Мысли вслух

Изжить в себе услужливого раба

| 14.07.2020
Марина Аншина

Марина Аншина

Президент фонда ФОСТАС, председатель правления Российского союза ИТ-директоров

Вы конечно помните цитату Чехова «Нужно по капле выдавливать из себя раба». Выдавливать или изживать каким-то другим образом, но назрела острая необходимость вытравить рабскую покорность ИТ-директоров, разогнуть спины и поднять головы. Уж сколько раз твердили миру, что ИТ-директор не может активно влиять на деятельность компании, если находится в нижних эшелонах власти. Не потому, что от этого обычно зависит его зарплата. И даже не потому, что чем ниже в иерархии власти, тем меньше уважения от других руководителей и сотрудников. А потому, что, только пользуясь постоянной, непрерывной и непосредственной, а не через промежуточных лиц, поддержкой первых лиц компании, можно сделать что-то серьезное.

Это совершенно очевидный постулат! Мне могут возразить, что знают исключения из этого правила. Да, я сама, невзирая на твердые принципы, однажды оказалась в подчинении у HR-директора. Но дело в том, что это была западная компания, и иностранцы, руководители Российского подразделения менялись как перчатки. И по сути первым лицом компании именно она и была. И в конце концов – исключения только подтверждают правило.

Я бы не стала писать о таких банальных вещах, если бы на днях на вполне уважаемом собрании, которое собрало вполне уважаемых экспертов, не услышала потрясшую меня новость, что теперь не только директор по ИТ, но и директор по цифровой трансформации (ЦТ) может подчиняться не первому лицу компании, а одному из его заместителей.

Когда начались игры с директорами по ЦТ, я грешным делом думала, что таким образом решили поднять директора по ИТ повыше, подсадить его, так сказать наверх, поближе к генеральному директору/президенту компании. Потому что, сколько бы ИТ-сообщество ни говорилось о том, что директор по ИТ должен подчиняться именно ему, сами то первые лица от этого всеми силами открещивались. Мне даже однажды пришлось пойти на «шантаж», чтобы получить вожделенное подчинение генеральному директору. И я всегда считала, что раз уж эти первые лица не хотят видеть в своих заместителях директора по ИТ, то уж с директором по ЦТ им придётся это сделать. Потому что, о какой трансформации может идти речь, если она не управляется с самого высшего уровня?

Я думала по наивности, что роль директора по ИТ серьезно подмочена ITSM-ом, то есть сервисным подходом к предоставлению ИТ. Конечно после хаотичного внедрения компьютеров на предприятиях и появления странной роли эникейщика сервисный подход воспринимался как манна небесная. ИТ-руководителям наконец показали, как можно и надо управлять ИТ, чтобы всё работало, а руководство и пользователи были довольны. Напомню, что когда встал вопрос о переводе термина IT-service на русский язык разгорелись жаркие споры, как его следует переводить: ИТ-сервис или ИТ-услуга. Лично мне кажется, что в слове «услуга» есть некоторый подобострастный оттенок. Эдакое: «Чего изволите?». Поэтому я всегда была за сервис. И хотя на первых порах «услуга» побеждала с огромным перевесом, сейчас, как я вижу, на коне оказался «сервис».

Но с директором по ЦТ происходят непонятные метаморфозы. Если ещё недавно он был осенён двойным нимбом трансформации и цифровизации и парил на стратегическом уровне, свысока поглядывая на ИТ-директора, то сейчас зачастую идут споры, кто кому подчиняется. И далеко не всегда побеждает директор по ЦТ.

Конечно, «как вы лодку назовете, так она и поплывёт». Но мне лично всё равно, как назовут человека, который отвечает за развитие организации по пути цифрового развития. Хоть «Цифропроводник». Но я точно знаю, что он должен быть по правую руку от главного человека в компании, если конечно этот человек – правша. То есть он должен быть если не первым заместителем генерального директора, то одним из первых.

Я вполне допускаю, что из-за ограниченных возможностей любого человека, хотя бы по времени (ведь в сутках только 24 часа, а дней в году только 365/366), ноша цифровизации окажется неподъемной для одного руководителя. Что же – ношу можно честно разделить на двоих, например, директора по ЦТ и директора по ИТ. Но работать они несомненно должны в одной упряжке. Иначе может получиться, что стратегия оторвётся от практики и воспарит в небеса, не оставив после себя даже воспоминаний.

Вы пригорюнились? Как же заставить этих первых лиц посадить директора по ЦТ и/или директора по ИТ рядом с собой? Поскольку повлиять на других значительно труднее, чем на себя, давайте с себя и начнём. Довольно считать руководителей по ИТ руководителями второго сорта. В условиях, когда цифровая трансформации проводится и пропагандируется на уровне как нашего государства, так и всех развитых стран, директор по ЦТ и директор по ИТ де-факто становятся одними из важнейших в компании фигур. Но при этом они должны иметь соответствующие компетенции в технологиях ЦТ и ИТ, широкий кругозор, понимать бизнес и деятельность компании, быть хорошими руководителями и переговорщиками. И всегда надо помнить, что если ты сам себя не уважаешь, то другие тем более тебя не будут уважать. И если ты не уважаешь других, то ты и себя не уважаешь.

Так что давайте учиться, развиваться, в частности, в софтскилз и повышать самооценку, добиваясь принадлежащего нам по праву места в компании. А то может получиться как во время перестройки с продавцами. Когда в Россию пришли иностранные торговые бренды, они при найме продавцов указывали: «Без опыта работы в советских магазинах». Потому что прекрасно понимали, что избавить хамоватовых и вороватых в большинстве своём работников от застарелых привычек намного сложнее, чем научить желторотых новобранцев продавать.

И если мы вовремя не перестроимся, то придётся ИТ-директорам и директорам по ЦТ идти в дворники. Да и туда не получится. Ведь уже совсем скоро появятся интеллектуальные мётлы, управлять которой будут специалисты под началом руководителей нового типа, у которых не осталось никакой униженности и самоумаления. Так что давайте уже сейчас, пока не поздно, становится такими ИТ-руководителями нового типа!

Журнал: Журнал IT-Manager, Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие публикации

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

10.09.2020
IT Management Forum 2020

Москва, Новоданиловская наб., д. 6, отель Palmira Business Club

23.09.2020 — 24.09.2020
Форум Индустриальной Роботизации

Санкт-Петербург, Чернорецкий пер. 4-6

28.09.2020 — 29.09.2020
Профессиональная мобильная радиосвязь, спутниковая связь и навигация

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

29.09.2020 — 02.10.2020
SMART INDUSTRY EXPO

Минск, Футбольный манеж

30.09.2020
IT в ретейле: Я - легенда.

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

27.10.2020 — 29.10.2020
HI-TECH BUILDING 2020

Москва, Крокус Экспо