Январская трансформация CIO

Логотип компании
Январская трансформация CIO
Цифровая трансформация – это когда топ-менеджеры, посмотрев на данные регрессионной матрицы, сразу могут принять правильное управленческое решение

Часть 1. Идеальная картина

Зима, снег, только отгремели новогодние праздники!

Настроение еще не успело опуститься до обычного будничного уровня. Самое время помечтать о том, в кого, кроме Деда Мороза, может превратиться CIO.

В стиле январской пасторали предположим, что наш CIO поднял ИТ в своей компании на высочайший уровень. А именно разработал и реализовал стратегию ИТ, выстроил архитектурный подход, внедрил сервисную модель, автоматизировал все основные бизнес-процессы, добился массового использования ИТ всеми (ну или почти всеми) сотрудниками и даже получил только максимальные баллы при оценке удовлетворенности этих пользователей деятельностью вверенного ему ИТ-подразделения. Живи да радуйся! Ан нет…

Ведь «Гартнер» и Ко, а также целые государства, и наше тоже, уже подняли флаг цифровой трансформации. И CIO, будучи человеком любознательным, да к тому же оптимистом (пессимист вряд ли смог бы что-то так хорошо наладить), ознакомился с предлагаемыми идеями и загорелся желанием пойти по этому, еще не очень хоженому пути. Причем он справедливо полагал, что у него это должно получиться. Ведь он в ИТ-лидерах и, значит, имеет несомненную фору перед менее успешными коллегами.

Оставим за скобками, как он сам постигал премудрости цифровой трансформации. Впрочем, возможно мы к этому еще вернемся. Но будем считать, что он не только усвоил основные принципы, но и заметил те грабли, на которые может наступить.

Усвоенные принципы цифровой трансформации:

  • Цифровая трансформация позволяет компании качественно изменить свою деятельность и повысить свою ценность за счет автоматизации рутинных операций и активизации интеллектуальных возможностей сотрудников, обеспеченных необходимой информацией и средствами коммуникаций.

  • С помощью цифровой трансформации можно совершенно по-новому организовать взаимодействие с клиентами и продвижение товаров и услуг.

  • Новые технологии, входящие в понятие «цифровая трансформация» становятся опорой стратегии развития компаний, которая таким образом включает в себя все большую часть ИТ-стратегии.

  • Цифровая трансформация требует кардинального изменения корпоративной культуры и образа мышления, как топ-менеджмента и сотрудников компании, так и ее клиентов, и партнеров.

Что может помешать цифровой трансформации:

  • Недостаточная поддержка со стороны высшего руководства.

  • Недостаток специалистов с необходимыми компетенциями.

  • Незрелость стандартизации, законодательной и юридической поддержки.

Первая из указанных помех нашего CIO не страшит, потому что поддержка высшего руководства у него есть. А как бы иначе он мог создать и выполнить стратегию ИТ и реализовать в своей компании грамотный архитектурный подход?

Команда у него крепкая и высокопрофессиональная, так что есть высочайшая вероятность, что и новые технологии они достаточно быстро освоят.

Да и стандартов по новым технологиям уже немало, и описываемый сказочный CIO даже успел с ними ознакомиться. И ведь что приятно – часть из них более-менее успешно переведена на русский язык и вполне официально является ГОСТ–Р.

Так что вроде все складывается неплохо. Но возникает вопрос: с чего начать?

Умный CIO понимает, что самое слабое место во всех делах – это люди. Непредсказуемые, капризные и консервативные. А потому он в полном согласии с топ-менеджерами разрабатывает стратегию втягивания (даже скорее всасывания) заинтересованных лиц в цифровую трансформацию. При этом стоит отметить, что хотя мы назвали их «заинтересованные лица», они пока еще совершенно не заинтересованы в пресловутой цифровой трансформации, лозунги которой уже успели им порядком надоесть.

Поэтому CIO разворачивает широкомасштабную кампанию по продвижению идей цифровой трансформации в массы, используя все способы пиара, маркетинга и ИТ. А поскольку у него непререкаемый авторитет среди окружающих и составляющих компанию масс, то через относительно небольшой промежуток времени (скажем, 9 месяцев) он сумел заразить всех так увлекшими его идеями. И спустя некоторое время, что совершенно закономерно, его компания выбилась в лидеры рынка, ее сотрудники – в профессионалов нового, еще столь редкого вида цифровых трансформаторов, а он сам – в непререкаемого гуру цифровой трансформации.

Часть 2. Грустный пейзаж

Я думаю, к этому моменту вам уже стало противно от такой идеальной картины и накопилось множество доводов, почему так не может быть ни при каких условиях. Но если вы дочитали до этого места, то давайте продолжим.

В середине января, пока люди еще не отошли от длинных каникул и с удовольствием могут воспринять трехдневную конференцию и даже посетить ее, в Москве проходит Гайдаровский форум. Поэтому по законам жанра переходим ко второй части повествования, которая будет далеко не так идиллична, как первая.

