Изжить в себе услужливого раба

Назрела острая необходимость вытравить рабскую покорность ИТ-директоров, разогнуть спины и поднять головы

Вы конечно помните цитату Чехова «Нужно по капле выдавливать из себя раба». Выдавливать или изживать каким-то другим образом, но назрела острая необходимость вытравить рабскую покорность ИТ-директоров, разогнуть спины и поднять головы. Уж сколько раз твердили миру, что ИТ-директор не может активно влиять на деятельность компании, если находится в нижних эшелонах власти. Не потому, что от этого обычно зависит его зарплата. И даже не потому, что чем ниже в иерархии власти, тем меньше уважения от других руководителей и сотрудников. А потому, что, только пользуясь постоянной, непрерывной и непосредственной, а не через промежуточных лиц, поддержкой первых лиц компании, можно сделать что-то серьезное.

Это совершенно очевидный постулат! Мне могут возразить, что знают исключения из этого правила. Да, я сама, невзирая на твердые принципы, однажды оказалась в подчинении у HR-директора. Но дело в том, что это была западная компания, и иностранцы, руководители Российского подразделения менялись как перчатки. И по сути первым лицом компании именно она и была. И в конце концов – исключения только подтверждают правило.

Я бы не стала писать о таких банальных вещах, если бы на днях на вполне уважаемом собрании, которое собрало вполне уважаемых экспертов, не услышала потрясшую меня новость, что теперь не только директор по ИТ, но и директор по цифровой трансформации (ЦТ) может подчиняться не первому лицу компании, а одному из его заместителей.

Когда начались игры с директорами по ЦТ, я грешным делом думала, что таким образом решили поднять директора по ИТ повыше, подсадить его, так сказать наверх, поближе к генеральному директору/президенту компании. Потому что, сколько бы ИТ-сообщество ни говорилось о том, что директор по ИТ должен подчиняться именно ему, сами то первые лица от этого всеми силами открещивались. Мне даже однажды пришлось пойти на «шантаж», чтобы получить вожделенное подчинение генеральному директору. И я всегда считала, что раз уж эти первые лица не хотят видеть в своих заместителях директора по ИТ, то уж с директором по ЦТ им придётся это сделать. Потому что, о какой трансформации может идти речь, если она не управляется с самого высшего уровня?

Я думала по наивности, что роль директора по ИТ серьезно подмочена ITSM-ом, то есть сервисным подходом к предоставлению ИТ. Конечно после хаотичного внедрения компьютеров на предприятиях и появления странной роли эникейщика сервисный подход воспринимался как манна небесная. ИТ-руководителям наконец показали, как можно и надо управлять ИТ, чтобы всё работало, а руководство и пользователи были довольны. Напомню, что когда встал вопрос о переводе термина IT-service на русский язык разгорелись жаркие споры, как его следует переводить: ИТ-сервис или ИТ-услуга. Лично мне кажется, что в слове «услуга» есть некоторый подобострастный оттенок. Эдакое: «Чего изволите?». Поэтому я всегда была за сервис. И хотя на первых порах «услуга» побеждала с огромным перевесом, сейчас, как я вижу, на коне оказался «сервис».

Но с директором по ЦТ происходят непонятные метаморфозы. Если ещё недавно он был осенён двойным нимбом трансформации и цифровизации и парил на стратегическом уровне, свысока поглядывая на ИТ-директора, то сейчас зачастую идут споры, кто кому подчиняется. И далеко не всегда побеждает директор по ЦТ.

Конечно, «как вы лодку назовете, так она и поплывёт». Но мне лично всё равно, как назовут человека, который отвечает за развитие организации по пути цифрового развития. Хоть «Цифропроводник». Но я точно знаю, что он должен быть по правую руку от главного человека в компании, если конечно этот человек – правша. То есть он должен быть если не первым заместителем генерального директора, то одним из первых.

Я вполне допускаю, что из-за ограниченных возможностей любого человека, хотя бы по времени (ведь в сутках только 24 часа, а дней в году только 365/366), ноша цифровизации окажется неподъемной для одного руководителя. Что же – ношу можно честно разделить на двоих, например, директора по ЦТ и директора по ИТ. Но работать они несомненно должны в одной упряжке. Иначе может получиться, что стратегия оторвётся от практики и воспарит в небеса, не оставив после себя даже воспоминаний.

Вы пригорюнились? Как же заставить этих первых лиц посадить директора по ЦТ и/или директора по ИТ рядом с собой? Поскольку повлиять на других значительно труднее, чем на себя, давайте с себя и начнём. Довольно считать руководителей по ИТ руководителями второго сорта. В условиях, когда цифровая трансформации проводится и пропагандируется на уровне как нашего государства, так и всех развитых стран, директор по ЦТ и директор по ИТ де-факто становятся одними из важнейших в компании фигур. Но при этом они должны иметь соответствующие компетенции в технологиях ЦТ и ИТ, широкий кругозор, понимать бизнес и деятельность компании, быть хорошими руководителями и переговорщиками. И всегда надо помнить, что если ты сам себя не уважаешь, то другие тем более тебя не будут уважать. И если ты не уважаешь других, то ты и себя не уважаешь.

Так что давайте учиться, развиваться, в частности, в софтскилз и повышать самооценку, добиваясь принадлежащего нам по праву места в компании. А то может получиться как во время перестройки с продавцами. Когда в Россию пришли иностранные торговые бренды, они при найме продавцов указывали: «Без опыта работы в советских магазинах». Потому что прекрасно понимали, что избавить хамоватовых и вороватых в большинстве своём работников от застарелых привычек намного сложнее, чем научить желторотых новобранцев продавать.

И если мы вовремя не перестроимся, то придётся ИТ-директорам и директорам по ЦТ идти в дворники. Да и туда не получится. Ведь уже совсем скоро появятся интеллектуальные мётлы, управлять которой будут специалисты под началом руководителей нового типа, у которых не осталось никакой униженности и самоумаления. Так что давайте уже сейчас, пока не поздно, становится такими ИТ-руководителями нового типа!

Опубликовано 14.07.2020

Другие публикации эксперта