IT ManagerИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Интернет и вещи в жизни простого менеджера

Александр Башкиров | 30.03.2020

Интернет и вещи в жизни простого менеджера

Будущее уже наступило,

просто оно неравномерно распределено.

Уильям Гибсон

 

Я собираюсь на дачу. Вроде бы всё просто, но не всё. За окном — зима, не очень суровая, примерно –5. Легкий снег. И я... включаю теплый пол на даче, чтобы, когда приеду, в доме было тепло. И это не выдержка из советской научной фантастики, это реальность. Та реальность, в которой мы живем.

Будущее ближе, чем кажется

Когда-то советские пионеры 70-х мечтали, что через 20–30 лет мы покорим космос и будем летать на соседние планеты, как в соседние города. Это пока не сбылось, а вот множество из того, о чем и не мечтали, вполне уверенно присутствует в нашей жизни уже сейчас. Например, личная метеостанция. Вполне доступный прибор, который при наличии соответствующих интерфейсов может направлять своему владельцу сообщение на телефон о смене погоды и прогнозе. Да и телефоны в нашей реальности стали совсем не такие, как раньше. Сейчас это скорее переносной компьютер с функциями телефона, если смотреть формально. Или «умные» помощники, которые и в телефоне, и в колонках, и в машинах. Похоже на джинна из «Старика Хоттабыча», с меньшими возможностями, но существенно большей точностью исполнения желаний. Интернет проникает повсюду, одновременно заставляя переосмысливать те вещи, которые казались простыми и незатейливыми. Казалось бы, зачем Интернет холодильнику? А вот нужен! Как минимум, чтобы контролировать свое состояние и отправлять сигналы о сбоях (компрессора или, например, электропитания) в домашнюю систему мониторинга. «Интернет в чайнике»- позволит разогреть его, не вставая с дивана, «Интернет в системе кондиционирования» – выставлять различные параметры в зависимости от того, находится ли человек в доме или нет. В итоге, когда «Интернет в каждом утюге» стал реальностью, даже придумали специальный термин — IoT (англ. Internet of Things), или «Интернет вещей». Поговорим об этом?

Мир цифровой и аналоговый

Интернет вещей – это глобальное явление, суть которого – соединение мира цифрового и аналогового. Аналоговый мир привычен нам с детства – часы, которые только показывают время; ручки, которые только пишут; машины, которые управляются исключительно человеком; фотоаппарат, который фотографирует на пленку и т. д. Мир же цифровой привнес свои тренды: «умные» часы, для которых «показать время» – лишь одна из функций; ручки-стилусы (и хорошо, если в них не встроена какая-то «умная» начинка, которая проанализирует температуру тела и посчитает количество написанного в километрах); машина, где все стремительно идет к роботизации (одни ассистенты парковки чего стоят); фотоаппараты, способные быть и высококачественной кинокамерой и «из коробки» выполнять обработку изображений, выбирать по множеству параметров такие авторежимы, что фотограф только обзавидуется... Взаимопроникновение этих миров породило эффект дополненной реальности, в которой мы уже живем. Сейчас сложно представить себе наш привычный мир, в котором нет «цифры». Более того, я уверен, что мир без цифры обречен в том смысле, что на какое-то время воцарится хаос. Самолеты не смогут летать, поезда – ездить, банки – работать. «Интернет вещей» – это серьезнейший шаг «в цифру», шаг, сделав который человечество уже никогда не будет прежним.

Если же оставить высокопарные слова, то «цифра» как явление – согласованное управление объектами мира аналогового через мир цифровой. Вы хотите кофе? Отправьте команду со сматрфона. Включить отопление на даче? Без проблем. Проконтролировать скорость движения транспортных средств без участия человека? Легко. Это «Интернет вещей»? Да, он в том числе выглядит так. И неразрывно связан с цифровым миром. А еще «цифру» и Интернет вещей» отличает то, что эти явления меняют социально-экономические и бытовые процессы.

Умный дом и IoT

Формально, наличие возможности выхода в Интернет у вещи еще не дает ей лэйбл «сделано для IoT». Потому что IoT – это в первую очередь взаимодействие. А именно – интерфейсы и протоколы, позволяющие различным устройствам осуществлять взаимодействие и информационный обмен. Собственно, из этого постулата родился термин «умный дом». Что это такое? На мой взгляд, практическое приложение «Интернета вещей» к конкретным бытовым задачам. При этом глубина «погружения» в «умный дом» может быть разной. В первом приближении это может быть простая и функциональная система экономии света – человек вошел, свет зажегся. Вышел – потух. Следующая ступень уже связана с анализом параметров человека – человек уснул, свет уменьшился. Проснулся – вернулся к исходным параметрам (как вариант – если человек вошел в фазу глубокого сна, свет потух). Следующая ступень связана с анализом поведения и предсказаниями действий человека. Человек смотрит кино? Свет уменьшаем до комфортного значения. Человек встал во время кино – включить свет в коридоре и поставить фоновую музыку из любимых композиций. Человек вышел в коридор – включить свет на кухне (потому что он, скорее всего, отправился за чаем). Таких «шагов» совершенствования можно назвать очень много. Конечная цель «умного дома» – создать максимально комфортную и максимально незаметную для людей среду обитания. А «Интернет вещей» в этом процессе играет ключевую роль. Датчики отслеживают место человека в пространстве, блок мониторинга контролирует состояние человека, блок анализа анализирует поступающие данные и выдает результаты, командный блок дает команды на исполнение в разнообразные устройства. Приведенный пример, кстати, простейший. В более сложном случае задействуется голосовой ввод или вообще интерактивные голосовые помощники. Да, они могут «жить» не только в мобильных, но в том числе и в системе «умного дома». Что проще: сказать «зажги свет» или встать и включить свет самому? А ведь «умный дом» в максимальном варианте – это полный контроль над жизненным пространством: управление температурой, влажностью, освещенностью. В более сложных случаях – управление внешними параметрами: включение антиобледенения в заморозки, затемнения стекол в солнечную погоду или освещения в зависимости от времени суток и нахождения кого-либо на территории...

