Облачные технологии и ЦОДы

Логотип компании
Облачные технологии и ЦОДы
Курс на импортозамещение – это хорошо, но на текущий момент 90% оборудования, используемого в строительстве и при дальнейшей эксплуатации российских data-центров, закупается за рубежом.

ВОПРОС.

Для кого строит ваша компания ЦОДы?

Облачные технологии и ЦОДы. Рис. 1
Андрей ЗАХАРОВ

Андрей ЗАХАРОВ,

руководитель разработок решений и реализации проектов Linxdatacenter:

Linxdatacenter не занимается строительством ЦОДов для других компаний, мы строим для себя, а наши мощности сдаем в аренду. Конечно, используем их и для своих непосредственных нужд. Компания владеет и управляет ЦОДами общей площадью свыше 13 000м2, расположенными в регионах Центральной и Восточной Европы. Москва: ЦОД модульного типа, 2500 м2, 5 МВт (TIER 2, TIER 3), проектное количество стоек – 640. Санкт-Петербург: ЦОД традиционного типа, 9000 м2, 12 МВт (TIER 3+), проектное количество стоек – 1400. Варшава: ЦОД традиционного типа, 1400 м2, 2,5 МВт (TIER 3), проектное количество стоек – 216. Таллин: ЦОД традиционного типа, 600 м2, 600 кВт (TIER 2), проектное количество стоек – 50.

Облачные технологии и ЦОДы. Рис. 2
Андрей ЕЛИСЕЕВ

Андрей ЕЛИСЕЕВ,

директор data-центра SDN:

SDN оперирует собственным коммерческим data-центром в Санкт-Петербурге, а также спроектировала и построила два data-центра: один для себя, а другой для клиента. Проектная мощность – 1476 стоек. Введено в эксплуатацию – 500.

Облачные технологии и ЦОДы. Рис. 3
Антон ПЛАТОНОВ

Антон ПЛАТОНОВ,

генеральный директор компании StoreData:

Мы строим собственные ЦОДы для предоставления коммерческих услуг клиентам. На данный момент мы имеем две площадки с возможностью размещения 130 стоек. Электрическая мощность составляет 1,3 МВт.

Облачные технологии и ЦОДы. Рис. 4
Светлана ТИМОТИНА

Светлана ТИМОТИНА,

заместитель генерального директора по организационному развитию компании «Мастерхост»:

Мы построили в Москве современный ЦОД, чтобы размещать на его мощностях ресурсы своих клиентов. Наш ЦОД обеспечивает работу сотен тысяч сайтов и серверов, которые у нас размещаются. Персонально для клиентов ЦОДы наша компания не строит. Наши ЦОДы имеют 250 серверных стоек.

Облачные технологии и ЦОДы. Рис. 5
Игорь СИТНИКОВ

Игорь СИТНИКОВ,

генеральный директор телекоммуникационного центра «Миран»:

Мы строим data-центры для себя и в дальнейшем сдаем их клиентам. Оба data-центра построены в соответствии со стандартом Tier3 по классификации Uptime Institute. Количество стоек превышает 200 штук, мощность достигает 2,5 МВт. Сейчас в стадии строительства находится еще один модульный ЦОД.

Облачные технологии и ЦОДы. Рис. 6
Валентин ФОСС

Валентин ФОСС,

директор по маркетингу и сбыту компании «Утилекс»:

Собственных коммерческих площадок у нас нет – мы решили сфокусироваться на разработке и производстве, а оператор коммерческого ЦОДа – совершенно другой бизнес. Наши продукты позволяют построить ЦОД фактически любого масштаба – от одной до нескольких тысяч стоек. Мы предлагаем три линейки разработанных и производимых нами модульных ЦОДов под зарегистрированными торговыми марками DataStone, NOTA и NOTA Zeppelin.

Облачные технологии и ЦОДы. Рис. 7
Александр БОЧАРОВ

Александр БОЧАРОВ,

генеральный директор компании «Эдвансд Солюшнс» (проект RackStore):

Мы не занимаемся строительством самих зданий, а реализуем услуги на базе готовых ЦОДов. Наши усилия акцентируются на их техническом оснащении: электропитании, системах охлаждения и контроля климата, системах безопасности и комплексах пожаротушения. Количество стоек постоянно варьируется, появляются новые технологические площадки. Например, в апреле 2015 года был введен в эксплуатацию новый машинный зал на ММТС-9 для реализации бизнес-проектов клиентов, сфокусированных на телекоммуникационных услугах.

