E-commerce: на пути в подсознание

Логотип компании
E-commerce: на пути в подсознание
Онлайн-торговля уже превысила 4% рынка, и, по оценкам экспертов, в ближайшие два года цифра возрастет до 15%. В то же время почти треть от впечатляющего триллиона рублей, который ежегодно приходится на область интернет-торговли, составляет трансграничная торговля...

В России e-commerce существует уже более 20 лет и до сих пор остается одной из самых быстрорастущих и меняющихся отраслей. Пять лет назад IT Manager приводил прогноз Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) по ежегодному росту объема e-commerce в России в течение следующих пяти лет. Он оказался верен. Как и ожидалось в 2014-м, ежегодный рост составил около 30% (www.allcio.ru/cionews/management/115053.html). Онлайн-торговля уже превысила 4% рынка, и, по оценкам экспертов, в ближайшие два года цифра возрастет до 15%.

В то же время почти треть от впечатляющего триллиона рублей, который ежегодно приходится на область интернет-торговли, составляет трансграничная торговля. Изучением этого рынка занимается АКИТ, она озвучивает тенденции, динамику и прогнозы. Поэтому мы пригласили Александра Логунова, вице-президента АКИТ, обсудить особенности российской e-commerce.

E-commerce: на пути в подсознание. Рис. 1
Александр Логунов

Какие бы трудности ни стояли перед экономикой в России, цифры, представленные АКИТ, демонстрируют, что e-commerce успешно их преодолевает. С чем это связано?

Уверенный рост дистанционного предпринимательства связан с рядом причин. В первую очередь, конечно, доступность высокоскоростного Интернета даже в отдаленных регионах. Меняется темп жизни, возрастает мобильность, и мы не готовы тратить столько времени на текущие бытовые покупки, как прежде. Современный потребитель хочет удобства, быстроты, оптимальной цены — и все это с доставкой.

Тем не менее проблемы есть?

Да, и не одна и не две.

Одна из самых обсуждаемых — таможенное законодательство.

Законы меняются, в том числе и по инициативе членов АКИТ. Однако, на наш взгляд, пробелы в налоговом и таможенном законодательстве еще остались, в том числе порог беспошлинной торговли, что ставит российский бизнес в неконкурентные условия.

Товары, заказанные в зарубежных интернет-магазинах, не облагаются 18% НДС и 10% таможенного сбора, в то время как те же товары, ввезенные предпринимателями, этими налогами обременены. Выбрать, заказать и оплатить товар можно элементарным набором действий, а налоговое законодательство застыло в том времени, когда покупатели выписывали товары с помощью каталогов.

Это барьер для развития не только отечественной торговли, но и производства. Предлагаемое АКИТ снижение беспошлинного порога до нуля не только создаст равные условия между российскими и зарубежными интернет-магазинами, но и поможет обеспечить безопасность товаров и исполнение гарантийных обязательств.

По данным АКИТ, около трети оборота интернет-торговли в России — трансграничные продажи. Насколько изменится соотношение на рынке между российскими и зарубежными интернет-магазинами после введения пошлины на все товары, присылаемые из-за рубежа?

Важно отметить, принципиально разные подходы к расчету так называемых беспошлинных лимитов. Таким образом, ранее Евразийской экономической комиссией было предложено регулирование стоимости одной посылки, а количество таких посылок ограничить не предусматривалось. Это только усугубило путаницу, ибо сместило приоритеты контроля с человека на конкретное отправление. Минфин же подход к определению «порога» оставил без изменения, при этом сократив вдвое его объем и приблизив сроки реализации. С 1 июля 2018 года можно будет совершить покупки в заграничных интернет-магазинах на сумму в 500 евро, а с 2020 года - на 200 евро без уплаты соответствующей пошлины.

Снижение порога беспошлинной торговли будет незаметно для рядового покупателя, поскольку, по данным АКИТ, затронет лишь 3% посылок. Предлагаемые же АКИТ инициативы по снижению беспошлинного порога до «0», создадут равные условия между российского и зарубежными интернет-магазинами и помогут обеспечить безопасность товаров и исполнение гарантийных обязательств. Принятые меры, прежде всего, окажут влияние на нелегальные закупки, когда товары приобретаются для последующей перепродажи. То есть основное ожидание от проектов - контроль коммерческого оборота в «почтовом канале».

После введение «порогов» доля трансграна сохранится на уровне 25-30% и практически перестанет расти. Данная ситуация будет справедливым балансом.

Можно ли назвать сдерживающим фактором уровень безопасности интернет-операций?

