УправлениеИТ в бизнесе

Подводные камни проекта по маркировке: к чему готовиться

Наталья Семичастнова | 29.10.2020

Подводные камни проекта по маркировке: к чему готовиться

Внедрение системы маркировки несет ряд преимуществ как для бизнеса, так и для потребителей. Главная цель глобального проекта – защитить торговые марки от подделок. Код на свой товар может получить только легальный производитель или импортер, а значит, компании получат защиту от контрафакта и минимизируют репутационные риски.

Обратимся к опыту стран, давно вставших на путь к «чистому» рынку. По данным доклада ОЭСР, на рынке стран Европейского союза контрафакт занимал около 5% от общего объема торговли. Оценки, сделанные после внедрения маркировки показали, что доля контрафактной продукции в общем объеме импорта упала больше чем в 2,5 раза, что говорит об эффективности программы.

С 2011 года в странах Евросоюза утверждена директива о маркировке лекарственных препаратов. Некоторые группы товаров: игрушки, электрооборудование, автомобили, медицинские приборы — начали маркировать специальными знаками, подтверждающими соответствие товара всем требованиям ЕС, еще раньше, в 2008 году. В США контроль оборота товаров осуществляют как государственные органы, так и органы местного управления, например, чтобы торговая марка сигарет продавалась на территории определенного штата, она должна получить соответствующую маркировку. В Китае нет жестких требований государства и правил маркировки, но производители сами добровольно осуществляют взносы на поддержание системы.

Расскажем, к чему готовиться российским производителям, которые только подошли к необходимости маркировки.

Отсутствие прозрачности систем учета и недостаточный уровень автоматизации

В проекте маркировки важной необходимостью является использование системы управления складом и систем автоматизации товародвижения. Бизнесу это дает не только контроль за ситуацией, но и возможность выстроить процесс маркировки без ошибок и лишних затрат. Но если у представителей крупного бизнеса необходимое ПО уже установлено и успешно работает, то представители малого и среднего бизнеса сталкиваются с необходимостью его внедрения уже в ходе реализации проектов по маркировке.

Участники рынка, которые уже реализовали проект маркировки или находятся в процессе, отмечают недостаточный уровень цифровизации бизнеса. Например, электронный документооборот, необходимый для обеспечения процесса маркировки, по разным оценкам внедрен примерно у 30% компаний. Конечно, этот показатель будет увеличиваться.

У крупного российского поставщика товаров для офиса существовала серьёзная проблема – реализация товара была непрозрачной, в том числе для бухгалтерии и финансовых служб, что повышало трудозатраты при формировании отчётности. Инициатива по маркировке товара стала поводом для скорейшей перестройки процессов. Для того, чтобы добиться необходимого результата в короткие сроки, компании пришлось приостановить продажи тех товарных групп, которые были первыми для обязательной маркировки, чтобы запустить процесс уже в соответствии с регламентами – прозрачно и понятно в том числе для самого бизнеса.

Недостаточная «прорисовка» бизнес-процессов

Сейчас проект по маркировке находится в стадии эксперимента для большей части групп товаров. Как следствие, документы, описывающие процессы, находятся в проработке, поэтому при интеграции с «Честным ЗНАКом» будет очень полезен опыт построения архитектуры подобных процессов.

Для компаний с большим ИТ-отделом в этом не будет никаких трудностей, но необходимо предусмотреть работы квалифицированных архитекторов. А тем, у кого в штате недостаточно подобных специалистов, необходимо выбрать надежного партнера, который поможет проработать методологию проекта и подготовить бизнес-процессы компании для последующей трансформации.

Известный итальянский производитель модной одежды решил самостоятельно выстроить бизнес-процесс маркировки, оставив большую часть действий на уровне ручного труда пользователей, но, к сожалению, грамотно не выстроили отслеживание работы специалистов. Возникла путаница с товарными кодами – менеджеры путались в том, что промаркировали, а что ввели в оборот. Более опытные сторонние эксперты прописали корректную бизнес-логику с учетом нюансов отрасли, интегрировали ИТ-решение и помогли структурировать учет.

Другой пример – еще один популярный итальянский производитель курток и спортивной одежды не рассчитал сложность внедрения маркировки. Компания оценила процесс перехода в очень сжатых сроках и буквально дотянула старт работ по адаптации бизнеса до последнего. Производитель полагал, что успеет за неделю договориться и с подрядчиком, и полностью закрыть проект. К слову, в среднем полная автоматизация и подключение к системе маркировки занимают порядка 5 месяцев.

