Итоги 2018 года: рост в непростых условиях

Логотип компании
Итоги 2018 года: рост в непростых условиях
Мнение экспертов: "Только вместе с заказчиком и его специалистами можно создать действительно хороший и работающий проект"

Под занавес уходящего года принято подводить итоги. Каким был 2018-й для российского ИТ-рынка? Какие тенденции господствовали на нем? Уже в 2017 году аналитиками IDC впервые за несколько лет был зафиксирован рост на российском рынке ИТ-услуг не только в рублях, но и в долларах. В этом году, согласно предварительным прогнозам и отчетам компаний, также наблюдается положительная динамика. Согласно данным российской аналитической компании ITResearch, в первой половине 2018-го отечественный рынок ПК вырос на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, появилась положительная динамика в сегментах принтеров, МФУ и ряде других направлений. Но рынок – это не просто оборудование и услуги, а прежде всего, компании, которые формируют его, работают на нем многие годы. Как чувствовали себя игроки российского и мирового ИТ-рынка? Мы попросили их рассказать об этом.

Рост продолжается

Для компании ALP Group уходящий год был эффективнее, чем предыдущий. «Мы ставим стратегические цели для всей компании на год, и в этом году мы их полностью выполнили. Это касается и проектов, и создания в компании новых практик, и борьбы с кадровым голодом, и оптимизации работы самой компании за счет роботизации части рутинных процессов. Кроме того, мы подготовили к запуску в первом квартале 2019 года совершенно новый комплекс решений и услуг, который создаст новый сегмент российского ИТ-рынка», – говорит Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group. По ее словам, компания открыла в 2018 году для себя новое направление – автоматизацию в сфере медицины.

Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем, ALP Group

Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем, ALP Group

Многие компании сейчас переименовали в цифровую трансформацию простую автоматизацию процессов. Это или лукавство, или свидетельство того, что такие компании еще не дошли до настоящей полномасштабной цифровой трансформации.

Оборот департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. «Интересно, что часть бизнеса, связанная с СМБ, растет сразу в двух направлениях, как в части традиционных услуг (обслуживания серверов и компьютерной техники), так и в части облачных (IaaS, автоматизированный анализ и оптимизация ресурсов в облаке). Причем рост в облаке намного выше: оборот за 2018 год по данным услугам удвоился. Это важно, так как облачные услуги более маржинальны, чем традиционные», – комментирует Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group.

Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group

Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group

Заказчики из числа крупных коммерческих предприятий хорошо понимают, что такое цифровая трансформация. Последние 5–7 лет они занимаются именно этим, причем без громких анонсов.

Для международного сервис-провайдера Orange Business Services уходящий год стал годом вызовов, когда процесс трансформации бизнеса от телеком-оператора к провайдеру интеграционных ИТ-решений вышел на качественно новый уровень. Как нам рассказал Андрей Пуртов, руководитель по взаимодействию с клиентами Orange Business Services Россия и СНГ в Северо-Западном регионе, в 2018 году компания запустила свыше IoT-проектов для клиентов из разных отраслей. Специально для этого были созданы центры компетенций по решения в области «Интернета вещей». Также открыт центр компетенций в области судоходства и мониторинга за инцидентами безопасности (SOC). Компания Cisco тоже завершает календарный год с положительной динамикой. «Она стала возможной благодаря широкому портфелю продуктов для построения интеллектуальных и защищенных сетей, а также активному взаимодействию с органами государственной власти и коммерческими заказчиками в области цифровизации российской экономики», – отмечает Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ. Более удачным, чем прошлый, считает этот год и Виталий Фридлянд, генеральный директор Fujitsu Technology Solutions в России. «Мы получили результаты тех изменений в стратегии работы, которые сделали несколько лет назад, сфокусировавшись на продуктах и решениях для ЦОД, на серверах и системах хранения класса high-end, – говорит он. – При этом появилось гораздо больше проектов в регионах для коммерческих структур».

Виталий Фридлянд, генеральный директор Fujitsu Technology Solutions в России

Виталий Фридлянд, генеральный директор Fujitsu Technology Solutions в России

Импортозамещение должно быть разумным. Не надо изобретать велосипед, когда на рынок уже поставляются ракеты. Здесь надо быть очень аккуратным.

