IT ManagerИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Юные, но уже такие необходимые...

Марина Аншина | 07.06.2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Юные, но уже такие необходимые...

Как жили люди до появления информационных технологий? Трудно! Забывали о том, что было вчера, и не помнили, что надо делать завтра. Плохо считали деньги, поэтому неожиданно разорялись. Страдали из-за невозможности пообщаться с далеким другом. И так далее...

И когда же произошло это счастливое событие – рождение ИТ? Тут мнения расходятся. Для меня, как и для многих других, знаменательное событие состоялось в 1943 году, когда Алану Тьюрингу и его коллегам с помощью Bombe, прообраза современного компьютера, удалось расшифровать секретные коды немецкого командования, созданные с помощью «Энигмы». То есть впервые машина сумела сделать то, что принципиально не могли сделать люди. Нет, можно конечно начать с абака. Но это все же некоторая натяжка.

Как много сделано, как много предстоит

Так что ИТ только около 75 лет. И конечно, они еще очень юны. Отсюда многие проблемы отрасли: неустоявшиеся стандарты и методики, заблуждения и предрассудки общества по отношению к ИТ, перекосы и перегибы, с которыми приходится сталкиваться. С одной стороны, их считают универсальным средством от всех болезней современных предприятий, а с другой – относятся к ним, как к неизбежному злу, и упрекают ИТ-специалистов в их низком качестве. И у того и у другого подхода есть некоторые основания, но все в ИТ совсем не так хорошо, хотя и не так плохо.

Если задуматься о том, что с рождения отрасли прошло лишь 75 лет, то можно удивляться, как много в ней сделано. Разработано огромное количество международных стандартов, да и отечественных немало. Созданы зрелые фреймворки и описаны лучшие практики. ИТ из вспомогательного средства решения большей частью математических задач стало универсальным методом общения и взаимодействия, автоматизации различных процессов, заменили человека во многих областях деятельности. Постепенно любой рутинный, повторяющийся труд переходит к компьютерам, которые справляются с ним заведомо лучше людей. Организации действительно объединяют людей и машин для оптимального достижения поставленных целей[i]*. При этом, что естественно, механические действия, которые определяются четкими измеряемыми параметрами, лучше выполняют машины, а там, где нужна интуиция и те интеллектуальные способности, которыми машины, к счастью или сожалению, пока не обладают, лучше справляется человек.

Однако любой компьютер, любая программа пока только инструмент в руках человека. Можно, конечно, забивать гвозди микроскопом, но вряд ли это окажется эффективным. И скорее всего, породит то же разочарование по отношению к микроскопу, которое сложилось вокруг ИТ у многих и многих.

ИТ-инструменты развиваются столь стремительно, что люди просто не успевают их освоить. И, что тоже естественно, но от этого далеко не менее грустно, обучение грамотному применению этих инструментов значительно отстает от скорости их появления. Двойственность использования ИТ: в быту и в профессиональной деятельности, способствует некоторому раздвоению личности современного человека. Умение найти информацию в Интернете, общаться в социальных сетях и по мобильному телефону, играть в компьютерные игры порождает иллюзию, что и на рабочем месте можно использовать ИТ играючи.

Но производители корпоративных систем далеки еще от того, чтобы в удобстве использования достичь уровня, предлагаемого компьютерными играми. Еще лет 15 назад я удивлялась бедности, чтобы не сказать ущербности, интерфейса одной из крупнейших корпоративных систем. И когда поинтересовалась у знающих людей, почему это именно так, мне ответили, что кладовщику, который в грязных рукавицах подошел к компьютеру, красота интерфейса ни к чему. Ему, мол, вообще нужна одна большая красная кнопка, и хорошо еще, если он сумеет ее нажать. Кладовщики на современных складах уже сильно изменились. Да и зовут их чаще не кладовщиками, а менеджерами по логистике. Но повернуть целую отрасль (вернее, ту ее часть, которая относится не к рознице, а к корпоративному рынку) лицом к пользователю, не так-то просто. Тем более что проблем у вендоров и так хватает, конкуренция там нешуточная.

Грамотность в массы!

И, как свойственно любому человеку, пользователи начинают винить производителей за неудобства, за те неизбежные ошибки в программах, которые по закону падающего бутерброда, мешают им работать как раз в самый неподходящий момент. Им не хочется задумываться о том, что корпоративные системы построены по другим принципам, нежели компьютерные игрушки. И для того чтобы их правильно использовать, надо прилагать определенные усилия. Основам ИТ-грамотности – как использовать ИТ на работе – надо учить с не меньшей, а даже с большей настойчивостью, чем компьютерной грамотности – как использовать компьютер в быту. А этому не учат вообще. Очень надеюсь, что программа «Цифровая экономика» даст толчок к массовому освоению ИТ-грамотности в нашей стране.

Цифровая экономика и цифровая трансформация стали новым  брендом ИТ. Как обычно происходит с теми концепциями, которые продвигают мировые эксперты, каждый трактует эти термины по-своему. А кто-то просто рассматривает их как маркетинговый сленг –на самом деле он не несет ничего нового, но под его маркой удобно продать, или попросту втюхать, залежавшийся товар.

