях, то выигрыш будет не только по сравнению с покупкой за сильно подорожавшую валюту серверов и программного обеспечения, но и по сравнению с иностранными IaaS- и SaaS-провайдерами, которым платить надо в долларах или евро. Конечно, следует внимательно читать договоры, чтобы туда не закрались пункты, дающие поставщику услуг возможность при определенных условиях в одностороннем порядке повышать оплату в рублях задним числом, особенно если эти условия вы не в состоянии контролировать — курс валюты, стоимость трафика, налоги и прочее. 

Экономия на коммуникациях

Если добавить к аутсорсингу бизнес-процессов еще и аутсорсинг групповой работы, то уменьшаются расходы и на аренду офисов: часть сотрудников вполне может работать из дома, удаленно. Плюсы и минусы удаленной работы многократно обсуждались, и недостатки такого подхода, включая и возможность потери управления, находятся на виду, однако когда задача экономии стоит в полный рост, это становится неплохим выходом.

Современные технологии предоставляют и другие варианты сокращения издержек. Переходите на вебинары при обучении клиентов, и вам не понадобится аренда больших аудиторий. Наладьте регулярные видеоконференции — сэкономите на командировках. Выкладывайте вирусные ролики на YouTube и в соцсети — сэкономите на привлечении клиентов.

Экономия на инфраструктуре

Возможно, также нужно обратить внимание на бесплатные программы и сервисы. Принцип «полюбить — так королеву» хорош в тучные годы, а при выживании все средства хороши. Надо внимательно пересмотреть свои закупки, особенно в области SaaS и программного обеспечения на предмет «что можно заменить бесплатными продуктами и сервисами». У многих SaaS-провайдеров есть бесплатные аккаунты с ограниченным функционалом, которого вам, вероятно, будет достаточно, чтобы «пересидеть» ограниченный бюджет. А выбор легальных бесплатных, условно-бесплатных или свободно распространяемых продуктов достаточно широк на данный момент — от операционных систем и офисных приложений до систем групповой работы, видеоконференций, разнообразных средств информационной безопасности. Тратить деньги на то, что не приносит прибыль при возможности их не тратить, — непопулярный сегодня тренд.

Не только экономия

Если вам, как потребителю, покажется эффективным перевод товаров в услуги или аренда вместо владения, то не исключено, что и ваши клиенты это оценят. Скажем, если вы продаете товар, то можно либо сдавать его в аренду, либо с его помощью оказывать какие-то услуги. Некоторые компании пробовали — и у кого-то получилось. Помните, такси в аэропорт от продавца «Ауди» и «Вольво»? Непроданные дорогие машины не сгнили на складе — они возили богатых клиентов и приносили деньги. Потом их продали как бывшие в употреблении с большими скидками, и они не конкурировали с новыми моделями. Что из вашего товара можно превратить в сервис? Для такой трансформации бизнеса, конечно, потребуются новые процессы, которые вы и будете автоматизировать. Что из этого получится, торговая площадка? Вам виднее.

Привлечение и обслуживание клиентов

У компании не будет прибыли, если у нее нет клиентов, поэтому даже в кризис многие предприятия не прекращают маркетинговой активности на рынке. Но и тут можно сэкономить без потери качества. Сегодня также наметился тренд переноса маркетинговой активности в Интернет или комбинации онлайн- и офлайн-методов. Например, компании розничной торговли промышленными продуктами превращают магазины в шоу-румы, где можно через интернет-магазин ретейлера заказать выбранный товар с доставкой. Это позволяет оптимизировать складские запасы и экономить на площадях магазинных складов.

Имеющихся клиентов также дешевле обслуживать онлайн. Продвинутые пользователи давно делают банковские платежи, управляют тарифами на связь и Интернет через личные кабинеты провайдеров, покупают билеты на самолеты и в кино и даже общаются с государством через сайты и мобильные приложения, освобождая поставщиков услуг от необходимости содержать большое количество отделений для обслуживания клиентов. Такие транзакции удобны для обеих сторон — они экономят клиентам время, и вместо стояния в очереди в кассе потребители получают те же услуги, лежа с планшетом на диване. Возможно, и среди ваших клиентов и партнеров уже достаточно людей, готовых экономить свое время, получая стандартизованные услуги онлайн, и вам удастся существенно сэкономить на офисах обслуживания и даже на кол-центре.

Бизнес-аналитика

Обслуживание клиентов в онлайне не только экономит ресурсы на сервисе транзакций, но и дает бизнесу много сопутствующей информации о поведении клиента, что позволяет лучше понять его потребности и персонализировать новые предложения. Поэтому различные системы бизнес-аналитики и средства таргетирования рекламы сегодня востребованы вопреки общему падению спроса на информационные технологии.

Время выбирать: вы топливо или двигатель

Сегодня довольно частое явление среди айтишников и безопасников — с грустью при встрече рассказывать, на какие проекты им существенно сократили финансирование, а какие зарубили совсем. Это показывает, что они мысленно еще находятся в «тучных годах», когда бизнес придумывал процесс, а они решали, как его оптимально автоматизировать или защитить. Если не брать инициативу в свои руки, не выходить на бизнес с предложениями экономии и снижения издержек, то можно навеки перейти в разряд неключевой, ресурсной службы, финансируемой с сожалением и по остаточному принципу.

Однако именно сейчас у ИТ-подразделений есть хороший шанс с цифрами в руках доказать, что информационные технологии — это не обслуживающий отдел, а инструмент оптимизации бизнеса. Может быть, самое время пересмотреть свое место в компании и стать CFO (Chief Frugal Officer)?

Телекоммуникации

Об авторах

Рустэм Хайретдинов

Рустэм Хайретдинов

Генеральный директор компании "Атак Киллер". VP ИнфоВотч.

Мысли вслух

Даже если электронная запись не работает, всегда найдется возможность пройти вакцинацию.
Как бизнес и учебные заведения адаптируют образование к новым реалиям экономики?
Попробуйте представить ощущения, когда ты занимаешься, вроде бы, прорывными вещами, а тебе объясняют "это, парень, тенденция вчерашнего дня".
Возникает понятное желание поразбираться, иногда на это нужны несколько лет.

Компании сообщают

Мероприятия