Есть и примеры вдумчивого, последовательного отношения к «прорисовке» изменений ИТ-архитектуры и бизнес-процессов, вызванных внедрением обязательной маркировки. Крупный международный производитель обуви и верхней одежды, а так же один из крупнейших мировых производителей автомобильных шин привлекали к анализу и описанию процессов бизнес-экспертов из известных на рынке консалтинговых компаний, причем участие консультантов не ограничивалось начальными фазами проекта, а активно продолжалось и на этапе реализации. Обязательная маркировка шин вступает в силу с 1 ноября, к этому времени проект планируется к завершению.

Необходимость пересмотра себестоимости товаров и политики ценообразования

Потребители ошибочно полагают, что связанные с маркировкой расходы повлияют на стоимость товаров, и цены повысятся. Но, по расчетам экспертов рынка, компенсация издержек будет происходить за счет увеличения доли рынка, освободившейся в связи с уменьшением количества контрафакта.

Одним из вариантов более быстрой компенсации затрат для участников может стать выбор нового логистического сценария или новой бизнес-модели. Самое время проверить, какие процессы влияют на себестоимость и с помощью каких решений (в том числе, ИТ) их можно оптимизировать. Введение маркировки — это шанс воспользоваться новой возможностью извлечь максимум пользы.

Зависимость от стратегических партнеров

Первыми в эксперимент включились крупные производители, которые понимают необходимость и неизбежность процесса маркировки. Производитель — отправная точка перемещения товаров. Он осуществляет эмиссию кодов и первичную регистрацию товаров в системе «Честный ЗНАК». Многие производители также берут на себя часть задач, связанных с отслеживанием маркированных товаров для своих дистрибуторов.

На первый взгляд кажется, что несвоевременное подключение к системе маркировки влечет за собой только штрафы и ответственность перед государством. Но это не так. В логистической цепочке каждый участник несет юридическую и финансовую ответственность перед партнером. Если вы уже успешно завершили проект интеграции с «Честным ЗНАКом» в своей компании, самое время позаботиться о партнерах и помочь им перейти в новый этап цифровизации.

Крупному итальянскому производителю повседневных и спортивных одежды и обуви пришлось перестроить свои логистические процессы, внедрив в процессы учёт маркированной продукции. По этой причине компании повсеместно переходят на электронный документооборот – использование этих технологий обязательно и затрагивает практически все звенья логистической цепочки, от производства и таможенного оформления до розничной торговли. В такие масштабные изменения включаются и логистические партнеры производителей, которые также внедряют учёт продукции.

Непонимание необходимости в подключении к проекту

Даже крупные компании могут поздно осознать необходимость маркировки — на практике многие только сейчас начинают предпринимать действия для автоматизации учета маркируемых товаров. Если компания не попадает под маркировку по своему основному виду деятельности, но при этом осуществляет закупку и передачу между разными структурами своего холдинга товаров, находящихся в списке распоряжения правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 792-р., она также обязана соблюдать законодательные требования. Стоит вовремя осознать это, чтобы успеть заранее подготовить компанию к подключению к проекту.

Следует отметить, что даже в тех случаях, когда компании заранее подготовились к внедрению маркировки, иногда возникали сбои, связанные с доработками внутренних систем, например, ERP и WMS. Крупный международный производитель обуви и одежды своевременно разработал совместно с международными консультантами и российскими партнёрами архитектуру ИТ-решения, и даже успел его интегрировать с системами российского регулятора. Но компания не смогла вовремя доработать свои внутренние системы, что не позволило осуществить запуск маркировки в полностью автоматическом режиме.

Масштабы проекта по маркировке в целом зависят от размеров бизнеса и товарооборота. Большую роль играет и уровень ИТ-зрелости компании, наличие выстроенных процессов и прописанных регламентов, что значительно сокращает временные и финансовые затраты на проект.

Но гораздо важнее готовности компании само осознание необходимости маркировки. Это не бремя, а необходимая инициатива, плоды которого мы пожнем лишь после подключения к проекту и соответствия всего рынка требованиям законодательства.

 

 

Маркировка

Горячие темы: Бизнес в цифре

Об авторах

Наталья Семичастнова

Наталья Семичастнова

заместитель генерального директора ГК "КОРУС Консалтинг"


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Их важность «всплыла» именно во время первой волны пандемии, когда оказалось, что часть сотрудников должна получать удаленный доступ к достаточно критичным элементам инфраструктуры организации
К намекам Gartner о том, что пора бы AI перестать тратить и начать зарабатывать, добавляются требования суровой действительности о необходимости быстрой адаптации к изменениям и скорости принятия решений в условиях растущей конкуренции.
Так что же получается, умение через туман будущего увидеть сверкающий маяк желанной цели и показать его другим, чтобы зажечь их сердца и направить их в нужном направлении, – это и есть самый полезный навык, который неподвластен ни времени, ни новым технологиям?

Компании сообщают

Мероприятия