Облачные технологии и ЦОДы. Рис. 8
Дмитрий ФОКИН

Дмитрий ФОКИН,

управляющий директор компании IXcellerate:

IXcellerate построила ЦОД IXcellerate Moscow One для себя как нейтральную коммерческую площадку для оказания в первую очередь услуг colocation. При этом накопленная экспертиза нашей команды и сформированный портфель позволяют оказывать консалтинговые услуги для клиентов в рамках задач по строительству их собственных ЦОДов (например, выбор площадки или поставщиков), а также реализовывать проекты создания «ЦОДа внутри ЦОДа» для клиентов, планирующих запуск собственного вычислительного центра на базе нашего ЦОДа. Общая проектная мощность IXcellerate Moscow One без расширения здания – 3000 стоек, из них 700 приходится на фазу 1 и фазу 2. На сегодняшний день установлено 150 стоек и еще 350 стоек зарезервировано под нужды текущих и новых клиентов.

ВОПРОС.

Как на вашем бизнесе сказалось импортозамещение и рост курса иностранных валют?

Валентин ФОСС («Утилекс»):

С точки зрения реальных проектов влияние импортозамещения пока минимально. Рост курса иностранных валют привел к тому, что конкурентоспособность наших решений повысилась. Проблема в том, что скачок курса произошел так стремительно, что многие компании посчитали за лучшее притормозить инвестиционные проекты, поэтому лавинообразного роста спроса не случилось.

Александр БОЧАРОВ («Эдвансд Солюшнс»):

К сожалению, полностью заменить иностранные продукты на российском IT-рынке пока невозможно, но в линейке наших услуг присутствуют и отечественные решения, например «1С:Предприятие» по модели SaaS, лицензии «1С:Битрикс» и «Битрикс24». Клиенты используют эти услуги, потому что им доверяют. Как только в России появятся работающие аналоги импортных продуктов соответствующего уровня, мы их внедрим.

Что касается роста курса иностранных валют, то важнее общая экономическая нестабильность. Люди стали перестраховываться, предпочитая брать серверы в аренду вместо покупки собственного оборудования. Соответственно вырос и спрос по сравнению с прошлыми периодами на данный вид услуг. Многие компании урезают бюджеты, сокращают персонал, закрываются. За этот год возрос, хотя правильнее сказать, появился осязаемый отток клиентов, которые вынуждены закрывать проекты из-за отсутствия финансирования.

Дмитрий ФОКИН (IXcellerate):

Импортозамещение сказалось несильно. Появились поставщики российского оборудования и ПО. Рост курса привел к снижению дохода в долларовом выражении, что негативно с учетом того, что много капитальных затрат в долларах, а с учетом роста страновых рисков требования к возвратности проекта, наоборот, повысились. Таким образом, зарабатывать надо больше, а зарабатывается, если брать долларовый эквивалент, меньше.

Андрей ЗАХАРОВ (Linxdatacenter):

Импортозамещение на наш бизнес не повлияло. Если же рассматривать другую законодательную инициативу – вступление в силу поправок к закону о персональных данных, то на нас эти изменения сказываются позитивно, что выражается в значительном спросе на наши услуги со стороны иностранных компаний. Говорить же о том, что валютные колебания никак на нас не повлияли, будет не совсем корректно. Бизнес не может не реагировать на такие факторы. В нашем случае их влияние скорее ближе к негативному, поскольку стоимость оборудования и услуг напрямую зависит от курса валют. В ряде случаев компаниям приходится по-другому оценивать свои бюджеты на ИТ и вносить в них корректировки в сторону снижения.

Андрей ЕЛИСЕЕВ (SDN):

Импортозамещение привело к тому, что мы тестируем отечественные аналоги для последующего применения в проектах следующих очередей. Из-за роста курса валют подорожали услуги иностранных data-центров в рублевом эквиваленте, но выбор западноевропейских ЦОДов для размещения собственного серверного оборудования не всегда был обусловлен экономической выгодой. Поэтому клиенты с двумя-тремя серверами не спешат перебираться в РФ. Совершенно по-другому обстоят дела с крупными заказчиками, IT-бюджеты которых очень чувствительно относятся даже к незначительным колебаниям валют. Интерес стал появляться еще в четвертом квартале 2014 года, и на данный момент ряд компаний уже осуществляют «переезд» своих IT-ресурсов на территорию РФ.

Антон ПЛАТОНОВ (StoreData):

Импортозамещение пока никак не сказалось. Что касается роста валют, то бизнес стал не так активен, как в 2013 году. Тем не менее мы ощущаем приток розничных клиентов, переезжающих из европейских ЦОДов.

Светлана ТИМОТИНА («Мастерхост»):

Пока импортозамещение на нашем бизнесе не сказалось – мы по-прежнему используем импортное оборудование и комплектующие. Рост курса валют привел к переносу более 50% клиентов из европейского ЦОДа .masterhost в российский. К нам также перешли на обслуживание многие компании, которые раньше размещались в других европейских ЦОДах.

