IT ManagerИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Черепахи до самого низу

Олег Вайнберг | 26.05.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Черепахи до самого низу

 «Уильяма Джеймса принято считать отцом американской психологии. Однажды его пригласили прочесть курс лекций в Гарварде. Темы он мог выбрать сам. Лекции проходили бесплатно и были открыты для всех желающих. После некоторых размышлений он сделал смелый выбор. Название его первого выступления звучало так: «Можно ли доказать существование Бога?» Услышав такое в начале ХХ века в Новой Англии, слушатели наверняка с изумлением вскинули бы брови.
Итак, с некоторым волнением Джеймс оглядывал слушателей, заполнявших лекционный зал. И, конечно же, в самый последний момент стремительно прошла по главному проходу и устроилась в центральном ряду маленькая пожилая леди.
Профессор Джеймс представил свою тему со свойственными ему остроумием и обаянием. Читая лекцию, он заметил, что маленькая пожилая леди была очень внимательна и, казалось, от души веселилась – он отметил, что она смеялась, когда больше никто этого не делал. Тем не менее, на первый взгляд, все шло как обычно.
Лекцию приняли очень хорошо. По ее окончании сама собой образовалась очередь желающих пообщаться с профессором. И, конечно же, в самом её конце стояла маленькая пожилая леди. Когда подошёл ее черед, она хитро взглянула на Джеймса и сказала:
«Доктор Джеймс, мне очень понравилась ваша лекция. Но у меня остался один вопрос».
«Пожалуйста, леди, задайте ваш вопрос!» – любезно ответил Джеймс.
«Итак, доктор Джеймс», – продолжала она, сверкнув глазами, – «Если Бога не существует, кто же держит Землю, почему она не падает?»
Джеймс быстро перебрал в уме возможные объяснения – центростремительные силы, системы гравитации... но принял мудрое решение ответить так, чтобы самому что-то узнать у этой дамы. Взглянув на нее снова, он сказал: «Леди, я буду счастлив ответить на ваш вопрос, но сначала вы сами объясните мне – почему Земля не падает?»
«Ну, доктор Джеймс, это же очень просто. Земля покоится на спине гигантской черепахи!»
Получив столь неожиданный ответ, Джеймс на мгновение задумался. А потом, с нотками триумфа в голосе, задал маленькой леди простой вопрос: «Леди, ради всего святого, скажите, почему же не падает эта гигантская черепаха?»
«Нет-нет, доктор Джеймс!» – ответила маленькая пожилая леди – «Вы меня не собьете – ведь там черепахи до самого низа!!»
Джон Гриндера и Джудит Делозье, «Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности»
==========================================================

Есть в цифре три что-то устойчивое, что-то связанное с основами мироздания.
Неизвестный изготовитель табуреток

Уж не знаю, почему китов всегда три. Как и три желания. Для меня три грани ИТ-директора — это личность, знание ИТ и знание науки управления. Конечно, информационные технологии скорее философия, мировоззрение, взгляд на то, как устроена реальность вокруг нас. Но без очень хорошего и постоянно обновляемого знания технологий весьма легко зайти в тупик. А без глубокого понимания законов управления, построения организационных систем, мотивации и даже психологии  — вообще нет директора. Без этого, скорее всего, получится просто «удельный князь», более озабоченный своим «уделом», чем общей пользой. Личность же, то есть умение вести за собой, приходить к компромиссу, искать решения, позволяющие находить взаимный выигрыш там, где другие ищут личную победу, — это тот цемент, который скрепляет все воедино. Но что же под ними? Что является той породой черепах, которые «до самого низу»? На чем это все держится?

«Краеугольные черепахи»

В последние годы большую часть времени я работаю «капитаном спасательного буксира». Консультантов, бизнес-тренеров, коучей, редко зовут туда, где все в порядке. Забавно, но меня не часто зовут как консультанта. Обычно это звучит так: «У нас нет проблем, просто надо немного поучиться», «Все в порядке, но нашим менеджерам будет полезно…» или «Нам нужен внешний модератор, потому что у нас дружная хорошая команда и мы лидеры рынка, просто немножко вот уже два года не можем договориться». Я привык. Им так легче, а я все равно все увижу своими глазами. Потому что в качестве одного из упражнений я все равно попрошу описать проблемы, которые возникают в их работе. Ведь именно этого от меня и ждут. Я увижу разные симптомы. Вместе с топ-менеджерами мы сформулируем эти проблемы и проанализируем их причины. И всегда одной из них будет ответственность. Слово «ответственность» возникает снова и снова, вне зависимости от того, чем занимается организация и как она устроена изнутри. И кстати, вне зависимости от того, что под этим словом понимают. Не она ли и является той самой «краеугольной черепахой»?

Безответственный человек – это кто-то другой

Кстати, любопытное наблюдение. Очевидно, ответственность, это достаточно квантовая величина. Во всяком случае, мне лично еще ни разу не встречались безответственные люди, хотя очевидно, что они есть. Они есть, но увидеть их совершенно невозможно. Они всегда «где-то не здесь». Объясняя сущность проблем в организации, мой собеседник очень убедительно, с живыми примерами, описывает безответственных подчиненных, если таковые у него имеются. Если подчиненных не имеется, то, несомненно, имеются безответственные начальники. В исключительных ситуациях большую часть этих дремучих зарослей тотальной безответственности составляют поставщики, потребители и партнеры. Или все вышеперечисленные. При этом сам собеседник, безусловно, является одним из немногих, если не единственным высоко ответственным сотрудником. 

