IT ManagerИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Сказки Венского леса

Андрей Кузьменко | 05.08.2019

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Сказки Венского леса

Во времена Великой депрессии в своей работе «Эпос Америки» Джеймс Адамс ввел словосочетание «американская мечта». Под этим он понимал «мечту о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, что он заслуживает». Спустя двадцать лет эту идею поднимут на щит американские маркетологи как ключевой подход для стимулирования потребительского рынка после Второй мировой войны. Классическая картинка в журнале: семья из папы, мамы и пары детей, живущие в своем большом доме, имеющие пару машин, собаку и гриль на лужайке. Американцы по достоинству оценили идею, но гораздо больше ее оценили наши соотечественники, спроецировав концепцию на бизнес-контекст. Внезапно пришло осознание того, что фирма – это большая семья, в которой преисполненные энтузиазма сотрудники с горящими глазами сворачивают горы бизнес-задач, поскольку они нашли работу мечты, которая вовсе и не работа, а способ зарабатывать большие деньги, занимаясь тем, что ты любишь. Руководству нужна «дружная семья», кадровики ищут «горящие глаза», соискатели рассчитывают найти «работу по душе, чтобы не работать ни одного дня». Может уже хватит с нас мифов и сказок?

Горящие глаза

Если он крутой специалист, значит, глаза горят. Горящие глаза – сигнал перспективности сотрудника. У нас в компании мы называем это «горящие глаза», когда человек хочет делать, а хорошему руководителю нужно только его направить. Наш самый главный результат – это «горящие глаза» сотрудников, которые понимают, что именно от них зависит общий успех. Главное – не количество персонала, а энтузиазм и «горящие глаза».

Знакомые слова? Мой самый любимый миф. Он принес много проблем и разочарований тем, кто имел несчастье с ним столкнуться, безоговорочно в него поверив. Хотя есть очевидные поводы усомниться. Вот, например, Фемида, что с повязкой на глазах, символизирующей беспристрастие. У нее, надо полагать, нет энтузиазма в отношении установления истины в судебном споре? Без огонька работает, спустя рукава: строго с десяти до шести с обязательным перерывом на обед. А вот другой пример: фраза «сделаю с закрытыми глазами». Человек что-то делает настолько хорошо, что ему даже смотреть не надо – само получается. Отличный результат есть, а никакого блеска нет...

Давайте представим абсолютно заурядную бытовую ситуацию: для себя или для близкого человека нужно найти хорошего врача, который действительно поможет. Как будем искать? Обзваниваем друзей, коллег, деловых партнеров и настойчиво интересуемся относительно блеска в глазах? Так-так: двадцать лет стажа, кандидат наук, заведующий отделением, стажировка в Германии, вылечил тещу губернатора (больше никто не брался). Ага, а глаза горят? Нет? Жаль, нам такой вариант не подходит... Вместо врача может быть адвокат, автомеханик, сантехник – это абсолютно не важно. И что-то мне подсказывает, что никто и никогда, будучи в здравом уме, не станет, занимаясь подобным поиском, пользоваться критерием «блеск в глазах». В этой ситуации для нас критически важен результат, и от того, кого ищем, мы ждем той или иной гарантии результата. Путь не юридической, не абсолютной, пусть имеющей вероятностную природу, но – гарантии. Мы жаждем, чтобы больной поправился, невиновный не оказался в тюрьме, а замена унитаза не привела к потопу у соседей. Парадокс: ищем сотрудника для компании – хотим «горящие глаза», а как только нам самим нужен человек для решения значимых лично для нас проблем, то на первом плане совсем иные приоритеты.

Как и посредством чего возникает энтузиазм? Механизм очень прост: появляется нечто, что затрагивает важные для человека вещи: его амбиции, страхи, желания. Вспомним классическое: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи! К новым победам коммунизма!» Никита Сергеевич Хрущев, несомненно, знал толк в публичных выступлениях. Но есть один нюанс: энтузиазм заканчивается в тот самый момент, когда человек сталкивается с первыми трудностями, которые надо активно преодолевать, чтобы достичь поставленной цели. Был энтузиазм, и нет его. Разом... И ровно по этой самой причине разнообразные воззвания и мотивационные речи, которые теперь велено называть «спичи», представляют собой самый недолговременный источник мотивации: услышали спикера, прониклись, разошлись по местам, успокоились. Глаза загорелись – глаза погасли. Все!

