IT ManagerИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Прыжок из рутины

Григорий Рудницкий | 27.09.2019

Прыжок из рутины

Наш собеседник Иван Лагунцов проработал в мебельной компании Mr.Doors два десятилетия, пройдя путь от простого программиста до операционного директора. Умение быстро переключаться на другие области деятельности и погружаться в новые сферы он считает залогом профессионального долголетия. Сегодня Иван Лагунцов занят собственными проектами, но готов рассказать нашим читателям о накопленном опыте и поделиться планами на будущее. 


 
Вы проработали двадцать лет в одной компании, из них пятнадцать в должности CIO. В чем секрет профессионального долголетия?

В свое время я был первым программистом, пришедшим на работу в компанию Mr.Doors. Сел и потихоньку начал вникать в процессы. Первая программа по учету продаж вышла у меня буквально через две недели. Затем постепенно стали появляться подчиненные, был создан отдел. Фактически я вырос по классической схеме: программист, руководитель группы программистов, начальник отдела ПО и, наконец, CIO. Но жизнь и движение не заканчиваются и после СIO. Двигаться нужно вверх, вширь, а иногда и вглубь. Допустим, поставили перед тобой задачу автоматизировать какой-либо бизнес-процесс. И ты начинаешь что-то менять уже в рамках проекта, затем выходить с предложениями по уже достаточно серьезному изменению бизнес-процессов и продолжаешь двигаться дальше. В результате перед тобой встают задачи по решению уже конкретных бизнес-проблем. То есть это уже не ИТ-, а чистая бизнес-задача, допустим, проблема себестоимости материалов на производстве. Она ведь к ИТ не имеет никакого прямого отношения, ее можно решить при помощи ИТ, а можно и без помощи ИТ. Когда ты растешь в рамках проектов, сначала в области ИТ, потом в области ИТ и бизнеса, потом уже в стратегии бизнеса, тебе трудно стоять на месте, ты не «застаиваешься». Вот это движение и заставляет долгие годы работать в одной компании.
 

Как защититься от профессионального выгорания?

Нужно уметь резко менять сферу деятельности. Сначала ты занимаешься, к примеру, производством, затем продажами, потом логистикой. Новые вызовы помогают переключаться и погружаться в новые для сферы, а это хорошо защищает от выгорания и рутины. Нужно уметь «выпрыгивать». Конечно, этот процесс не бесконечный, что тоже надо понимать.

 

Когда работаешь в компании не один десяток лет, она становится частью твоей жизни. Наверное, сложно расставаться?

Конечно. На работе ты проводишь времени больше, чем в семье. И работа – это, действительно, достаточно большая и важная часть твоей жизни, особенно если ты искренне ее любишь. Просто так уйти из компании, где, по сути, провел половину своей жизни, причем сознательную, невозможно. Так или иначе, ты общаешься с людьми, советуешь и советуешься, консультируешь, интересуешься жизнью компании. Просто обрубить все концы и заявить, что у меня в жизни начался новый этап, я, честно говоря, не смог.

Вы не планируете снова устроиться CIO, пусть в другой компании и другой отрасли?

У меня двоякое ощущение. Двадцать лет я проработал в одной компании, а теперь организм просто физически хочет свободы. С одной стороны, есть чувство, будто вырвался из каких-то рамок, хочется порхать и летать. С другой – понимаешь, что может долго порхать и не получится. И вполне возможно, что рано или поздно найдется другая «клетка». Но пока я в состоянии свободного полета, тянет заняться чем-то для себя.

Сегодня все говорят о цифровизации. Что это такое, на ваш взгляд: «Автоматизация 2.0» или что-то радикально иное?

Я не считаю цифровизацию чем-то революционным. По сути, это очередной виток эволюции. Таких витков было немало, а впереди, абсолютно точно, еще больше. Мы получаем новые технологии, но маркетинговый хайп вокруг них повышает их значительность и популярность. Однако любая технология приживается на рынке лишь в том случае, если она приносит пользу. Цифровизация ради цифровизации никому не нужна, так когда-то говорили и об автоматизация ради автоматизации. Надо исходить от того, какие выгоды получает бизнес в результате цифровизации. Например, банкам, в части скоринга, чат-ботов и других интересных вещей цифровизация помогает очень эффективно.

Цифровизация и информатизация – это одно и то же или же разные понятия?