Не буду никого уговаривать и настаивать на своем понимании. Но для меня эти термины означают то, что если раньше ИТ-службы на предприятиях являлись сугубо сервисными подразделениями и рассматривались скорее как обслуга, чем как равноправный партнер, теперь они становятся движущей силой развития и проводником инноваций. На самом деле вендоры и грамотные консультанты давно объясняли, что с помощью ИТ компания может построить свой бизнес совершенно по-другому. Поэтому практика, когда покупается импортная ERP-система, а потом на 90% переписывается под существующие процессы компании, совершенно бессмысленна. Эти самые процессы  с помощью ИТ можно наладить совершенно иначе и добиться не просто частного улучшения, а кардинальных преобразований. Понадобилось более 20 лет, чтобы наконец эта идея выросла до государственного уровня. Да и сейчас еще она многими воспринимается довольно скептически.

Новые роли, новые задачи

А ведь уже ни для кого не секрет, что любая область деятельности компании может выглядеть совершенно по-другому благодаря современным технологиям. Причем практически в любой отрасли.  Продажи с помощью интернет-магазинов кардинально меняют не только продажи, но и логистику, и маркетинг, и финансы любой розничной компании. Современный банк по словам Г. О. Грефа превращается в ИТ-компанию. Я уж не говорю, как может повлиять на всю финансовую систему блокчейн. С помощью современных средств проектирования, 3D-принтеров (а есть уже и 4D) изменяются методы производства, ускоряются сроки вывода новых продуктов на рынок. А уж про сервисы я и не говорю – там влияние ИТ громадное. Естественно, при таком подходе совершенно иной становится роль ИТ-директора. Тут есть разные прогнозы. Кто-то считает, что ИТ-директор превратится или, вернее, уже превращается, в директора по инновациям. Потому что (ведь не секрет) большинство инноваций связаны с ИТ. Хотя надо отметить, что все же далеко не все. Другие считают, что роль ИТ-директора останется только на уровне обслуживания, а вверх поднимется Chief Data Officer, который будет определять методы управления информацией, постепенно превращающейся в основной актив организаций различных областей деятельности.

На самом деле суть от смены названий не меняется. ИТ-директор, как тот, кто отвечает за управление информацией, неизбежно становится одной из ключевых фигур современного предприятия. И конечно, сегодня его компетенции уже не могут ограничиваться только сервисным подходом: ITIL и ITSM.

Хорошо, что в нашем профстандарте менеджера по ИТ мы предусмотрели на самом высоком уровне компетенций роль менеджера по ИТ-инновациям. Хотя когда мы создавали профстандарт, ни о цифровой трансформации, ни о цифровой экономике речи еще не шло.

В области обучения ИТ-менеджеров также существуют определенные проблемы. В ряде университетов есть ИТ МВА, на котором менеджеров по ИТ обучают современным подходам к управлению ИТ. Но такому менеджеру нужны менеджеры низшего и среднего уровня – менеджеры по управлению ИТ-ресурсами и ИТ-сервисами, которых практически нигде не готовят. А ведь именно эти профессии востребованы на рынке. Многие ИТ-директора жалуются, что испытывают основные трудности не в поиске программистов и системных администраторов, а менеджеров. И подготовить своих тоже не всегда получается, ведь далеко не из всякого программиста можно вырастить хорошего менеджера.

Тут надо действовать сразу в двух направлениях: ДПО для обучения ИТ-специалистов менеджерским компетенциям, как общим, так и специфическим для ИТ, и подготовка студентов по этим направлениям.

Инновационный менеджмент

Есть и еще одно соображение. Если цифровые сервисы становятся основополагающими практически для всех компаний любой отрасли и направления деятельности, то уровень управления ими должен стать совершенно иным. Компании, которые становятся настолько зависимыми от ИТ, не смогут терпеть многочасовые простои, частые сбои, потерю информации. Управление ресурсами и сервисами ИТ должно подняться на принципиально другой уровень. И тут без грамотных управленцев не обойтись. Кроме того, необходимо развивать стандарты, методики, аккумулировать лучшие практики на государственном уровне, что и призвана, в частности, делать программа «Цифровая экономика».

Конечно, менеджер по ИТ-инновациям, и тем более менеджеры по управлению ресурсами и сервисами ИТ, не могут быть глубокими специалистами во всех новых технологиях, которые так стремительно развиваются. Гораздо важнее их погруженность в деятельность компании, где они работают, понимание того, как эти технологии можно использовать для ее развития. Но, разумеется, современный ИТ-руководитель и, прежде всего, менеджер по ИТ-инновациям должен иметь широкий кругозор, а для выбора конкретных решений привлекать экспертов – профессионалов в той или иной области. Эффективное взаимодействие четырех сторон современных ИТ – поставщиков технологий и решений, экспертов и консультантов, образовательных учреждений и менеджеров по ИТ – способно обеспечить компанию таким уровнем современных технологий, который будет способствовать ее развитию и расцвету.  




[i]*«Предприятия представляют собой социально разнородную систему, определяемую свойствами и характеристиками людей и машин» ГОСТ-Р ИСО 14258-2008.



Ключевые слова: школы CIO, сообщества, сертификация

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал IT-Manager № 05/2018    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Также по теме

Другие материалы рубрики

Загрузка...

Компании сообщают

Мероприятия

19.09.2019
MOBILE FORENSICS DAY 2019

Москва, ул.Лесная 7, БЦ «Белые сады", конференц-зал «MEETING POINT WHITE GARDENS».

26.09.2019 — 27.09.2019
Smart Oil & Gas

Отель «Хилтон Санкт-Петербург Экспофорум»,