Но что же такое ответственность? В чем она измеряется? Как увеличить ее локальное количество в отдельно взятой организации? И не уменьшается ли при этом, исходя из закона неубывания энтропии, ее количество в окружающей организацию среде? Чем она отличается от пунктуальности? Она то же самое, что добросовестность? Есть ли какая-то разница между ответственностью и дисциплинированностью? Это что-то общее или что-то очень специальное? И что я вообще имею в виду, задавая эти вопросы?

Дико раздражает

Когда-то мне объяснили, что такое раздражение. И я поверил. Среди огромного количества самых разнообразных эмоций, у раздражения, как мне кажется, совершенно особая роль. Что я чувствую, когда стою в длинной очереди желающих повернуть направо, и вижу, как вереница ушлых автомобилистов делает это «вне очереди» из «неправильного ряда»? А вот как раз раздражение и чувствую. Специальную эмоцию, которая говорит, что я очень хотел бы сделать то же самое. Но воспитание или что-то еще не позволяет. Кстати, после того как я это осознал, решил, что если у меня есть время постоять в очереди — я честно в ней стою. А если совсем уж нет, то совершенно спокойно присоединяюсь к потоку тех, кто меня так раздражал до этого времени. Почему я говорю о своем раздражении в прошедшем времени? Потому что после того, как я понял, что если мне очень-очень надо, я тоже это могу сделать, раздражение куда-то делось.

Граница между взрослыми и детьми

Ответственность тоже очень специальная штука. Среди множества общих понятий, под которыми каждый понимает что-то свое, у меня для нее есть исчерпывающее определение. Вот оно. Ответственность — это готовность полностью нести все последствия своих решений. Всех решений. Решения что-то сделать. И решения ничего не делать. В этой формулировке важно каждое слово. 

Последствия — это не наказание. Наказывают детей безответственные взрослые. А ответственность — это удел уже повзрослевших. Последствия — это то, что естественным образом вытекает из действий или бездействия. Если ты решил прыгнуть с крыши — последствием будет удар об асфальт. Если решил не выполнить поставленную задачу — последствием будет недовольство руководителя и, возможно, потеря части заработка или даже хорошей работы. А если ты отдал вздорное распоряжение — последствием будет потеря уважения твоих подчиненных. И проваленная работа.

Если ты принял решение задержаться на работе, возможными последствиями будут признательность руководителя или коллег, ощущение, что ты смог то, чего не может никто. И то, что твой ребенок опять ляжет спать не узнав, что где-то есть папа, который его очень любит. Мы, не выспавшиеся добрые волшебники, знаем это, как никто другой. Но ты можешь сделать иной выбор, отказаться от сверхурочной работы и получить в качестве последствий сына, который знает тепло твоих рук и готов делиться с тобой своими сокровенными переживаниями... и мнение своего шефа и коллег, что на тебя нельзя положиться. У всего есть последствия. Взрослый человек, в отличие от ребенка, не закрывает на них глаза, честно осознает, проверяет свою готовность нести последствия и принимает решения. 

Но еще, пожалуй, важнее там слово «свою». На свете есть немало людей, которые не жаждут нести свою ответственность. И столько же тех, кто готов нести чужую... иногда убегая от своей. Это часто связанные вещи. Но ведь последствия никуда не деваются. Есть только один способ от них убежать — сделать так, чтобы их нес кто-то другой. Чтобы кто-то другой нес последствия не своих решений. Поэтому, прежде чем сказать «это мое», стоит хорошо подумать, твои ли это решения. Не получилось ли, что кто-то аккуратно свалил на тебя что-то такое, чем ты не можешь управлять. О чем ты совершенно не просил. И если это так, честно, открыто и прямо отказаться. Или если уж очень хочется ответственности, потребовать дополнительных ресурсов, рычагов влияния и, кстати, вознаграждения. Это неотъемлемое право взрослого и ответственного человека. Взрослые люди полностью несут свою ответственность, не беря чужого, не переваливая на окружающих. Это, между прочим, большое искусство, которому многие учатся всю жизнь. И это то самое, что в моем представлении отделяет мир взрослых от мира детей. Не дата рождения в паспорте. Не способность размножаться. И даже не способность время от времени зарабатывать себе на жизнь. А незримая граница, отделяющая ответственных людей от безответственных.

***
В мире взрослых айтишных людей ответственность — это и есть та самая «стопка черепах», которая лежит до самого низу. И на которую могут опереться и профессионализм, и знания, и навыки, и умения, и личность. Та самая личность, которая каждый день просто делает свое дело.

Ключевые слова: командообразование

Журнал IT-Manager № 05/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Олег Вайнберг

Олег Вайнберг

Бизнес-консультант, коуч. Эксперт в области эффективного управления.  
Более 15 лет работал руководителем в сети розничных магазинов по продаже цифровой техники «КЕЙ».  
С 2006 года - тьютор Открытой Школы Бизнеса. Более 300 человек учились в Открытой Школе Бизнеса под его руководством. Среди учащихся руководители таких компаний: Полиметалл, Меди, Ростелеком, Никомед, Мегафон, Катрен, JTI, СОГАЗ, 585 и другие. В 2011 году получил степень МВА в Открытой Школе Бизнеса.

Мероприятия

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,

26.09.2018
Loginom Day 2018: продвинутая аналитика, легкая в приготовлении

Москва, event-холл «Инфопространство»

02.10.2018 — 03.10.2018
Открытая конференция для бизнеса и ИТ «ACCELERATE»

Москва, Краснопресненская набережная, 14 Экспоцентр

02.10.2018
Практики построения современного трейдинга

Москва, Арарат Парк Хаятт, зал Саргсян

04.10.2018 — 05.10.2018
БИТ Санкт-Петербург 2018

Санкт-Петербург, проспект Медиков, дом 3, Конгресс-центр «ЛПМ»