Игорь Ситников («Миран»):

Курс на импортозамещение – это хорошо, но на текущий момент 90% оборудования, используемого в строительстве и при дальнейшей эксплуатации российских data-центров, закупается за рубежом. Сейчас мы слышим довольно много заявлений о новых российских разработках, однако пока неясно, когда "разработчики" перейдут от слов к делу и на рынке появятся первые качественные системы бесперебойного электропитания, прецизионного охлаждения и т. д. Серверное и телекоммуникационное оборудование также на 90% является импортным. Поэтому рост курсов иностранных валют негативно отражается на объемах закупок: многие компании прекратили увеличивать мощности и перешли к стратегии оптимизации. Все это привело к росту объемов потребления услуг data-центров. Кроме того, объем данных, которые необходимо хранить, обрабатывать и т. д., постоянно увеличивается, что приводит к росту количества оборудования и, следовательно, росту спроса на услуги коммерческих data-центров.

ВОПРОС.

Как идет процесс освоения вашими клиентами всяких *aaS? Насколько этот бизнес является прибыльным для вас?

Андрей ЗАХАРОВ (Linxdatacenter):

Несколько лет назад компании расценивали вложения в ИТ как долгосрочную инвестицию, рассматривая возможность строительства собственных ЦОДов и своей инфраструктуры. В последнее время ситуация меняется и спрос на услуги модели *aaS растет. В нашей компании он также набирает обороты, но если рассматривать объем прибыли, которую мы от этого получаем, то пока он небольшой, но перспективы для роста очень хорошие.

Андрей ЕЛИСЕЕВ (SDN):

Интерес к облачным решениям растет очень быстро, драйвером стал скачок цен на серверное оборудование. В 2015 году интерес к виртуальным машинам начал проявлять не только СМБ, но и крупные корпорации. Компания SDN предоставляет своим клиентам сервисы по аренде виртуальной инфраструктуры совместно с нашими партнерами, ведущими российскими поставщиками XaaS-услуг – «Софтлайн» и «ИТ-Град».

Светлана ТИМОТИНА («Мастерхост»):

.masterhost развивает облачные технологии с конца 2013 года. Мы предоставляем услуги облачного хостинга на базе продукта Microsoft Hyper-V. Это перспективное направление мы активно развиваем.

Игорь СИТНИКОВ («Миран»):

«Миран» несколько лет работает на рынке IaaS преимущественно с крупными юридическими лицами. В конце 2014 года мы также решили выйти на рынок более массовых услуг для малого бизнеса.

Александр БОЧАРОВ («Эдвансд Солюшнс»):

Сектор СМБ долго находился в изоляции от «облакатизации», что мы и постарались изменить в своем подходе, обеспечив консультационный сервис по подбору решений для конкретных компаний – «Бизнес-облако». Большинство наших *aaS-клиентов как раз представители СМБ. С точки зрения прибыльности облачные решения не стоят во главе угла компании, иначе мы занимались бы только ими. Основные усилия возлагаются все-таки на физический пласт услуг.

Дмитрий ФОКИН (IXcellerate):

Идет активное развитие. Принципиальная нейтральность IXcellerate позволяет иметь обширную партнерскую экосистему. На нашей площадке есть возможность получить в качестве IT-аутсорсинга практически любой сервис – от базовой хостинговой услуги до сложнейших платформенных решений. Причем клиент может выбрать из нескольких поставщиков.

ВОПРОС.

«Облаками» каких вендоров пользуются ваши клиенты?

Андрей ЗАХАРОВ (Linxdatacenter):

Наша облачная платформа построена на базе FlexPod от таких компаний, как Cisco, NetApp, VMware. Но необходимо отметить, что наши клиенты могут пользоваться полным набором решений различных вендоров и провайдеров «облаков».

Андрей ЕЛИСЕЕВ (SDN):

Наши клиенты используют платформу виртуализации компании VMware и Microsoft Azure.

Игорь СИТНИКОВ («Миран»):

Мы предлагаем клиентам услуги, построенные на базе собственного облачного кластера.

Александр БОЧАРОВ («Эдвансд Солюшнс»):

В RackStore все облачные решения созданы на основе продукта от VMware. Платформа VMware достаточно хорошо зарекомендовала себя на протяжении довольно длительного периода времени и продолжает развиваться.

