В 2013 году объем рынка смартфонов превысил треть триллиона долларов

Логотип компании
В 2013 году объем рынка смартфонов превысил треть триллиона долларов
IDC подготовила отчет, где указано, что впервые число смартфонов, поставленных по всему миру, превысило в штучном выражении 1 млрд. За 12 месяцев вендоры отгрузили 1004,2 млн смартфонов, что на 38,4% больше, чем в 2012 году (725,3 млн)...

Компания IDC подготовила отчет Worldwide Smartphone Shipments Top One Billion Units for the First Time, где указано, что впервые число смартфонов, поставленных по всему миру, превысило в штучном выражении 1 млрд. За 12 месяцев прошлого года вендоры отгрузили 1004,2 млн смартфонов, что на 38,4% больше, чем в 2012 году (725,3 млн).

 

Интересно, что IDC прогнозировала мировые поставки смартфонов в 2013 году на уровне 1010,4 млн штук, промахнувшись менее чем на 1%. Аналитическая компания Strategy Analytics, впрочем, полагает, что рост рынка смартфонов в 2013-м году составил 41%, а общее число поставленных устройств составило 990 млн штук.

Между тем в четвертом квартале 2013 года поставки смартфонов в мире составили 284,4 млн штук, что на 24,2% больше, чем показатель аналогичного периода 2012 года (229 млн). Свидетельствует ли это о замедлении роста, пока говорить рано. Напомним, в 2011 году этот показатель составил 494,4 млн штук. Таким образом, за последние пару лет продажи в этом сегменте удвоились.

Если же рассматривать рынок телефонов в целом, включая и традиционные кнопочные аппараты, то мировые поставки в 2013 году достигли 1821,8 млн штук – рост по сравнению с 2012 годом составил 4,8% (Strategy Analytics называет цифру в 1,7 млрд штук). Рост в четвертом квартале прошлого года составил всего 0,9%, притом что IDC прогнозировала 3,7%. Доля смартфонов в 2013 году составила 55,1% от всех поставленных устройств (в 2012-м – 41,7%), а в четвертом квартале 2013 года еще подросла – до 58%.

По мнению IDC, в настоящее время в сегменте смартфонов прослеживаются две тенденции: снижение цены и увеличение размеров экрана. «Такие страны, как Китай и Индия, активно покупают смартфоны дешевле $150, именно такие устройства толкают объем рынка вверх», – отмечают аналитики. Недорогие модели позволяют людям со средним достатком в развивающихся странах приобщиться к современному техническому прогрессу.

Среди вендоров разворачивается настоящая гонка с преследованием, и, хотя имеет место заметный отрыв лидеров от арьергарда, последние не думают сдаваться. С одной стороны, Samsung опережает всех весьма значительно, с другой – у компании есть проблемы. Так, в четвертом квартале 2013 года ее операционная прибыль составила $7,71 млрд, сократившись на 18,2% по сравнению с третьим кварталом 2013 года и на 6% по сравнению с четвертым кварталом 2012 года. Продажи тем не менее выросли, но совсем чуть-чуть: в четвертом квартале минувшего года по сравнению с третьим – на 0,3%, а по сравнению с четвертым кварталом 2012 года – на 5,7%, что заметно меньше роста рынка в целом. Чистая же прибыль Samsung в четвертом квартале снизилась по сравнению с третьим кварталом на 11,4%, но выросла на 3,7%, если сравнивать с четвертым кварталом 2012 года.

Аналитики отмечают, что в объеме продаж Samsung растет доля дешевых устройств, что снижает общую маржу и влияет на доходы. В целом за последние три месяца, по данным службы Yahoo! Finance, капитализация Samsung снизилась на 13,9%, а за весь последний год ее ценные бумаги «полегчали» на 8,9%. На компанию давят огромные маркетинговые расходы: в 2013 году на продвижение мобильных устройств потрачено $14 млрд. Вторым фактором, подкосившим финансовое положение компании, стали огромные бонусы менеджерам: с октября по декабрь прошлого года они съели более $1 млрд. Что же касается доли Samsung на мировом рынке смартфонов, то в целом она почти не изменилась: в 2013 году – 31,3% рынка, в 2012-м – 30,3%. За прошлый год, по данным IDC, компания продала 313,9 млн смартфонов, против 219,7 млн в 2012-м. Всего же Samsung реализовала за год 451 млн телефонных устройств, включая кнопочные, заняв 27% рынка смартфонов и обычных телефонов. 

