УправлениеИТ в бизнесе

Синдром самозванца

Иван Козлов | 29.01.2018

Синдром самозванца

Особняком стоит ИТ-департамент и ИТ-бюджет. Деньги вроде бы есть, поскольку наш бюджет — часть общего бюджета, но развития вроде как никто не ожидает.

Синдром самозванца (Imposter syndrome) — 

психологическое явление, при котором человек 

не способен интернализировать свои достижения.

Википедия

 

Интересный психологический факт: по разным исследованиям, от 40 до 85% людей время от времени чувствуют себя самозванцами на занимаемой должности. И среди представителей ИТ этот процент ближе к верхней границе. Кризис и стагнация не уменьшают такую вероятность. Можно ли оценить себя и доказать себе, что вы — молодец и достойны занимаемого места?

Уже довольно давно ИТ разделились на два направления: поддержка и развитие. И если с поддержкой все просто и пока все работает — вы молодец, а если сломалось, но быстро починили, то все равно молодец.

На самом деле количественно оценить качество ИТ-сервисов, а значит, и способности ИТ-руководителя не столь просто, но вполне реально. Если есть соглашение о уровне сервиса SLA с перечнем ключевых сервисов и метрик, определяющих их работоспособность, то половина дела в кармане. Вторая важная часть для нахождения на безопасной стороне — наличие документации. Сюда относятся и политики, и регламенты, и описание всех систем и сервисов. Очень полезно иметь план непрерывности BCP, который поможет быть уверенным, что для обеспечения SLA у вас есть достаточно ресурсов. И план аварийного восстановления DRP, который тоже поможет, когда что-то пойдет не по плану BCP. И безусловно важно постоянно актуализировать документацию — устаревшая документы равнозначны их отсутствию.

К сожалению, этим в наше время никого не удивишь: электрики и сантехники такие же молодцы. И айтишников, занимающихся поддержкой, справедливо приравняли к дежурным электрикам, «обозвав» английским словом commodity.

 

Управление ожиданиями

 

Гораздо сложнее с направлением ИТ-развития. Здесь нет общепринятых количественных показателей, точно подтверждающих, что вы молодец.

Касательно управления проектами — существует множество количественных показателей. И насколько вы хороший проджект- или программ-менеджер вполне можно измерить. Но вопрос-то не столько в том «КАК ВНЕДРЯТЬ?», а больше «ЧТО ВНЕДРЯТЬ?». Плохо внедренная правильная и нужная система все равно полезнее для предприятия, чем отлично введенное в эксплуатацию барахло.

Один из косвенных параметров, способный помочь здесь, — опрос удовлетворенности топ-менеджмента и бизнес-пользователей. Он показывает, насколько ИТ-развитие соответствует их ожиданиям. Это хороший инструмент, но следует учесть, что, во-первых, опрос сам по себе штука субъективная, а во-вторых, совсем необязательно все бизнес-пользователи действительно понимают, что нужно бизнесу.

В период кризиса и стагнации большинство менеджеров думает в разрезе сокращения затрат и удержания позиций. Очень сложно и опасно ИТ-менеджеру не поддаться на такие «ожидания» и продолжить мыслить в парадигме развития.

Группа компаний «Мется», где я работаю, некоторое время назад перенацелилась на развитие внутри Финляндии и, соответственно, приостановила экспансию в других странах. У нас нет стагнации, мы не планируем сокращать или закрывать бизнес, но и расширения бизнеса также не планируется. То есть развитие есть, но не здесь. Для всех подразделений группы в России (и не только) это означает сохранение объемов выручки и, если возможно, уменьшение затрат.

Особняком стоит ИТ-департамент и ИТ-бюджет. Деньги вроде бы есть, поскольку наш бюджет — часть общего бюджета, но развития вроде как никто не ожидает.

Очень просто соответствовать ожиданиям и ничего не делать, но тогда прогрессирует тот самый «синдром самозванца» и внутренний голос говорит: «А сам-то ты что можешь сделать?» Правильная реакция на это — генерирование новых идей. Если хорошо изучить бизнес-процессы и поговорить с их участниками, практически всегда найдется область, которая может быть улучшена с помощью ИТ. Пусть это будут небольшие проекты повышения эффективности отдельных подразделений. Что-то приносит реальную экономию в реальных деньгах, а что-то может упростить и ускорить бизнес-процесс, и это в общем тоже неплохо.

На 2018-й, кроме нескольких небольших проектов, у меня запланирован «стартап-проект» внутри компании с новыми цифровыми технологиями, дронами, искусственным интеллектом и прочими фишками. Если проект покажет себя хорошо, возможно, он будет тиражирован и за пределы России, а может, и за пределы группы.

Поживем — увидим. Ведь главное — не давать перегореть внутреннему огоньку, который поддерживает пламя изменений вокруг. Если и вас иногда посещают мысли о незначительности вашей работы, описанные в синдроме самозванца, — не стоит впадать в уныние, а пора включать внутренний мотиватор и создавать что-то полезное и нужное. Это добавит несколько очков к оценке бизнесом, а как бонус — еще один повод гордиться собой. Что гораздо приятнее, чем унывать и чувствовать себя самозванцем.

Темы:

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 01/2018], Подписка на журналы

Об авторах

Иван Козлов

Иван Козлов

Директор по ИТ, Metsä Group. Россия




Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00