УправлениеИТ в бизнесе

Эпоха размытых границ. Матрица 2015

Андрей Коротков | 23.11.2015

Эпоха размытых границ. Матрица 2015

С большой долей вероятности в ближайшем будущем нас ждут устройства по принципу «всё в одном кристалле».

Говорят, в годы студенчества закладываются основы будущего мировоззрения, профессионализма, умения крутиться в изменяющемся мире и, конечно же, одни из самых ярких эмоций и впечатлений. Однажды, ностальгируя по студенческим дням, я задумался: а какие же события и факты заложили и сформировали мою нынешнюю профессиональную жизнь и мое нынешнее профессиональное мировоззрение? Сразу же, как ни странно, всплыли в памяти две знаковые для меня вещи из тех лет: фильм «Матрица» и два семестра изучения предмета под названием «Модальное и адаптивное управление», который спустя несколько лет я сам имел честь преподавать в том же университете. Какое отношение все это имеет к заголовку? Самое непосредственное! Но обо всем по порядку.

К фанатам знаменитого фильма по книге братьев Вачовски меня причислить сложно, но он дал хорошую пищу для размышления и дальнейшего выхода за пределы шаблонной работы. Куда, как и с какими подводными камнями идет и развивается отрасль ИТ? Какой у нее вектор, и вектор ли это, а не отрезок, имеющий конечную точку? Все это только красивые картинки или же ковер-самолет, который через годы превратится в авиалайнер? Фантасты всегда двигали мир вперед, ставя очередные планки для научно-технического самолюбия инженеров. На сегодняшний день стало ощущаться все четче, что практически каждая фантазия имеет в будущем вполне реальную материализацию. Не исключение и информационные технологии. Они интегрируются во все сферы жизни человека, а человек в них. Бизнес уже сложно представить без ИТ, при этом ИТ стали не надстройкой, а зачастую сами формируют бизнес, за исключением сверхкрупных компаний, способных вкладываться в фундаментальные процессы.

ИТ предлагают два варианта развития: подстраивать бизнес под существующее развитие ИТ или же строить новые виды бизнеса, используя новые технологии. Третий вариант – оставаться на месте в ожидании, когда твое дело покатится под откос, – рассматривать не будем.

Итак, бизнес интегрировался в ИТ, а ИТ в него, ничего нового в моих заключениях нет, но достигла ли интеграция в этом своего предела? Нет. Посмотрев по сторонам, несложно заметить, как мы вошли и уже довольно уверенно живем в эпоху всеобщей интеграции, интеграции тех вещей и процессов, которые лет пять-семь назад казались параллельными: личное сливается с корпоративным, товар с сервисом, программное с аппаратным, ИТ с ИБ… Продолжать можно бесконечно, в той или иной мере всё проникло во всё.

Интегрируем байты в транзисторы. Покупаем два по цене одного

Всеобщая интеграция, как в упомянутом фильме, происходит во всем: как в самой основе ИТ (базисе), так и в ее производных. Видимой и самой заметной частью айсберга ИТ-базиса становятся тенденции к производству не только микропроцессоров, но и микровсего: материнских плат, микросистем, микросерверов и, как апофеоз, – микросетей и микроинфраструктуры предприятий. Компоненты переходят в модули, модули – в единые устройства, устройства – в инфраструктуру. С большой долей вероятности в ближайшем будущем нас ждут устройства по принципу «всё в одном кристалле», когда телефон, ПК, сервер и т. п. будут производиться одним технологическим процессом в виде одного монолитного модуля.

И у этой тенденции на данный момент есть весьма веские основания. Звено ИТ-инфраструктуры – это уже не предоставляемые вычислительные мощности для выполнения тех или иных математических операций по заложенной в них потребителем программе, а набор сервисов для выполнения длинных и вполне конкретных процессов. Прочно вошедшие в нашу жизнь облака, гипервизоры, сетевые устройства all-in-one и т. п. – это только начало. Программные и аппаратные составляющие звеньев сейчас зачастую неразделимы, ПО вшито в аппаратную платформу и является ее неотъемлемой частью. При разделении каждая часть теряет значительную долю своей функциональности либо становится вообще непригодна к использованию. В итоге ИТ-сообщество потянулось не к вычислителям входных данных, а к обработчикам комплексных процессов и задач.

История всегда развивается циклами, в нашем случае цикл «централизация – децентрализация» подходит к новому витку распределенных систем, но уже на качественно ином уровне: распределенные файловые системы и хранилища данных, кластеризация серверной инфраструктуры, ПК пользователей, предоставляющие часть своих незадействованных процессорных ресурсов, – всё вовлекается в эту матрицу внешне интегрированных и внутренне распределенных технологий. Итог – снижение стоимости владения и эксплуатации систем, повышение отказоустойчивости, упрощение взаимодействия как пользователя и администратора с системой, так и систем между собой. Но все ли так радужно? Уже сейчас на поверхности лежит несколько аспектов, заставляющих задумываться о безопасности и дальнейших перспективах развития.

