УправлениеИТ в бизнесе

Наведение порядка

Марина Аншина | 22.10.2014

Наведение порядка

Как вы лодку назовете... Сказали «кризис», значит надо потуже затянуть пояса, пригнуть голову (а лучше зарыть ее в песок) и приготовиться к неприятностям. А уж если говорить про ИТ, то про них вообще в этот сложный период лучше забыть. Но не получается, да и не получится. Потому что пока есть хоть один клиент, его не лишишь тех сервисов, которые он привык получать. А пока есть хоть один сотрудник, его не заставишь работать по-старому, без компьютеров — он просто не сумеет. Ведь не посадишь же бухгалтеров снова за счеты, в самом деле.

Так что хочешь не хочешь, придется уже в который раз думать, как же и волков накормить, и овец не потерять. Другими словами, и сервис не уронить, и деньги сэкономить.

То, что это происходит не в первый раз — хорошо. Прежде всего, не так страшно. Да и в прошлые кризисы что-то удалось понять и сейчас самое время припомнить и использовать имеющиеся наработки. Конечно не впрямую, поскольку ситуация уже другая: и ИТ выросли, и применять их стали шире и зачастую иначе. Но как информацию к размышлению. А ведь даже премудрый Штирлиц без нее не обошелся.

Кризис 2008 года показал, что в трудной финансовой ситуации далеко не все компании бросаются урезать ИТ-бюджеты. Некоторые, кто порезвее и половчее, наоборот, бюджеты увеличивают. Этот парадокс имеет вполне простое объяснение:

· Небольшое повышение ИТ-бюджета, при разумном его расходовании, может принести компании существенную экономию, потраченные средства намного превышающую.

· ИТ-бюджеты многих российских компаний настолько малы по отношению к другим расходам, что их увеличение не оказывает серьезного влияния на результаты финансовой деятельности компаний.

· Правильно организованное предоставление ИТ-сервисов, возможное при небольшом разовом повышении бюджета, позволяет значительно сократить затраты на них. И, если это сокращение никого не интересовало в стабильный период, да и заняты были другим, то теперь самое время экономить на мелочах, «клевать по зернышку».

Задачи технологий

Другой полезный опыт, который удалось вынести из прошлых кризисов, — необходимость в разумной позиции ИТ-директоров. Неоднократно слышала, как ИТ-директора с пеной у рта отстаивали нерушимость своих бюджетов, ФОТ, численность ИТ-персонала и прочие, несомненно важные принципы, имеющие, однако, смысл только в условиях здорового и полноценного развития компании. А когда речь идет о выживании, подобная точка зрения не может не раздражать не только руководство компании, но и всех ее сотрудников и связанных с нею лиц. В общем, как мне кажется, от вопросов, как сохранить ИТ-бюджет, надо переходить к вопросам о роли ИТ в кризис, о том, как помочь компании преодолеть его с минимальными потерями и приготовиться к неизбежному новому витку развития. Потому что, когда все рванут, что-то делать будет поздно.

Как ни парадоксально, но именно в кризис стратегическая роль ИТ возрастает, и ИТ-директора, этого не понимающие, находятся в заведомом проигрыше.

Неизбежные задачи в текущей ситуации:

· Выявление и предоставление бизнесу возможностей использования ИТ для сокращения расходов, повышения производительности труда, поиска новых путей укрепления позиции на рынке. При этом кризис не должен толкать ИТ-директора не только на ложь, но и на некоторые, раньше вполне простительные преувеличения. В частности, хорошо бы помнить, что автоматизация бизнес-процессов далеко не всегда снижает затраты на персонал: штат теперь нужен меньший, но он должен быть более квалифицированным. А это может оказаться дороже для компании.

· Пересмотр ИТ-бюджета с точки зрения его сокращения.