Успех через удовольствие

Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни. Не должно быть работы, а должно быть любимое дело, которым ты занимаешься с удовольствием. Лучший бизнес – тот, который основан на хобби. Хочешь зарабатывать действительно большие деньги, занимайся тем, что ты любишь.

Миф большой, красивый, возвышенный. Тут и про наемную работу, и про бизнес. Универсальный ответ на вековые чаяния человечества. Идеален для статуса на странице в социальной сети (не вздумайте ставить!). Ничего, сейчас мы с ним разберемся.

Как ни парадоксально это прозвучит, но получать удовольствие можно от чего угодно, а следствием этого является то, что абсолютно любое дело может стать для человека любимым. У подобного утверждения есть реальная научная база и весьма неожиданные практические подтверждения. Выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов, изучая механизмы рефлекторной деятельности нервной системы, задался вопросом: можно ли на безусловный стимул выработать реакцию отличную, а то и противоположную исходной? Например, может ли причинение боли вызвать реакцию, отличную от оборонительной? Он провел серию опытов: прокалывал кожу собаки специальной иглой и одновременно давал собаке мясо. В первый раз у собаки возникла оборонительная реакция, но после нескольких итераций «укол – кормление» у животного возник стойкий условный пищевой рефлекс: когда прокалывали кожу, оно не проявляло агрессии, а начинало вилять хвостом, лаять и истекать слюной. Пройдет несколько десятилетий, и массовая культура задаст вектор: идеальные формы, диеты и средства для похудания. Мир столкнется с болезнью, имя которой «анорексия». Для больных анорексией самый страшный кошмар в жизни – это набрать «избыточную» массу тела, «потолстеть», еда начинает восприниматься как источник страха, а самая большая радость – избежать такого страха, хотя бы и ценой собственной жизни...

Относительно случая с наемным работником суть в том, что работа – это не Дед Мороз, который приносит радость в своем мешке: хорошо себя вел, кашу кушал, родителей слушал, вот тебе радость под елочку. Человек получает удовольствие от работы в том случае, если она согласуется с его ценностями, целями и приоритетами. Те самые «верхние этажи» пирамиды Маслоу. Однако и тут следует помнить, что удовольствие и радость от работы не могут быть постоянными: пришел в офис и бьешься в экстазе с 9 до 18. И в процессе этой самой работы есть огромное количество поводов для огорчения: финансы, коллеги, контрагенты и еще куча всего. А представления о том, что где-то есть какая-то особенная «именно твоя» работа, которая подобно сказочной принцессе только тебя и ждет, и как только ты эту «принцессу» найдешь, так сразу дела в гору и пойдут, приводят к тому, что огромное количество людей начинает «искать себя». На вопрос, где и когда они себя потеряли, у них ответа нет, но годами, а то и десятилетиями «ищут себя» так, что пыль столбом. Первое, второе, третье высшее образование: из педагогов в программисты, из программистов в юристы, из юристов в артисты. Тренинги, духовные школы, запои. Вместо практики, опыта, стажа, карьеры, профессиональной репутации имеем бесконечное «это не мое», «я не нашел себя», «мне нужно что-то другое». Миф требует «выбрать работу по душе и не работать ни одного дня» – вот люди и не работают ни одного дня...

Теперь что касается бизнеса. Идея сделать бизнес из своего хобби, безусловно, выглядит заманчиво. Любит кто-то, к примеру, печь пироги. Самые лучшие пироги в мире, одобрены бабушкой и двоюродной сестрой. Решено: компании «Моя Пекарня» быть. Стартуем с малого: человек начинает со стадии ремесленника, то есть всю работу в рамках всего производственно цикла делает сам. Дела пошли, есть клиенты, есть продажи. И вот настал момент, когда нужно нанять первых сотрудников. Время идет, люди работают, клиенты покупают пироги. И тут неожиданно выясняется, что для бизнеса в смысле управления и развития нужно знать не рецепт пирога, а понимать, что такое налоги, финансовое планирование, управление персоналом, маркетинг, правовое регулирование деятельности. Решение заняться бизнесом, причем независимо от выбранной сферы деятельности, приводит к необходимости прокачивать те компетенции, которых у человека, скорее всего, исходно нет, а те знания и навыки, с которых, собственно, бизнес начинался, на самом деле оказываются невостребованными. Вот такие пироги...

