Российские онлайн-кинотеатры переводятся на строгую отчетность
Онлайн-кинотеатры, работающие в российском сегменте «Всемирной паутины», будут обязаны использовать единую систему измерения количества аудитории Nielsen. С ее помощью интернет-сервисы будут подсчитывать, какое количество просмотров фильмов совершили пользователи Интернета. Все это сделает систему монетизации прав на контент более прозрачной и удобной для всех сторон.
Данное решение, которого, как сообщают заинтересованные СМИ, добилось руководство Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), поставит точку в споре между российскими производителями контента и онлайн-сервисами для просмотра лицензированного контента.
Продюсеры и дистрибьюторы фильмов недовольны существующей методикой подсчета данных по просмотрам и покупке контента, которые предоставляют им онлайн-кинотеатры. Сегодня монетизация контента, предоставляемого интернет-сервисами, осуществляется тремя основными методами. В первом случае пользователь платит за просмотр конкретного фильма или сериала. Во втором он оплачивает подписку на определенный период. И в третьем пользователь смотрит фильм бесплатно, а доход онлайн-кинотеатра складывается из размещения платной рекламы.
Расчеты с правообладателями фильмов и иного контента интернет-кинотеатры также ведут двумя способами. В первом случае правообладателю выплачивается заранее оговоренная фиксированная сумма. Во втором случае доход правообладателя зависит от количества просмотров его контента, от новых подписчиков, показов рекламы и так далее. Именно в этом случае и возникает большинство разногласий между правообладателями и интернет-кинотеатрами, которые, как предполагается, предоставляют недобросовестные отчеты и попросту скрывают часть своих доходов.
В пользу этого аргумента, как считают продюсеры и поставщики фильмов в прокат, свидетельствуют и данные статистики. Так, по подсчетам одной из крупных российских медиакомпаний, доходы российских онлайн-кинотеатров растут на 30–40% в год. Так, по данным отчета Telecom Daily, доходы российских онлайн-кинотеатров за первые шесть месяцев 2017 г. выросли на 70% и достигли 5,3 млрд рублей, в первом полугодии 2018 года выручка легальных онлайн видеосервисов в России составила 7,36 млрд рублей, а прирост выручки в годовом сравнении был равен 32%. При этом выплаты российским медиакомпаниям, которые осуществляют онлайн-сервисы, растут лишь на 10% в год.
Онлайн-кинотеатры, в свою очередь, категорически опровергают обвинения в недобросовестности подсчетов. Но и предоставлять все те данные, которые пытаются получить члены АПКиТ, они не хотят, ссылаясь на их коммерческий характер и возможность использования конкурентами в недобросовестной борьбе за долю рынка. Продюсеры не имеют четкого представления о том, как обрабатываются и получаются те или иные данные и недооценивают технические сложности сбора такой аналитики, говорят сотрудники видеосервисов.
В середине ноября текущего 20118 года совещание по этому вопросу с представителями заинтересованных сторон провел заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Своих представителей делегировали продюсерские компании СТВ, Art Pictures, Yellow, Black&White (YBW), StarMedia, холдинги «СТС Медиа» и «Национальная медиа группа». Сегмент онлайн-проката представляли «Вольга», «Централ партнершип», Ivi, Megogo, Okko и «Яндекс».
Как решили участники совещания, урегулировать спор могло бы использование специально разработанного программного продукта, который способен вести наиболее точный и прозрачный подсчет количества просмотров, а также перепроверять предоставляемые данные, например, через контрольные закупки. В качестве такого продукта было выбрано ПО Nielsen, разработанное на базе технологии российской компании Data Screen. Решение Nielsen OTT powered by Data Screen позволяет правообладателям анализировать на ежедневной основе результаты потребления и монетизации контента для вычисления выручки, маркетингового ROI, движение контента по всей цепочке потребления, выявления предпочтений аудитории и повышения операционной эффективности.
Первыми на новое ПО перейдут крупные онлайн-кинотеатры Ivi, Megogo и Okko уже к началу следующего 2019 года. Анализу будут подвергаться данные по контенту тех компаний, которые согласились на такую модель. Первое время - данные только по пользовательским платежам. Позднее, как предполагается, компании обсудят переход на новую отчетность по подписной и рекламной моделям.
В конечном итоге, как предполагают участники совещания, для онлайн-кинотеатров будет выстроена система отчетности, аналогичная Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах фильмов в кинозалах (так называемой Государственной системе единого кинобилета), которая охватывает все традиционные офлайновые кинотеатры в РФ.
Опубликовано 26.11.2018