В современной России интернет-покупатель защищен. Правила дистанционной торговли устанавливают ответственность предпринимателя, и она значительно жестче, чем в большинстве европейских стран. А судебная практика говорит о том, что в 99% случаев судами принимается и поддерживается позиция потребителя. В противовес, зарубежные площадки не подчиняются отечественной системе и по многим показателям не способны обеспечить высокий уровень сервиса.

За последние семь лет на 80% снизилась распространенность мошенничества в области информационных технологий, в частности несанкционированные действия и неправомочное пользование ресурсами и услугами в сетях.

Это заслуга законодательства?

Это заслуга новых банковских технологий, таких как 3D Secure, которая, являясь XML-протоколом, используется в качестве дополнительного уровня безопасности для онлайн-кредитных и дебетовых карт и позволяет всесторонне и многоступенчато защитить платеж.

Но есть и плохие новости. Возросшая популярность площадок, адаптированных под коммерческие отношения C2C, привлекла на этот рынок и мошенников. За последние два года на таких площадках уровень мошенничества вырос аж на 27%.

Верно ли предположение, что современный рынок e-commerce становится рынком крупных игроков?

Начиная с 2017-го рынок онлайн-продаж сопровождается процессом консолидации. В прошлом году мы наблюдали активное проникновение крупных игроков в отдаленные регионы и малочисленные населенные пункты. Одновременно мы видим тренд на сегментирование, об этом говорит банкротство ряда магазинов, которые предлагали более 3 млн товарных единиц, и успех нишевых игроков.

Мы полагаем, что слияние ретейлеров-гигантов происходит в числе общих трендов к переходу к омниканальности, когда покупатель выбирает, сравнивает, изучает отзывы в Интернете, а потом приходит за визуализацией и покупкой в офлайн-магазин, или же, присмотрев понравившийся товар в стационарной торговой точке и обсудив его достоинства с доверенными консультантами, приобретает понравившуюся модель онлайн, предварительно проведя мониторинг цен.

Возможно, сложности некоторых больших магазинов связаны с необходимостью перемен?

В определённый промежуток времени каждый предприниматель сталкивается с некой «точкой кипения», когда компания не справляется с нагрузкой: курьеры не успевают, товары не отгружаются, а сайт, говоря профессиональным языком, лег. Так происходит при достижении 500 заказов в день. Это, давайте посчитаем, при 5%-ной средней конверсии — более 10 тыс. уникальных посетителей. Такой эффект может дать рекламная кампания, а вернуть устойчивую лояльность потребителей после «цифрового коллапса» будет сложно.

Перечислять затруднения e-commerce можно долго. Одно из них — ИТ-проблема. Во-первых, дефицит ИТ-кадров, потому что из-за менее репутационно привлекательного имиджа ретейл не может привлечь высококомпетентных специалистов. Такое положение надо менять, поскольку компания, занимающаяся торговлей, — это, прежде всего, коммуникационная площадка.

Также чувствуется недостаток отечественных цифровых решений для среднего и крупного интернет-бизнеса. Я говорю, прежде всего, о CRM-системах управления базами данных. В этом, кстати, мы видим огромный потенциал для разработчиков, для интеграции и адаптации CRP-, ERP-систем в прозрачную архитектуру больших интернет-магазинов. Мы говорим о необходимости новых технологий, новых подходах к анализу потребностей клиентов и новых профессиях в области интернет-коммерции, которые это обеспечат.

Какими вы видите основные векторы развития?

Все движется к тому, что компания, которая сможет предугадывать желания и потребности покупателей, выиграет гонку за клиента. Как сейчас работает таргетинг? Вот, скажем, вы искали телевизор, а потом эта реклама «ходит» за вами в течение нескольких месяцев, хотя вы давно приобрели понравившуюся модель и уже копите на стереосистему. Поэтому, если говорить о будущем, обязательно появятся новые профессии, такие как социальный инженер, человек, который будет предсказывать покупательское поведение, и ИТ-решения, которые будут помогать ему это делать. Нам опять нужны высококвалифицированные кадры. Именно поэтому рынок труда для ИТ-специалистов, а вместе с тем и задачи, будут расширяться в геометрической прогрессии.

Тогда интернет-покупки и нейросети станут неотъемлемой частью нашей жизни вместе с роботизированной сборкой заказов и доставкой дронами (что уже частично реализовано Amazon), а у любой семейной пекарни будет сайт с самым высоким интерактивным клиентским сервисом. Холодные звонки канут в Лету вместе с профессией кладовщика, а ваш девайс, измерив медицинские показатели, проанализировав огромные данные покупок, встроится в жизненный цикл и, наконец, предложит так необходимую вам скидку в спортзал, о походе в который вы прежде и не задумывались.

Опубликовано 16.04.2018