УправлениеИТ в бизнесе

Наведение порядка

Марина Аншина | 22.10.2014

Наведение порядка

Как вы лодку назовете... Сказали «кризис», значит надо потуже затянуть пояса, пригнуть голову (а лучше зарыть ее в песок) и приготовиться к неприятностям. А уж если говорить про ИТ, то про них вообще в этот сложный период лучше забыть. Но не получается, да и не получится. Потому что пока есть хоть один клиент, его не лишишь тех сервисов, которые он привык получать. А пока есть хоть один сотрудник, его не заставишь работать по-старому, без компьютеров — он просто не сумеет. Ведь не посадишь же бухгалтеров снова за счеты, в самом деле.

Как вы лодку назовете... Сказали «кризис», значит надо потуже затянуть пояса, пригнуть голову (а лучше зарыть ее в песок) и приготовиться к неприятностям. А уж если говорить про ИТ, то про них вообще в этот сложный период лучше забыть. Но не получается, да и не получится. Потому что пока есть хоть один клиент, его не лишишь тех сервисов, которые он привык получать. А пока есть хоть один сотрудник, его не заставишь работать по-старому, без компьютеров — он просто не сумеет. Ведь не посадишь же бухгалтеров снова за счеты, в самом деле.

Так что хочешь не хочешь, придется уже в который раз думать, как же и волков накормить, и овец не потерять. Другими словами, и сервис не уронить, и деньги сэкономить.

То, что это происходит не в первый раз — хорошо. Прежде всего, не так страшно. Да и в прошлые кризисы что-то удалось понять и сейчас самое время припомнить и использовать имеющиеся наработки. Конечно не впрямую, поскольку ситуация уже другая: и ИТ выросли, и применять их стали шире и зачастую иначе. Но как информацию к размышлению. А ведь даже премудрый Штирлиц без нее не обошелся.

Кризис 2008 года показал, что в трудной финансовой ситуации далеко не все компании бросаются урезать ИТ-бюджеты. Некоторые, кто порезвее и половчее, наоборот, бюджеты увеличивают. Этот парадокс имеет вполне простое объяснение:

· Небольшое повышение ИТ-бюджета, при разумном его расходовании, может принести компании существенную экономию, потраченные средства намного превышающую.

· ИТ-бюджеты многих российских компаний настолько малы по отношению к другим расходам, что их увеличение не оказывает серьезного влияния на результаты финансовой деятельности компаний.

· Правильно организованное предоставление ИТ-сервисов, возможное при небольшом разовом повышении бюджета, позволяет значительно сократить затраты на них. И, если это сокращение никого не интересовало в стабильный период, да и заняты были другим, то теперь самое время экономить на мелочах, «клевать по зернышку».

Задачи технологий

Другой полезный опыт, который удалось вынести из прошлых кризисов, — необходимость в разумной позиции ИТ-директоров. Неоднократно слышала, как ИТ-директора с пеной у рта отстаивали нерушимость своих бюджетов, ФОТ, численность ИТ-персонала и прочие, несомненно важные принципы, имеющие, однако, смысл только в условиях здорового и полноценного развития компании. А когда речь идет о выживании, подобная точка зрения не может не раздражать не только руководство компании, но и всех ее сотрудников и связанных с нею лиц. В общем, как мне кажется, от вопросов, как сохранить ИТ-бюджет, надо переходить к вопросам о роли ИТ в кризис, о том, как помочь компании преодолеть его с минимальными потерями и приготовиться к неизбежному новому витку развития. Потому что, когда все рванут, что-то делать будет поздно.

Как ни парадоксально, но именно в кризис стратегическая роль ИТ возрастает, и ИТ-директора, этого не понимающие, находятся в заведомом проигрыше.

Неизбежные задачи в текущей ситуации:

· Выявление и предоставление бизнесу возможностей использования ИТ для сокращения расходов, повышения производительности труда, поиска новых путей укрепления позиции на рынке. При этом кризис не должен толкать ИТ-директора не только на ложь, но и на некоторые, раньше вполне простительные преувеличения. В частности, хорошо бы помнить, что автоматизация бизнес-процессов далеко не всегда снижает затраты на персонал: штат теперь нужен меньший, но он должен быть более квалифицированным. А это может оказаться дороже для компании.