«Нужно вчера», и подешевле

Заказчики тоже меняются под воздействием экономических условий и других объективных причин. Несмотря на некоторый подъем в экономике, они все еще проявляют осторожность, стараясь найти на рынке оптимальное предложение по цене, качеству и срокам. По словам Тимура Алтышева, директора департамента по работе с ключевыми сегментами подразделения IT Division компании Schneider Electric, разница между тем, что происходит у коммерческих заказчиков и госсектора, сегодня велика как никогда. «Под воздействием макроэкономики и усиливающегося госрегулирования коммерческие заказчики вынуждены оптимизироваться во всем, что для нас означает смещение рынка инженерной инфраструктуры в сторону среднеценового сегмента. С госзаказчиками все сложнее, бюджеты есть, но слишком часто возникают проблемы с их освоением», – поясняет он.

«Мы живем в турбулентное время, поэтому заказчики обозначают сроки по принципу «нужно вчера», причем стоимость должна быть минимальной. В этом их пожелания абсолютно не изменились. Отдельно отмечу важность высокого уровня технической поддержки», – дополняет Виталий Фридлянд (Fujitsu).

Светлана Гацакова (ALP Group) отмечает рост пожеланий заказчиков по гибкому управлению проектами внедрения и сопровождения систем управления предприятиями, значительно более высокой адаптивности таких проектов по сравнению с традиционными методиками.

Об изменении мотивации заказчиков говорит Георгий Мегрелишвили, эксперт компании «Сервионика» (ГК «АйТеко»). «Аутсорсинг все чаще рассматривается не как способ сэкономить, а как возможность решать бизнес-задачи на основе лучших проектных практик и компетенций, которыми собственная команда не обладает. Заказчику выгоднее покупать сервис под ключ как готовое решение, которое легко адаптируется под его задачи», – отмечает он. 

Георгий Мегрелишвили, эксперт компании «Сервионика» (ГК «АйТеко»)

Георгий Мегрелишвили, эксперт компании «Сервионика» (ГК «АйТеко»)

Ключевой запрос крупных заказчиков связан именно с комплексными проектами – особенно у компаний, чья стратегия предполагает быстрое масштабирование в регионы, создание федеральных сетевых структур, стандартизацию и централизацию бизнес-процессов.

Искусственный интеллект на пути к массовому рынку

В уходящем году особенно часто говорили и писали о проектах в области искусственного интеллекта, машинного обучения и нейросетей, которые сегодня применяются в очень широком спектре отраслей. Но стали ли эти технологии мейнстримом? «Когда люди ведут речь о больших данных или об искусственном интеллекте, воображение рисует картины из фантастических фильмов. Тем не менее все эти технологии уже активно используются, причем чаще, чем мы думаем. Они незаметно стали частью нашей повседневной жизни, и в дальнейшем их применение будет только расти», – считает Владимир Гречушкин, руководитель направления по работе со стратегическими заказчиками энергетического сектора и атомной отрасли подразделения IT Division компании Schneider Electric.

Владимир Гречушкин, руководитель направления по работе со стратегическими заказчиками энергетического сектора и атомной отрасли подразделения IT Division компании Schneider Electric

Владимир Гречушкин, руководитель направления по работе со стратегическими заказчиками энергетического сектора и атомной отрасли подразделения IT Division компании Schneider Electric

Проекты цифровизации приводят к тому, что количество вычислительных систем, поддерживающих бизнес-процессы, растет. Это, в свою очередь, требует соответствующего наращивания либо построения новой ИТ-инфраструктуры.

Более скептично настроен Андрей Пуртов (Orange Business Services). «Сказать, что такие проекты становятся массовыми пока нельзя, – говорит он. – Однако мы отмечаем увеличение количества проектов, где задействуется искусственный интеллект. К примеру, предиктивная аналитика используется в наших проектах охраны труда для предотвращения несчастных случаев на производстве, она же помогает избегать внезапных поломок оборудования». В свою очередь, Георгий Мегрелишвили («Сервионика») считает, что эти технологии больше востребованы крупным бизнесом, что вполне логично, так как они наиболее эффективны там, где требуется быстрая и точная обработка больших объемов разнородных данных, особенно в географически распределенной структуре. У среднего и малого бизнеса иной масштаб задач. 