Совершенно очевидно, что в такой момент надо отказаться от всех «бантиков» и «цветочков», как бы нам ни хотелось украсить ими ИТ. А именно, тратить бюджет на консалтинг с замахом на будущее развитие или покупку дорогостоящих ИТ-инструментов для автоматизации собственной деятельности ИТ не стоит. Надо пересмотреть портфель ИТ-проектов и отказаться от продолжения:

· тех проектов, результат которых в кризис потерял значение для компании с учетом текущей ситуации;

· дорогостоящих проектов, требующих крупных инвестиций и вынуждающих компанию замораживать средства на длительный срок;

· проектов с высокой степенью риска, поскольку рисковать сейчас особенно опасно.

Кроме того нужны организационные изменения и пересмотр модели управления.

Разумная оптимизация

Компанию, где я работала в прошлый кризис, он подтолкнул к централизации ИТ, к выводу ИТ на инсорсинг, что позволило существенно снизить затраты и при этом не ухудшить, а даже улучшить уровень сервиса. Да, нам пришлось провести сокращения персонала. Да, в кризис, это особенно тяжело, поскольку не всегда понятно, найдут ли и как быстро увольняемые новое место работы. Но, положа руку на сердце, увольнения в разумном объеме происходят и должны происходить не только в данный период. Важно сделать это наиболее безболезненно для увольняемых сотрудников, максимально помочь им в поиске другой работы. В нашем случае часть специалистов была переведена на договор подряда, что позволило им продолжить деятельность в нашей компании и получать пусть и меньший, но стабильный доход, а компании — продолжать пользоваться их знаниями и компетенциями.

В моей практике был случай, когда в кризис всем сотрудникам начисляли урезанную зарплату. А после изменения ситуации выплатили «все долги».

Я не призываю всех переходить на новые модели управления и мотивации, прошу только задуматься о возможностях разумной оптимизации своей деятельности.

К примеру, аутсорсинг хорош тем, что наглядно позволяет компании привязать качество сервиса к затратам на него, а заказчику относительно гибко переходить от одного уровня сервиса к другому — как от лучшего к худшему, так и наоборот. Хотя, конечно, гибкость зависит от провайдера и, выбирая его, это надо учитывать.

В кризис просто необходимо навести порядок. Потому что это как дома, так и в работе помогает:

· найти полезные вещи, которые были отложены по причине ненадобности, а теперь вполне могут пригодиться;

· упростить поиск и использование нужных вещей;

· выполнять все действия быстрее, эффективнее и прозрачнее.

В случае с ИТ наведением порядка я называю прежде всего внедрение процессов управления конфигурациями и управления изменениями, если они, конечно, не были внедрены. А если и были, то в ITIL есть еще много процессов, реализация которых заметно повышает эффективность обслуживания.

И еще одно простое соображение. ИТ пронизывают всю деятельность любой современной компании. Сохраняя разумный и спокойный подход, ИТ-директор и все ИТ-подразделение смогут существенно повлиять на общий климат в коллективе. На фоне нестабильности и ухудшения финансового положения простые действия, такие как внедрение удаленного доступа, single sign-on или написание и распространение инструкций по работе с корпоративной АС, помогают сотрудникам пережить тяжелые времена.

Кризис — это период, когда ИТ действительно способны оказать существенную помощь своим организациям, их руководству и рядовым специалистам. И потому не стоит переживать, а нужно начать делать то, что давно пора — становиться полноправным участником бизнеса и деятельности собственных предприятий.

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 10/2014], Подписка на журналы

Об авторах

Марина Аншина

Марина Аншина

Президент фонда ФОСТАС, председатель правления Российского союза ИТ-директоров


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Даже если электронная запись не работает, всегда найдется возможность пройти вакцинацию.
Как бизнес и учебные заведения адаптируют образование к новым реалиям экономики?
Попробуйте представить ощущения, когда ты занимаешься, вроде бы, прорывными вещами, а тебе объясняют "это, парень, тенденция вчерашнего дня".
Возникает понятное желание поразбираться, иногда на это нужны несколько лет.

Компании сообщают

Мероприятия