КОЛОНКА ЭКСПЕРТА

Облачные технологии и ЦОДы. Рис. 9
Александр Трошин,

технический директор Mango Office:

Наша компания арендует стойки в ЦОДах. Серверы баз данных и приложений Mango Office установлены в географически распределенных ЦОДах – несколько в Москве и в каждом регионе присутствия компании. До конца 2015 года мы планируем увеличить количество стоек под размещение серверов баз данных. Это связано прежде всего с активным развитием Mango Office. За прошедший год количество клиентов компании выросло на 20%, объем трафика — на 61%. В 2015 году мы открываем семь новых филиалов и выходим на европейский рынок. Динамичное развитие и программа повышения отказоустойчивости требуют серьезного расширения IT-инфраструктуры. Кроме того, мы предоставляем специальную емкость для хранения данных и своим клиентам.

Что касается импортозамещения, то потенциально усложнение поставок некоторого оборудования косвенно может нас коснуться. Но в целом риски, связанные с недоступностью импортного железа или ПО, однозначно затронут нас меньше, чем коллег по рынку. Это связано с тем, что Mango Office – российская компания, мы используем платформу собственной разработки и открытое ПО. Что касается клиентов, то один из вариантов развития событий – переход компаний на облачные решения, в частности SaaS, с целью переложить на плечи провайдеров все трудности с закупками железа, ПО и обслуживанием. Данные мы всегда хранили в российских ЦОДах. Нам удобнее работать, когда вычислительные мощности «под рукой», так как обслуживание осуществляется полностью силами сотрудников технического департамента. Кроме того, мы предоставляем сервисы реального времени, и вопросы задержек и качества канала связи играют важную роль.

Если раньше мы были пионерами в области продвижения облачных технологий, то сегодня уже не приходится объяснять представителям бизнеса, что за выгоды они получат. Вокруг «облаков», конечно, еще остались мифы и стереотипы, но их значительно меньше. Возможно, дело в том, что многие компании рискнули и не пожалели – экономическую выгоду можно получить в очень короткий срок. За прошедший год мы значительно расширили клиентскую базу. Сейчас она достигает 36 тыс. компаний, которые пользуются услугами связи, 26 тыс. используют SaaS-сервисы Mango Office. Отток по итогам 2014 года составил 2,8%, что на 0,17% меньше, чем в предыдущем году.

Прибыльность нашего бизнеса постоянно растет. В 2014 году оборот «Манго Телеком» составил 1,350 млрд рублей, что на 45% выше аналогичного показателя 2013 года. При этом в указанный период показатель EBITDA вырос на 77% и составил 139 млн рублей. Рост прибыльности обеспечивается, с одной стороны, увеличением количества пользователей наших облачных сервисов, с другой — ростом ARPU, который за последние три года вырос почти в два раза. Затраты, связанные с обслуживанием одного клиента, у нас сокращаются за счет оптимизации процессов и эффекта масштабирования. Вместе с ростом ARPU это означает, что каждый клиент становится для нас все более прибыльным. Подключение новых клиентов тоже должно быть прибыльным: чтобы не пропустить негативные тенденции, мы оцениваем предельные издержки обслуживания клиента и стоимость привлечения. Пока эти цифры малы по сравнению с Life Time Value и прибылью от клиента за год. Это значит, что есть запас и мы можем инвестировать в расширение клиентской базы даже во время кризиса. Нужно держать руку на пульсе и готовиться сокращать издержки, если это потребует экономическая ситуация.

Мы начинали бизнес 15 лет назад как оператор дальней связи. Сервисы виртуальной телефонии мы предлагаем с 2005 года. В начале 2011 года выпустили на рынок первую в России облачную АТС. Тогда мы поняли, что телефония – это не только соединение абонента А с абонентом Б. Мы захотели разработать интеллектуальную систему, которая бы позволяла давать бизнесу аналитику по различным срезам. В начале 2011 года виртуальная АТС Mango Office, удовлетворяющая критериям облачных сервисов, стала первой в России облачной АТС. Через год мы выпустили еще один продукт – облачную CRM-систему. Это бизнес-инструмент со встроенной телефонией для учета клиентов, их обращений и оптимизации рабочих процессов. А в апреле 2013 года дополнили линейку продуктов Mango Office третьим сервисом, который до сих пор является уникальным в России, – Центром обработки вызовов. Он расширяет и дополняет возможности виртуальной АТС и позволяет клиентам управлять потоком звонков в режиме реального времени.

ЦОДы, которые мы используем либо имеют классификацию Tier 3, либо полностью соответствуют требованиям Tier 3. Этот уровень позволяет нам быть уверенными, что наше оборудование эксплуатируется в среде, соответствующей высоким нормам по кондиционированию, электропитанию, пожароустойчивости, безопасности и пр.

Опубликовано 13.07.2015

Похожие статьи