Мы – семья

Компания – это вторая семья. Мы – одна большая, дружная семья. Добро пожаловать в семью!

Я узнал, что у меня есть огромная семья... большая, дружная, которая собирается за большим столом. Я не буду рассматривать тот случай, когда разговор о «семье» со стороны менеджмента компании является примитивной манипуляцией, направленной на то, чтобы сотрудники делали все строго в «интересах семьи», пренебрегая своими личными целями и интересами. Это «неблагополучная семья». Оставим ее на попечение «социальных служб», а сами пойдем дальше.

Как учили когда-то меня в университете, за словами стоят смыслы. Произнося слово, мы даем собеседнику доступ ко всему спектру информации и эмоциональных состояний, которые существуют в рамках его жизненного опыта. Так, чисто для затравки: могут ли родители уволить своего ребенка? Они могут его бросить, могут от него отказаться, но уволить? А можно ли уволить сотрудника? Конечно! А если до этого руководство постоянного говорило о том, что мы дружная семья? И даже если сотрудник действительно плохой и его увольнение абсолютно заслуженно, как тут быть с широко известной притчей о блудном сыне? Удивительно, ведь не делая никаких глубоких изысканий, практически на ровном месте мы оказались в какой-то весьма дискомфортной и тягостной ситуации, которая ощущается таковой как ее непосредственными участниками, так и сторонними наблюдателями. Можно ли было этого избежать? Ответ на заданный вопрос пугает своей очевидностью...

Возьмем слово «семья» в своем классическом бытовом значении: мама, папа, ребенок, дедушки-бабушки с двух сторон. Семь человек. Ну, плюс-минус, но не более десяти. Много ли коммерческих организаций, в том числе в отрасли информационных технологий, где число сотрудников меньше десятка? А если их больше, это семья? Нет, это уже клан. А в рамках клана регулярно происходят разборки из-за конфликтов интересов тех, кто в нем состоит. А если фирма большая и счет сотрудникам идет на сотни, а то и на тысячи? А тут еще одна плохая новость: «своими» человек готов считать группу не более 150 «соплеменников»: сто – да, двести – увы... Кто там лелеял мечту о росте и масштабировании бизнеса?

Теперь финансовая составляющая. Если начальник наш «отец», а мы его «дети», то наша зарплата – это деньги на карманные расходы? Столь сладостный для всех бизнес-тренеров тезис о том, что деньги «не получают», а «зарабатывают» в данном контексте ставится под большое сомнение. Кстати, дети отчетливо понимают, что получаемое ими на карманные расходы существенно меньше того, что есть у родителей и что они тратят на свои собственные нужды. Как там в песне поется? «Поскорей бы взрослым стать, отдохнуть от детства».

Ну и наконец, коль скоро мы все люди взрослые, вспомним, что на работе между коллегами возможны и романтические отношению. Однако в контексте «семьи» это уже получается инцест. Опять какая-то ерунда... Со всех сторон рассуждения о семье в рамках компании не приводят абсолютно ни к чему хорошему и лишь активно порождают растерянность в умах противоречивыми ассоциациями. Ради чего?

Итог

Мифы хороши тогда, когда стоят на полке книжного шкафа. Идея «давайте помечтаем, и все сбудется» – весьма ненадежный фундамент. Конкурентная среда не прощает ни ошибок, ни заблуждений, ни наивных фантазий. Не прощают их и люди, пришедшие в «семью» на «работу мечты», которая позволит им «не работать ни одного дня». Классическая ситуация в отрасли информационных технологий: проект начинают одни, реализуют основную массу работ другие, завершают третьи, сдают четвертые, обслуживают и поддерживают пятые. И никто не знает, как все начиналось и зачем было реализовано именно таким образом. Мифы ведут на рифы, но мы еще можем скорректировать курс...

 

Ключевые слова: командообразование

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 07/2019], Подписка на журналы

Также по теме

Другие материалы рубрики

Загрузка...

Компании сообщают

Мероприятия

29.08.2019
Европейский опыт клиентского сервиса

Санкт-Петербург, Генеральное консульство Швеции, Малая Конюшенная ул., 1/3

29.08.2019 — 30.08.2019
II Петербургский Цифровой форум

Санкт-Петербург, Ленэкспо, павильон 7

04.09.2019 — 06.09.2019
MERLION IT Solutions Summit
09.09.2019 — 10.09.2019
IT в ритейле

Москва, Холидей Инн Сокольники