Розовые очки и подводные камни

Высокая масштабируемость подобных высокоинтегрированных систем получает на другой чаше весов сложность изменения и замены инфраструктуры. Сервисы дают преимущества в использовании интеграции, но несут проблемы при глубоком изменении бизнес-процессов, переориентировании бизнеса или смене его структуры. Быстрое внедрение, дешевое использование и обслуживание ИТ-систем, несомненно, могут откликнуться сложностью перехода, когда ИТ-инфраструктура предприятия состоит не из десятков или сотен звеньев, некоторые из которых последовательно, с той или иной степенью болезненности можно заменить, а представляет собой монолитный сервис, когда мы уже сели на иглу производителя и замене подлежит либо всё, либо ничего.

Вторым важным аспектом работы с данными системами являются повышенные риски безопасности находящейся в них информации. Зачастую она хранится либо на большом количестве различных узлов и компонентов внутри организации, либо за ее пределами, либо комбинированно. Но вся система прочна настолько, насколько прочно ее самое слабое звено. В случае использования облаков небольшими организациями у них создается ложное чувство защищенности своей информации – ведь она находится на оборудовании поставщика услуг, все организовано экстраспециалистами на самом высоком уровне. Но к «бастиону» совершенно легально подключаются мало защищенные ПК потребителя, через которые эта информация циркулирует и становится легкой добычей злоумышленника. Что же касается собственных ресурсов в распределенных хранилищах, ЦОДах, то здесь тоже не все гладко: четко выстроенные границы между разными видами информации, а также удерживание этих границ при выводе из эксплуатации одной из подсистем или их массовом перестраивании, отсутствие «забытых» в хранилищах данных, особенно если это бэкапы, – скорее редчайшие исключения, чем правило.

Вкупе с этим возникают риски карточного домика: каждый узел становится слишком критичным, малейшая уязвимость каждого элемента высокоинтегрированной системы становится уязвимостью всей системы, в том числе и всего бизнеса. Ставки становятся предельно высоки. Свою долю масла в огонь добавляет и сама интеграционная шина, становясь наиболее дорогим и критичным для владельца и самым лакомым для злоумышленника активом – дороже и вожделеннее, чем отдельные информационные и физические активы. Наравне с риском несанкционированного доступа к шине (в свою очередь, имеющей доступ ко всем составляющим ИТ-инфраструктуры организации, зачастую еще и с очень высокими привилегиями) возникают риски лавинообразной ошибки, когда одна некорректная процедура приводит к повреждению всех подсистем и может попросту запустить самоуничтожение.

Та самая матрица, пока еще на базовом уровне, но смело и уверенно входит в обыденую жизнь. Наравне с интеграцией всех бизнес-процессов и совершенно разных ИТ-подсистем друг в друга в рамках организации, наравне с BYOD, когда личные устройства интегрируются в корпоративную среду, мы видим, как все те же личные телефоны, планшеты, телевизоры, компьютеры, да чего уж там говорить – отдельные модели пилотных холодильников и утюгов интегрированы в ИТ-инфраструктуру своего производителя. Потребитель (клиент) интегрируется в поставщика и приобретает уже не товары или услуги, а сервисы – как часть своего жизненного цикла. Человек на бытовом уровне интегрируется в ИТ-системы производителей услуг, а ИТ-системы – в него и в его жизнь. Основным драйвером таких процессов служит вожделение продавцов получить всеобъемлющую информацию о потребителе – для таргетированной рекламы и продаж. И здесь мы подходим ко второму аспекту – адаптивному управлению этими системами и их обратным связям с потребителем.

Сложные системы с примитивной логикой

При всей кажущейся развитости ИТ-систем, на настоящий момент в большинстве своем они являются «замкнутыми». То есть получение информации о внешних событиях и ее аналитика происходят практически внутри системы и по достаточно примитивным правилам, а внешние сенсоры и адаптивные (изменяющиеся в процессе и в зависимости от поведения сенсоров) правила управления практически отсутствуют. Приведу простой пример: вы хотите купить новую куртку и серфите в поисковых системах и/или интернет-магазинах, дабы узнать порядок цен, ознакомиться с ассортиментом и т. п. Через какое-то время вы совершили планируемую покупку – но что продолжают предлагать вам поисковые машины, соцсети и баннеры на сайтах? Правильно, все ту же куртку – но она вам уже не нужна! На этом этапе наиболее выгодным и для рекламной системы, и для продавцов, и для покупателя было бы предлагать вам, к примеру, новую обувь, подходящую по стилю и цвету к этой куртке, а также средство по уходу за ней, химчистку, в конце концов. Но реклама куртки будет преследовать вас еще несколько месяцев…

Именно в этом проявляется отсутствие адаптивности систем и практически полное отсутствие внешних сенсоров. У поисковиков, конечно же, нет доступа к трансакциям по вашей банковской карте или сведениям о наличности в вашем кошельке, чтобы точно определить, что и где вы покупали, но хотя бы смена рекламного предложения на перечень сопутствующих товаров через пять-семь дней была бы вполне логичной. Здравомыслящий человек за это время с большой долей вероятности либо купит то, что хотел, либо передумает и прекратит поиски. И вот именно в этом важном моменте – адаптивности систем управления и наличии качественных сенсоров у ИТ-систем, где потребитель или пользователь взаимодействует с ними полноценно, с наличием у систем обратной связи – на мой взгляд, и заключается самое важное, что отделяет ИТ от качественно нового витка их развития.