Четкого разделения я бы не стал проводить. Эти области пересекаются. Автоматизация, информатизация, цифровизация – понятия разные, но у них немало общих точек. Нужно исходить от бизнес-задач, а с помощью каких технологий ты их решаешь и уж тем более как они называются уже не особо важно. Категоризация и точность определений актуальна для маркетологов, аналитиков и журналистов. А с точки зрения бизнеса никакой принципиальной разницы нет, бизнесу необходим результат. Сначала надо понять, что хочет бизнес, а уже потом подтягивать требуемые технологии.

Вы в последние годы в Mr.Doors решали именно бизнес-задачи?

Так и было. На протяжении нескольких лет работал операционным директором, занимался вопросами, связанными с производством и логистикой, запускал новый завод по производству мебели. И уже в самое последнее время – стратегическими проблемами.

Какие самые сложные задачи вам приходилось решать в Mr.Doors и как вам в этом помог опыт айтишника?

Самые сложные и интересные задачи связаны с работой с людьми. Например, мы внедряли новый софт для менеджеров по продажам. У нас их чуть меньше тысячи человек. Все они территориально распределены и привыкли работать по одной технологии, а ты им предлагаешь совсем другую. Трудно вовлечь в проект большое количество людей, убедить их в том, что он им необходим. Люди очень инертны. Это сложно, но очень интересно. Надо уметь слушать, отделять эмоции от фактов, выделять главное, правильно выставлять акценты. Кстати, у меня есть интересное наблюдение. Обычно самыми активными проводниками новых идей, из числа обычных пользователей, часто становятся те, кто больше всего конструктивно критиковал эту идею в самом начале. А, если говорить, в общем, то все задачи решаемы, если есть вера в успех. Если ты веришь, что сможешь решить задачу, ты ее решишь. Так было, например, когда мы много лет назад внедряли систему Axapta. Там против было практически все, а за была только вера. И проект был успешно завершен. Сегодня на ней в компании работают типовые сервисы: финансы и логистический контур. А наши «самобытные» процессы обслуживаются самописными системами.

Самописные системы – проблема для бизнеса. Особенно когда из компании уходят сотрудники, которые их создавали. Как тут поступить?

Здесь важно правильно организовать процесс. Наша самописная система, обслуживающая продажи и производство, живет без малого двадцать лет. Начинал ее разрабатывать лично я. За минувшие годы она сильно изменилась. Люди приходят и уходят, а система остается и развивается. Важно правильно сориентировать программистов и иметь «главного архитектора», который, кстати, может меняться. Система должна иметь «скелет». Он тоже может меняться, но это просто отдельный процесс. А так новому специалисту проще сориентироваться и начать работу, глядя на этот «скелет». Но, в общем, соглашусь с вами в том, что самописная система — это риски и риски разработчиков в том числе. Их можно минимизировать, но полностью устранить нельзя. Сейчас я бы начинал разработку самописной системы только если бы понимал ее потенциал на свободном рынке как отдельного ПО. В любом другом случае использовал бы сторонний софт.

Вы упомянули Axapta. Это зарубежный продукт. Многие компании сегодня отказываются от них из-за угрозы санкций. Думаете ли вы о рисках?

В текущей ситуации риски есть, согласен. Разумеется, можно все взять и перевести на «1С», но это очень тяжелый проект, связанный с огромными затратами, как финансовыми, так и временными. Тут надо аккуратно считать и планировать. Для разных компаний, может быть разное решение. Однако если мы говорим о внедрении какой-то совершенно новой системы, то риски иностранного ПО сейчас имею серьезный вес и его внедрение надо очень серьезно обосновывать. Мы же выбирали Axapta уже довольно давно, практически десять лет назад. Тогда и Axapta, и «1С» стояли на разных ступенях, а о санкциях никто не слышал. Сегодня ситуация уже несколько иная.

Как синхронизировать взгляды ИТ и бизнеса на цифровизацию?

Для меня это вопрос звучит несколько странно. Конечно, ИТ и бизнес далеко не всегда и не везде разговаривают на одном языке. Но ситуация, когда существуют разногласия и непонимание между ними, для меня странная по своей природе. У бизнеса и ИТ не может быть разногласий в принципе! Бизнес – это ведь суть, а ИТ, как бы это обидно не звучало, сервисная служба, как электрики или водопроводчики. Какая может быть конфликтная ситуация между этими двумя сущностями? Никакой. Есть бизнес задачи и способы их решения. Цифровизация один из них. Да, многим CIO интересно внедрить ту или иную технологию, «продать» ее бизнесу. А бизнес не всегда понимает, чего от него хотят и что это ему даст. Здесь и появляются разногласия. Но единственное правильное решение в подобной ситуации заключается в том, что ИТ должны научиться думать так, как думает бизнес, погружаться в его проблемы и задачи, «встать на его место». И когда ты понимаешь суть бизнес-задач и при этом владеешь технологиями которые могут помочь данные задачи решить никаких синхронизаций взглядов не понадобится, они уже синхронизированы изначально. И так должно было быть всегда.

