IDC предсказывает успех ITaaS

Логотип компании
IDC предсказывает успех ITaaS
Аналитическая компания IDC ожидает, что к 2016 году 65% компаний будут использовать сервисы ITaaS (IT-as-a-Service), работающие в режиме реального времени...

Аналитическая компания IDC ожидает, что к 2016 году 65% компаний будут использовать сервисы ITaaS (IT-as-a-Service), работающие в режиме реального времени.

 

ITaaS будут решать не отдельные IT-задачи корпоративных пользователей, а предоставлять комплексные услуги. Ожидается, что ITaaS будут развиваться в рамках «третьей платформы» ИТ.

Напомним, что «первая платформа» — это вычислительная техника на базе мейнфреймов и терминалов с тысячами приложений и миллионами пользователей, «вторая платформа» — это ПК и клиент-серверная архитектура с сотнями тысяч приложений и миллиардами пользователей, а «третья платформа» — это ИТ, использующие множество различных, в том числе мобильных, устройств, мобильный Интернет, соцсети и облачные технологии.

Ожидается, что широкое внедрение ITaaS приведет к тому, что IT-директора станут еще больше фокусироваться именно на бизнес-задачах и меньше – на отдельных IT-компонентах.

Отметим при этом, что под аббревиатурой ITaaS, которую компания IDC расшифровывает как IT-as-a-Service, иногда может скрываться и Identity Theft-as-a-Service («определи-вора-как-услуга»).

В целом термин не нов: еще в 2011 году ITaaS определялся как модель работы с ИТ в организации, где IT?подразделение работает почти как отдельный бизнес, предоставляя остальным отделам продукты и услуги. При этом отдел конкурирует с внешними IT-аутсорсерами и облачными услугами.

В «Википедии» отмечено, что ITaaS не имеет никакого отношения к облакам, но это не совсем так. Вот что рассказал Александр Шибаев, отраслевой эксперт Банка России: «Щелчок выключателя – лампочка зажглась, и больше ничего об электричестве нам знать необязательно. Поворот ключа – автомобиль завелся. Если нет – вызываем автосервис. Нажал на Enter, и я на работе. Зачем мне Cloud, BYOD, MDM, DLP и т. п.? Энергетика и автопром предоставляют сервис. С появлением парадигмы “облака” как технологической основы ИТ дан старт новому этапу – превращению ИТ в сервис, в ITaaS. Пользователи не хотят долго ждать, они хотят быть не пользователями, а потребителями. Из чего складывается IT-сервис? На основе собственного опыта предлагаю вариант формулы: IT-сервис = облако (ЦОД + виртуализация + ПО управления)/ИБ + провайдер + средства доступа».

Есть мнение, что IT-as-a-Service – это в большей степени маркетинговое определение, нежели точный термин, поэтому он может иметь много значений. Скорее он означает тотальный, полномасштабный аутсорсинг, когда заказчику вообще не нужно сохранять в рамках предприятия внутренний IT-отдел. IT-as-a-Service обычно включает в себя облачные услуги, поэтому ITaaS – более широкое понятие, чем «облако». Также обычно в ITaaS включаются NDOS, Ham, AMO, HIS, ISO и разные типы публичных «облаков».

Кстати, компания Research and Markets подсчитала, что рынок ITaaS будет расти ежегодно на 31% до 2019 года.

Александр Прохоров (IDC) также отмечает, то ITaaS расширяет облачную модель услуг (“as a service”), представляя принципиально новый подход к тому, как IT-организации обеспечивают корпоративных пользователей доступом к информации, приложениям и инфраструктуре. В ITaaS основное внимание уделяется предоставлению самообслуживания. Вместо того чтобы создавать запрос на использование услуги, пользователь просто выбирает доступные ему услуги из списка, используя меню. Это уменьшит время резервирования мощностей для пользователей, позволит стандартизировать конфигурации, снизить сложность, а также создаст единый пользовательский интерфейс в области использования всех IT-ресурсов безотносительно их источника.

 По словам Елены Семеновской (IDC), ITaaS подразумевает формализацию отношений между ИТ и бизнес-подразделениями, что может быть сделано через выделение IT-отдела в отдельное юридическое лицо (как, например, «Сбертех») или без этого выделения. При этом всегда есть возможность выставления счетов со стороны ИТ за проведение работ и их распределение по бизнес-процессам. В любом случае затраты на ИТ соотносятся с работой бизнеса, конкретных подразделений и отделов, таким образом можно понимать какова IT-составляющая в бизнес-процессе как в смысле затрат, так и в повышении производительности. К «облаку» это имеет отношение по модели потребления. При такой формализации видно, кем и чем обусловлены затраты на ИТ. Например, увязка финансового департамента и стоимости внедрения и работы «1С»- бухгалтерии. Облачная модель потребления ИТ – это как бы продолжение данного процесса формализации и абстракции.

Опубликовано 06.02.2015

Похожие статьи