Так получилось, что я смогла выкроить целый день для посещения Форума. И надо сказать, что после этого светлое, предновогоднее настроение быстро улетучилось. Да, конечно, там тоже много говорили о цифровой трансформации. Только, по-видимому, во избежание недоразумений мало кто отваживался остановиться на том, что же именно под этим подразумевается. А если все же отваживался, то на голубом глазу с полной уверенностью объяснил, что цифровая трансформация – это когда топ-менеджеры, посмотрев на данные регрессионной матрицы, сразу могут принять правильное управленческое решение. Причем этот «кто-то» отвечает за обучение цифровой трансформации топ-менеджеров.

Вообще практически все выступающие проявили редкую ИТ-безграмотность, в частности, совершенно не замечая разницы между данными и информацией, что характерно для приведенного выше пассажа. Все время звучала тема архитектуры данных, хотя это лишь часть архитектуры предприятия. С прискорбием подозреваю, что присутствующим, с умным видом рассуждающим о будущем страны, последний термин просто незнаком.

Еще одна тема, которая меня всегда раздражает, – игра в догонялки с так называемыми развитыми странами. Имея опыт работы в США и в немецкой компании, могу сказать, что далеко не все методы и приемы следует перенимать. Развивая метафору салочек, мы бегаем в разных условиях и по разной местности. Поэтому наша цифровая трансформация должна быть и будет совершенно другой.

В этом смысле опасна другая игра – в показатели. А игра эта весьма популярна нынче как на государственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий. Но еще Деминг предостерегал от увлечения численными оценками, особенно плохо сформированными. И если вспомнить agile, а именно Манифест гибкой разработки ПО, там тоже звучит тема превалирования результата над любыми оценками выполнения проекта разработки ПО.

Конечно, идеальная система показателей позволяет упростить управление процессом и помогает исполнителям оценить собственные результаты. Но где взять такую идеальную систему? Обычно плохо пропеченные оценки приводят к тому, что подразделения и целые компании находятся в погоне за достижением целевых значений показателей вместо того, чтобы работать на благо компании. Ведь даже для самых ответственных сотрудников «своя рубашка ближе к телу».

Развивая метафору салочек, мы бегаем в разных условиях и по разной местности. Поэтому наша цифровая трансформация должна быть и будет совершенно другой.

Конечно, не все выступления на Форуме были откровенно слабыми. Удалось послушать несколько очень сильных докладчиков. И что радует, многие их них находятся практически на вершине государственной пирамиды. В частности, звучала мысль о том, что цифровизация – это наилучший метод борьбы с коррупцией.

Но тут – другая печаль. Общение с ЛПР, показывает, что глупых людей среди них нет. Но вызывает недоумение, почему эти очень умные люди, собравшись вместе, принимают зачастую такие, скажем мягко, неправильные решения. В частности, в области ИТ.

Один мой знакомый пояснил: «Понимаешь, они умные для себя». То есть свой интеллект направляют на удовлетворение своих личных потребностей. Возможно, просто боясь, что повлиять на происходящее вне своего узкого мирка, они не смогут. А если и смогут, то проблем для себя лично потом не оберутся.

А другой знакомый на мои предложения по улучшению положения дел с ИТ ответил так: «То, что ты предлагаешь, подходит для обычного нормального мира. А мы находимся в Зоне, как сталкеры. И тут надо действовать совершенно по-другому».

Дорогие мои! А кто эту самую Зону создал? Кто ее холит и лелеет? Не мы ли сами? Пока мы все верим, что живем в Зоне и дисциплинированно действуем именно так, как она нам диктует, ничего не изменится.

Надо верить

Тут позволю себе вернуться к метафоре замкнутого круга, которую я уже несколько раз использовала в своих статьях. Мы все вместе и каждый по отдельности живем в условиях замкнутых кругов. Надо бы как-то автоматизировать свою повседневную деятельность, но на это не хватает времени, потому что все оно на нее и уходит. Надо бы пойти поучиться, потому что работа не нравится и малооплачиваема, но нет денег и, опять же, времени. «Я работаю плохо, потому что мне мало платят, а мало платят, потому что плохо работаю» – такие сентенции приходилось выслушивать не раз. Продолжать можно до бесконечности. Но эти замкнутые круги невозможно разорвать снаружи. Разорвать их могут только те, кто в них находится. Поэтому «спасение утопающих дело самих утопающих». И если каждый из нас в меру своих сил и способностей будет потихоньку превращать Зону в удобное и приятное для проживания место, то так и будет.

«То, что ты предлагаешь, подходит для обычного нормального мира. А мы находимся в Зоне, как сталкеры. И тут надо действовать совершенно по-другому».

У меня мало надежды на то, что кто-то из сильных мира сего прочтет эти заметки. Но если все же прочтут... Никакие материальные блага никому из нас не удастся взять с собой в иной мир. А оставлять все это детям весьма опасно, как видно из истории, да и современной жизни.

Поэтому не лучше ли направить свои способности на выход из Зоны? Вот уж где можно развернуться и применить свой ум для действительно благой цели. И тогда первая часть данной статьи превратиться из Утопии в самую настоящую реальность.

Говорят, что наши мечты и надежды имеют свойство материализовываться. Поскольку дело это тонкое и хрупкое, я не буду приводить примеры.

Но чтобы стало лучше, в частности, с цифровой трансформацией и просто с автоматизацией, чтобы ИТ перестали быть притчей во языцех и синонимом отсталости и плохой работы, надо поверить в то, что это возможно. Я верю. А вы?

 

Опубликовано 23.01.2019

Похожие статьи