Андрей Пуртов, руководитель по взаимодействию с клиентами Orange Business Services Россия и СНГ в Северо-Западном регионе

Андрей Пуртов, руководитель по взаимодействию с клиентами Orange Business Services Россия и СНГ в Северо-Западном регионе

Мы используем в составе своих решений те продукты, которые наилучшим образом подходят нашим заказчикам. Уже сейчас среди наших партнеров есть немало российских ИТ-компаний, чьи решения лучше заточены именно под требования российских же клиентов, и мы активно с ними сотрудничаем по целому ряду проектов.

Быстрее, технологичнее, конкретнее

Изменения заметны и в самой структуре ИТ-проектов. «Я бы сказала, что проекты стали более стремительными и технологичными, – утверждает Светлана Гацакова (ALP Group). – Поскольку заказчики уже достаточно хорошо понимают, что им нужно, а волна автоматизации уже не первая. Сейчас поступают более конкретные запросы, это уже привело к тому, что управляемость проектов значительно повысилась. Появились новые технологии и решения, с их помощью можно управлять проектами, которые не вписываются в традиционную статичную схему». Владимир Гречушкин (Schneider Electric) говорит о размывании грани между айтишными и не-айтишными проектами. Все они становятся скорее инфраструктурными. 

Мода или практичность?

Мы уже писали о значительном росте российского рынка ПК в первом полугодии 2018 года. Возможно, эта тенденция обусловлена необходимостью смены оборудования, отработавшего свой срок и уже морально устаревшего. Обычно такой срок составляет от 3 до 5 лет, и в уходящем году заказчики меняли «железо», закупленное как раз накануне кризиса и наступления санкционного периода. «Это противоречивый процесс, – считает Виталий Фридлянд (Fujitsu). – Могу сказать, что спрос возобновился в 2017 году, и в 2018-м на оборудование закупленное, которое постепенно амортизируется и входит в эксплуатацию. Но один тип оборудования может работать 8 лет, а другой тип выходит из моды (условно) уже через год или полтора. И требует такого апгрейда, как, например, увеличение емкости систем хранения. Поэтому период от трех до пяти лет следует рассматривать как некий средний показатель». По мнению Андрея Пуртова (Orange Business Services), заказчики действительно заинтересованы в смене оборудования, однако речь идет не просто о переходе на обновленную модель. «Оборудование быстро устаревает, еще быстрее совершенствуется, а на горизонте тем временем появляются новые технологии, например, SDN. Поэтому заказчикам мало просто обновить оборудование, многие из них хотят видеть и дальнейшую перспективу, чтобы не остаться с заведомо устаревшим решением», – полагает эксперт.

«Три-пять лет – цифры скорее бухгалтерские, - рассуждает Дмитрий Бессольцев (ALP Group). – На практике мы видим, что многие компании, особенно из СМБ и ретейла, не обращают на них внимания. И это оправданно, потому что, во-первых, менять оборудование каждые 3–5 лет слишком дорого, особенно в связи с ростом курса доллара. А во-вторых, большая часть оборудования (кроме жестких дисков и блоков питания) и после этого срока продолжает работать без сбоев. Клиентам просто приходится чуть чаще менять запасные части. К тому же 60–70% наших клиентов заранее переводит критичную часть или всю ИТ-инфраструктуру в облако». 

Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ

Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ

Российская специфика состоит в том, что зачастую оборудование используется до тех пор, пока работает и решает поставленные задачи.

Цифровая трансформация: стимул и риски

Цифровая трансформация бизнес-процессов сегодня у всех на слуху. Государством принята соответствующая Целевая программа, да и сам бизнес осознает, что для дальнейшего успешного развития необходимо уже не столько автоматизировать имеющиеся процессы, сколько переходить на совершенно новый уровень, открывать новые направления, а это можно сделать только благодаря цифровизации. Радикально меняются и требования к ИТ-инфраструктуре. Андрей Кузьмич (Cisco) в качестве примера приводит архитектуру цифровых сетей, основанных на программном подходе (DNA). Михаил Бачинский, исполнительный директор компании «Санкт-Петербургская антивирусная лаборатория Данилова» (САЛД) предупреждает о возможных рисках, которые несет цифровая трансформация. «Цифровая экономика и цифровая трансформация бизнеса – это глобальная тенденция сегодняшнего времени. Бухгалтер не ходит в банк с бумажными платежками, отчеты сдаются в электронном виде. Но это говорит только о том, что защита информации в информационных и других электронных системах требует и глобальной защиты. Несанкционированное изменение «пары байт» может привести  к глобальным проблемам для всей цифровой экономики и для конкретного предприятия, конкретной организации, вплоть до невозможности функционирования. Поэтому защита информации от несанкционированного доступа становится во главу угла цифровой экономики», – говорит он. 