Первые попытки такого взаимодействия уже совершаются, человек частично интегрируется во Всемирную паутину своими базовыми потребностями: продукты питания, одежда, бытовые приборы многими покупаются в интернет-магазинах, а соцсети и аудиовидеопорталы с лихвой удовлетворяют его культурные потребности. И каждый раз все эти сервисы в той или иной мере подстраиваются под своего пользователя для увеличения его удовлетворенности и прибыли продавца. Но только ли для ИТ-систем может приносить пользу такая интеграция человека? На мой взгляд, это могло бы стать довольно хорошим драйвером для развития как отдельных организаций, так и всего государства или всего экономического сообщества.

А теперь, как и обещал, предлагаю немного пофантазировать. Получив (неважно каким способом) необходимые обратные связи и сенсоры в привязке к конкретной виртуальной личности, ИТ-системы, а через них и бизнес, и государственные экономические ведомства могли бы создать качественно новый и достаточно мощный инструмент планирования и корректировки своей деятельности. Человек или организация как потребители избежали бы необходимости затрачивать уйму времени на выбор наиболее выгодных и подходящих товаров и услуг, планирование и организацию их транспортировки, оформление заказов и другие организационные вопросы. Осталось бы только просмотреть автоматически сформированный перечень, внести в него небольшие корректировки и получить свой заказ за N денежных единиц. При этом частная и государственная экономика получила бы очень точную и «рафинированную» информацию для планирования производства.

Свет в конце туннеля. Куда и какой дорогой движемся?

Сейчас одним из наиболее понятных и очевидных сенсоров является доступ ИТ-систем к банковским аккаунтам, но реализация этого ничтожно маловероятна в перспективе ближайших 10-20 лет, а возможно, и вообще когда-либо – уж слишком чувствительна для подавляющего большинства людей эта информация, а сама плоскость сильно зарегулирована. Слишком неэтичен и опасен такой доступ для владельцев этих данных. Наиболее близкая и простая альтернатива – более тщательный анализ соцсетей, фотографий и заметок в них. Семантический анализ и анализ образов на выкладываемых фотографиях, анализ связей потребителя могут внести очень большой вклад в развитие обратных связей, и подвижки в этом направлении сейчас весьма заметны.

Но реализации всего этого мешают причины, находящиеся совершенно не в русле ИТ, а больше в недоверии и страхе. Страхе того, что эти данные попадут в руки злоумышленника или будут использованы в корыстных и неприемлемых для потребителя целях. Что человек, слишком сильно, далее своего предела разумного, интегрируясь в ИТ-экосистему, будет отдавать ей свои данные, потребности, возможности, работу, а та даст ему в ответ удобные сервисы для жизни, снизит их себестоимость, даст ресурсы… Но насколько приемлемо такое взаимодействие? Вопрос переходит в плоскость этики и нравственности, но пока ответов на него даже не угадывается.

Примеры слабых обратных связей и примитивного управления в системах были взяты для таких сложных инфраструктур, как поисковые машины и соцсети, но если задуматься, то в остальных отраслях дело обстоит еще хуже. Единственным выделяющимся на общем фоне флагманом пока является только АСУ ТП, где сам процесс дает возможности, да и просто заставляет вводить обратные связи и прорабатывать сложные системы управления и анализа. Практически все остальные системы, начиная от автоматизации HR и заканчивая BI, варятся в собственном соку, мало заботясь о сопоставлении внутренних аналитических процессов с реальной жизнью.

Современные информационные технологии, и это сложно отрицать, движутся в сторону всеобщей и всеобъемлющей интеграции всего и во все, и человек здесь – одно из важнейших звеньев. Насколько велики эти шаги и куда они приведут – сказать очень сложно, но контуры уже предугадываются, хотя пока больше похожи на научно-популярный фэнтези. Сейчас человечество сознательно тянется к новой виртуальной ИТ-реальности, но на подсознательном уровне все еще старается дистанцироваться и соблюдать невидимую границу. Каждый из нас сам определит свой взгляд на этот вопрос, свой путь и свое место в этих изменениях, сам начертит границы дозволенного. Ведь как бы то ни было – e pur si muove![1]




[1] И все таки она вертится! (Галлилей)



Журнал: Журнал IT-Manager [№ 11/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00