Сегодня нередко ИТ-компании стараются работать напрямую с функциональными заказчиками, минуя ИТ-директора. Так продавать легче и комфортнее. Каким «покупателем» были вы в Mr.Doors: легким или тяжелым?

В нашей компании сложилась такая ситуация, что все продажи ИТ-продуктов проходили только через меня, как CIO. Важный момент, чтобы CEO доверял своему CIO. Если доверия нет, ИТ-компании могут продавать, минуя ИТ-директора, как вы говорите. Но это заведомо нездоровая ситуация. В таком случае CIO окончательно превращается в сантехника, и его дальнейшая судьба незавидна. Сам же ИТ-директор должен понимать, что и зачем он приобретает. Могу привести аналогию со швабрами и пылесосами. Я мою пол тряпкой, мне предлагают швабру. Я ее с радостью покупаю. Потом мне предлагают современный моющий робот-пылесос. Я его тоже покупаю. А затем приходит еще один продавец, и предлагает мне инновационную, модную швабру, очень удобную. Однако у меня уже есть робот-пылесос. Какие бы скидки он мне ни делал, какие-бы преимущества не расписывал бы, передо мной задач, которая решает эта швабра не стоит. В области ИТ-решений действуют те же законы и подходы. Не нужно что-то внедрять ради внедрения. Вообще могу сказать, что, когда ко мне кто-то приходил и что-то предлагал, вероятность последующей покупки стремилась к нулю. Когда я решал ту или иную бизнес-задачу, реализовывал тот или иной проект, то обычно сам искал нужную мне компанию.

Компания Mr.Doors работает на рынке уже много лет. Есть ли в этом определенная заслуга со стороны ИТ?

Ключевой секрет долголетия компании Mr.Doors – это люди. Большинство сотрудников абсолютно искренне любят свою компанию, свою работу, продукт, который они делают и искренне переживают за результат. Многие люди работают в компании десятилетиями. Это одновременно и большое преимущество и в тоже время большая беда Mr.Doors. Мы говорим, что наше основное конкурентное преимущество - производство индивидуальной мебели индустриальным способом. Без ИТ это было бы невозможно и скорей всего это была бы уже другая компания. Но повторюсь, основной секрет – люди.

В какой области находятся ваши интересы сегодня?

У меня в работе два направления. Первое – для себя, для души, для ума. Оно связано с большими данными и машинным обучением. Это довольно сырой проект, о нем пока рано подробно рассказывать. Второе направление – консультирование компаний и отдельных людей по автоматизации, информатизации, развитии карьеры CIO. Здесь уже есть интересные проекты и финансовая отдача.

По каким вопросам конкретно консультируете?

Допустим, какая-то компания задает вопрос, нужно ли ей ИТ решение определенного класса, и если да, то какое именно. Соответственно я пытаюсь понять, что действительно хочет заказчик, какую задачу он действительно решает, а часто это совсем не совпадает с изначально изложенной. Рекомендую определенное решение, описываю ключевые моменты и риски. Стратегическое консультирование, проведение стратегических сессий. Очень люблю консультировать по структурно-организационным изменениям. Сейчас я не занимаюсь внедрением сложных систем. Самое длительное общение занимает, пожалуй, месяц, два. Также работаю и с отдельными людьми, которые задумываются о карьере CIO или уже действующие CIO. Помогаю им понять, что нужно бизнесу, что нужно им самим и что если оцифровывать бардак, то получишь оцифрованный бардак.

Ключевые слова: ИТ кадры, CIO

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 09/2019], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

12.11.2019 — 13.11.2019
ZeroNights

Санкт-Петербург, A2 Green Concert

13.11.2019
БЕЗ проводов

Санкт-Петербург, Sokos Palace Bridge

13.11.2019
Smart City Forum

Большая Якиманка, 24. Президент-отель

14.11.2019 — 15.11.2019
SECR «Разработка ПО».

Park Inn Пулковская

14.11.2019
TelecomDaily 5G Future Russia 2019

Москва, «Holiday Inn Suschevsky»