На втором месте среди вендоров смартфонов 2013 года расположилась Apple (в штучном выражении отстает от лидера почти вдвое): продажи – 153,4 млн штук (против 135,9 млн в 2012-м), а рыночная доля в 2013-м году уменьшилась до 15,3% (в 2012-м – 18,7%). Капитализация Apple тоже снижается: курс акций за последний месяц снизился на 8,7%. Отметим, что в последнем квартале прошлого года Apple продала по всему миру 51 млн смартфонов (на 7% больше, чем годом ранее). Однако аналитики разочарованы: они ожидали роста на 14%, до 55 млн устройств. Экспертов смущает, что Apple отстает от общей динамики рынка смартфонов, объем которого в четвертом квартале вырос, как уже упоминалось выше, на 24,2%. Также инвесторы негативно восприняли информацию Тима Кука (Tim Cook), что продажи в Северной Америке в последнем квартале года (для Apple он совпадает с первым кварталом финансового года) снизились на 1%, а в Европе выросли всего на 5%. Правда, в колоде вендора есть джокер – это контракт с оператором China Mobile, у которого 750 млн абонентов. В целом в последнем квартале 2013 года продажи Apple за пределами США составили 64%, увеличившись за отчетный период в Китае на 29%, а в России и вовсе на 115%.

На третьей позиции в «годовой гонке» смартфонов расположилась компания Huawei (отстает от Apple в штучном выражении примерно втрое): продажи в мире в 2013 году  – 48,8 млн штук, против 29,1 млн годом ранее, а доля на мировом рынке достигла в прошлом году 4,9% против 4,0% в 2012-м. Почти вровень с Huawei шла LG: ее продажи составили 47,7 млн штук, а доля рынка которой в 2013-м году выросла до 4,8% против 3,6% в 2012-м. Lenovo финишировала с результатом 45,5 млн смартфонов, заняв 4,5% рынка (в 2012-м – 3,3%).

И наконец, «другие» компании поставили на мировой рынок 394,9 млн смартфонов, чуть-чуть потеряв в доле – с 40,1 до 39,3% (другими словами, «другие» растут параллельно росту рынка, в то время как первая пятерка фактически перераспределяет свои доли). На российском рынке смартфонов «другие» компании тоже заметны.

Заглянем в будущее, изучив, сколько потратили представители первой смартфонной пятерки на НИОКР в 2013 году – это позволит в некоторой степени оценить перспективы их продуктов. Samsung потратила на R&D в 2013-м году $10,4 млрд – это второе место в мире после лидера, которым стала автомобильная компания Volkswagen. Кроме Samsung, в 20 крупнейших компаний с точки зрения расходов на НИОКР входит только Nokia (18-е место, $6,1 млрд). Расходы Apple – $4,475 млрд, Huawei – $2 млрд (эта страна стала одним из лидеров по расходам на НИОКР в Китае, она находится на втором месте по этому показателю после нефтяной компании China National Petroleum Corporation). Последней стала Lenovo с расходами в $623 млн.

Ни в отчете IDC, ни в отчете Strategy Analytics не упомянут объем мирового рынка смартфонов в денежном выражении. Тем не менее в сентябре 2013 года IDC сообщила, что «средняя цена смартфона в мире снизилась с $443 в 2012 году до $372 в текущем году». Умножая последнюю цифру на 1 млрд поставленных на рынок смартфонов, легко получить годовой объем рынка в сумме около $372 млрд. Это чуть меньше, чем ВВП Австрии и ЮАР, но чуть больше ВВП таких стран, как ОАЭ и Дания. 

Опубликовано 31.01.2014

Похожие статьи