Про безопасность

«Умный дом» не был бы, наверное, «умным», если бы не обеспечивал безопасность своих проживающих. Причем понятие «безопасность умного дома» достаточно широкое: от безопасности технологической до физической. То есть «умный дом» сам контролирует состояние многих параметров (напряжение в сети, давление воды, состояние воздуха) и может либо сам предпринять какие-либо меры, в случае если происходит отклонение от параметров (запустить генератор, перекрыть линию газа, включить дополнительную очистку воздуха и т. д.), либо предупредить пользователя.

В бытовом смысле «умный дом» проектируют обычно так, чтобы пользователь получал максимальный комфорт и безопасность. Например, если пользователь «выкрутит горячий кран» на максимальную температуру, то «умный дом» может принудительно добавить в струю холодную воду, чтобы человек не получил ожогов.

Однако интереснее посмотреть на безопасность «физическую»: тут «умный дом» может многое – от контроля разграничения доступа по лицам (конкретным людям нельзя заходить в определенные помещения) до физической изоляции тех, кто опознан как потенциальный нарушитель. «Умный дом» может регулировать доступ автотранспорта, контролировать количество пассажиров, распознавать лица и проводить множество других полезных манипуляций, нацеленных на безопасность вверенного ему объекта.

Следует отметить, что концепция безопасности перекочевала из «умного дома» в другие места, формально не являющиеся домом: различные учреждения и ведомства используют различные приемы «умного дома», связанные с безопасностью, – те же системы контроля доступа, системы помощи человеку и так далее.

Темная сторона

Как известно, все рано или поздно ломается. «Умный дом» (точнее, его компоненты) не исключение. Что будет, если выйдет из строя, например, замок с дистанционным управлением? Или «сойдет с ума» контроллер электричества? Или выйдет из строя «умный котел», обеспечивающий теплом весь дом?

Тут надо сказать, что обычно «умный дом» проектируется так, чтобы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций у человека имелась возможность его покинуть, не прибегая к «умным» устройствам. То есть если есть управляемая электроникой дверь, то должен быть или способ ее отключения, или альтернативный путь выхода; если есть контроллер – должен быть простой способ его обесточивания. В параллельной Вселенной, наверное, был бы смысл для «умного дома» дублировать основные органы управления и предусмотреть работу в режиме чрезвычайной ситуации, но в нашем реальном мире зачастую таких возможностей нет (катастрофоустойчивость в принципе мероприятие дорогое), поэтому при проектировании следует подумать над тем, «а что делать если»? И транслировать свое знание на пользователей.

Еще один темный аспект «умных» устройств – ложные срабатывания. Как известно, датчики несовершенны, электромагнитные поля (генерирующие наводки) не дремлют, разного рода помехи тоже не добавляют радости и оптимизма... А это может вылиться в неудобства и в ложные вызовы экстренных служб. Бороться с этим сложнее, но реально. Тщательно тестировать систему перед запуском, калибровать датчики, использовать защищенные и рекомендованные производителями устройства... Все это существенно снижает, но не исключает вероятность возникновения ошибок. Поэтому весьма желательно иметь контур, который автоматически разбирал бы ошибки, и предпринимал корректирующие воздействия. Тоже своего рода фантастика, но как знать – возможно, спустя некоторое время это станет настоящим?

Интернет Вещей (IoT)

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 03/2020], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

«Пока больше некого назначить, поэтому заткнем дыру тобой. Потом переназначим». Упражнение называется «как убить сломать сотрудника за одно действие: повысить и понизить обратно». Для надежности повторять неоднократно.
Слушания в Конгрессе США, вызов на ковер руководителей Google, FB, Apple, Amazon. Мысли по итогам прочтения стенограммы.
Есть ситуации, когда в ответ на вопрос о том, какие цифровые решения нужны компании, ИТ директор говорит: «А давайте спросим у коллег из маркетинга, продаж или производства, чего они хотят»

Компании сообщают

Мероприятия

10.09.2020
IT Management Forum 2020

Москва, Новоданиловская наб., д. 6, отель Palmira Business Club

23.09.2020 — 24.09.2020
Форум Индустриальной Роботизации

Санкт-Петербург, Чернорецкий пер. 4-6

28.09.2020 — 29.09.2020
Профессиональная мобильная радиосвязь, спутниковая связь и навигация

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

29.09.2020 — 02.10.2020
SMART INDUSTRY EXPO

Минск, Футбольный манеж

30.09.2020
IT в ретейле: Я - легенда.

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

27.10.2020 — 29.10.2020
HI-TECH BUILDING 2020

Москва, Крокус Экспо