· Пересмотр ИТ-бюджета с точки зрения его сокращения.

Совершенно очевидно, что в такой момент надо отказаться от всех «бантиков» и «цветочков», как бы нам ни хотелось украсить ими ИТ. А именно, тратить бюджет на консалтинг с замахом на будущее развитие или покупку дорогостоящих ИТ-инструментов для автоматизации собственной деятельности ИТ не стоит. Надо пересмотреть портфель ИТ-проектов и отказаться от продолжения:

· тех проектов, результат которых в кризис потерял значение для компании с учетом текущей ситуации;

· дорогостоящих проектов, требующих крупных инвестиций и вынуждающих компанию замораживать средства на длительный срок;

· проектов с высокой степенью риска, поскольку рисковать сейчас особенно опасно.

Кроме того нужны организационные изменения и пересмотр модели управления.

Разумная оптимизация

Компанию, где я работала в прошлый кризис, он подтолкнул к централизации ИТ, к выводу ИТ на инсорсинг, что позволило существенно снизить затраты и при этом не ухудшить, а даже улучшить уровень сервиса. Да, нам пришлось провести сокращения персонала. Да, в кризис, это особенно тяжело, поскольку не всегда понятно, найдут ли и как быстро увольняемые новое место работы. Но, положа руку на сердце, увольнения в разумном объеме происходят и должны происходить не только в данный период. Важно сделать это наиболее безболезненно для увольняемых сотрудников, максимально помочь им в поиске другой работы. В нашем случае часть специалистов была переведена на договор подряда, что позволило им продолжить деятельность в нашей компании и получать пусть и меньший, но стабильный доход, а компании — продолжать пользоваться их знаниями и компетенциями.

В моей практике был случай, когда в кризис всем сотрудникам начисляли урезанную зарплату. А после изменения ситуации выплатили «все долги».

Я не призываю всех переходить на новые модели управления и мотивации, прошу только задуматься о возможностях разумной оптимизации своей деятельности.

К примеру, аутсорсинг хорош тем, что наглядно позволяет компании привязать качество сервиса к затратам на него, а заказчику относительно гибко переходить от одного уровня сервиса к другому — как от лучшего к худшему, так и наоборот. Хотя, конечно, гибкость зависит от провайдера и, выбирая его, это надо учитывать.

В кризис просто необходимо навести порядок. Потому что это как дома, так и в работе помогает:

· найти полезные вещи, которые были отложены по причине ненадобности, а теперь вполне могут пригодиться;

· упростить поиск и использование нужных вещей;

· выполнять все действия быстрее, эффективнее и прозрачнее.

В случае с ИТ наведением порядка я называю прежде всего внедрение процессов управления конфигурациями и управления изменениями, если они, конечно, не были внедрены. А если и были, то в ITIL есть еще много процессов, реализация которых заметно повышает эффективность обслуживания.

И еще одно простое соображение. ИТ пронизывают всю деятельность любой современной компании. Сохраняя разумный и спокойный подход, ИТ-директор и все ИТ-подразделение смогут существенно повлиять на общий климат в коллективе. На фоне нестабильности и ухудшения финансового положения простые действия, такие как внедрение удаленного доступа, single sign-on или написание и распространение инструкций по работе с корпоративной АС, помогают сотрудникам пережить тяжелые времена.

Кризис — это период, когда ИТ действительно способны оказать существенную помощь своим организациям, их руководству и рядовым специалистам. И потому не стоит переживать, а нужно начать делать то, что давно пора — становиться полноправным участником бизнеса и деятельности собственных предприятий.

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 10/2014], Подписка на журналы

Об авторах

Марина Аншина

Марина Аншина

Президент фонда ФОСТАС, председатель правления Российского союза ИТ-директоров


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00