Михаил Бачинский, исполнительный директор компании «Санкт-Петербургская антивирусная лаборатория Данилова»

Михаил Бачинский, исполнительный директор компании «Санкт-Петербургская антивирусная лаборатория Данилова»

Только вместе с заказчиком и его специалистами можно создать действительно хороший и работающий проект.

Баланс между своими и чужими

Практически всегда перед заказчиками стоял вопрос о том, какие из процессов разработки и поддержки можно отдать сторонним подрядчикам и аутсорсинговым партнерам, а что лучше поручить собственным сотрудникам. «Если говорить об эксплуатации, то мы видим, что обслуживание инженерных систем преимущественно отдается на внутренний или внешний аутсорсинг, если нет внутренних ограничений у заказчика, например, характерных для государственных структур. Часто служба эксплуатации выделяется в отдельное дочернее подразделение с SLA. Если же рассматривать вопрос планирования и создания дата-центров, то в них заказчики принимают более активное участие, аутсорсинг в виде службы внешнего технического заказчика встречается чаще в больших ЦОДах», – считает Алексей Соловьев, технический директор подразделения IT Division компании Schneider Electric. По мнению Дмитрия Бессольцева (ALP Group), спрос на ИТ-аутсорсинг в этом году снова начал расти, что связано с увеличением числа и повышением сложности ИТ-решений. «Один-два системных администратора уже не могут глубоко изучить все нужные современной компании продукты. Необходима команда, где каждый специалист обладает 2–4 проработанными компетенциями на экспертном уровне. И вся она закрывает любой участок работ – не только в мире Windows, но и Linux. Находить и удерживать в штате квалифицированных экспертов самостоятельно при этом крайне тяжело – им все время нужны сложные ИТ-проекты, интересные задачи», – поясняет он. 

Алексей Соловьев, технический директор подразделения IT Division компании Schneider Electric

Алексей Соловьев, технический директор подразделения IT Division компании Schneider Electric


В 2006–2010 годах заказчики вводили в эксплуатацию большое количество дата-центров, и сейчас пришло время обновления их инженерных систем. За 10 лет развития отрасли технологические решения в этой области перешли через поколение, и сегодня технологии позволяют достичь совершенно других показателей эффективности.

Ожидания и прогнозы

Итоговый обзор мнений был бы неполон без прогноза технологических тенденций, которые наметились в уходящем, но в полную силу должны «выстрелить» в наступающем году. Андрей Пуртов (Orange Business Services) ожидает дальнейшего роста IoT-решений. Этому будет способствовать развитие специализированной инфраструктуры, как, например, сетей LoRa и NB-IoT. Андрей Кузьмич (Cisco) предсказывает увеличение доли искусственного интеллекта и машинного обучения, а также переход на построение сетей, которые управляются заданными политиками,  и минимизируют ручное терминальное конфигурируемое оборудование. Виталий Фридлянд (Fujitsu) заглядывает чуть дальше и предполагает, что к 2020 году рынок выйдет на некие стандарты и протоколы обмена внутри нейросетей и установит определенные стандарты машинного обучения. Владимир Гречушкин (Schneider Electric) ожидает развития периферийных вычислений или Edge Computing. Это принцип построения иерархической ИТ-инфраструктуры, при котором вычислительные ресурсы частично перемещаются из ядра – центрального дата-центра – на периферию и располагаются в непосредственной близости от места создания первичных, сырых данных для их начальной обработки перед передачей вышестоящему вычислительному узлу. «В этом году многие заказчики реализовали пилотные проекты по построению инфраструктуры периферийных вычислений. Однако уже сейчас очевидно, что число и объем таких проектов в следующем году вырастет многократно», – резюмирует он.

Опубликовано 16.01.2019

Похожие статьи